"Портрет Татули" (или «Девочка с куклой»)— картина советского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, на которой изображена девятилетняя девочка Тата Урлауб.
Полотно написано в 1937 году поселке Сиверский под Ленинградом. Картина долгое время была неизвестна российским специалистам по творчеству художника. Она находится в коллекции Эстонского художественного музея в Таллинне.
Тата выросла и стала знаменитой актрисой Татьяной Пилецкой, звездой советского кино 50-х годов. Впрочем, она достаточно активно снималась и в последующие годы. Многим Пилецкая известна по роли Тани Огневой в картине “Разные судьбы”. Иногда ее показывают по разным ТВ-каналам.
Взрослая Татьяна поражала своей аристократической красотой, на что немало повлияла генетика. Отцом девушки был Лев Людвиг Эрих Мария Урлауб немецкого происхождения. Именно германские корни доставили немало хлопот отцу Татьяны в 30-40-е годы. А что касается фамилии Пилецкая, то ее Татьяна получила от первого супруга.
Лев Урлауб познакомился с художником Петровом-Водкиным вообще случайно - в пригородном поезде. Однако затем встреча переросла в крепкую дружбу. Живописец изобразил своего друга на картине “Тревога”. Именно Лев выглядывает с волнением в окно. Кстати, это именно тот самый случай, когда даже одна спина может выразить массу эмоций.
Именно Кузьма Петров-Водкин стал крестным отцом маленькой Таты и первым заметил ее выдающиеся способности к танцам. Художник порекомендовал родителям отдать свою дочь в балетную школу. Позже Тата поступила в Вагановское балетное училище, что располагалось в родном Ленинграде.
Юную балерину приметил скульптор Алексей Пахомов. Он как раз получил заказ от Ломоносовского фарфорового завода изобразить прекрасную и хрупкую танцовщицу. Так Татьяна стала моделью для скульптора, который изобразил ее сидящей и завязывающий ленты на танцевальной паре.Предприятие выпускало фарфоровую балерину в двух вариантах - розовом и голубом платье.
В годы Великой Отечественной войны семью Татьяны выслали из Ленинграда, а потому окончила Вагановское училище она лишь в 1945 году. Правда, ей пришлось жить в культурной столице одной, отец и мать еще долгие 11 лет оставались в ссылке из-за немецких корней.
Свою первую эпизодическую роль Татьяна исполнила в картине “Солистка балета” (1946 год). Но эпизод был настолько крохотным, что даже в титрах имени балерины не указано. Однако красоту и стать девушки киноначальники заметили и оценили, а потому пригласили сняться в двух фильмах - “Пирогов” и “Золушка”.
Актриса продолжает сниматься в кино и по сей день. В 2021 году вышла картина Ренаты Литвиновой “Северный ветер”, где Пилецкая сыграла Вечную Алису. В свои 94 года Татьяна Львовна до сих пор стройна и поражает своим прекрасно поставленным голосом.
Сама Пилецкая признавалась, что всего несколько раз видела портрет, созданный Петровым-Водкиным. Один раз это произошло, когда вместе с отцом, вернувшимся из лагеря, она ходила в Русский музей на персональную выставку Петрова-Водкина, девушка тогда была растрогана до слёз. Позже, в Таллинне у Пилецкой был творческий вечер и заведующая отделом русской живописи местного музея привезла на него «Портрет Татули» #живопись #художники
ОДЫ ПРЕКРАСНОМУ
"Портрет Татули" (или «Девочка с куклой»)— картина советского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, на которой изображена девятилетняя девочка Тата Урлауб.
Полотно написано в 1937 году поселке Сиверский под Ленинградом. Картина долгое время была неизвестна российским специалистам по творчеству художника. Она находится в коллекции Эстонского художественного музея в Таллинне.
Взрослая Татьяна поражала своей аристократической красотой, на что немало повлияла генетика. Отцом девушки был Лев Людвиг Эрих Мария Урлауб немецкого происхождения. Именно германские корни доставили немало хлопот отцу Татьяны в 30-40-е годы. А что касается фамилии Пилецкая, то ее Татьяна получила от первого супруга.
Лев Урлауб познакомился с художником Петровом-Водкиным вообще случайно - в пригородном поезде. Однако затем встреча переросла в крепкую дружбу. Живописец изобразил своего друга на картине “Тревога”. Именно Лев выглядывает с волнением в окно. Кстати, это именно тот самый случай, когда даже одна спина может выразить массу эмоций.
Юную балерину приметил скульптор Алексей Пахомов. Он как раз получил заказ от Ломоносовского фарфорового завода изобразить прекрасную и хрупкую танцовщицу. Так Татьяна стала моделью для скульптора, который изобразил ее сидящей и завязывающий ленты на танцевальной паре.Предприятие выпускало фарфоровую балерину в двух вариантах - розовом и голубом платье.
Свою первую эпизодическую роль Татьяна исполнила в картине “Солистка балета” (1946 год). Но эпизод был настолько крохотным, что даже в титрах имени балерины не указано. Однако красоту и стать девушки киноначальники заметили и оценили, а потому пригласили сняться в двух фильмах - “Пирогов” и “Золушка”.
Актриса продолжает сниматься в кино и по сей день. В 2021 году вышла картина Ренаты Литвиновой “Северный ветер”, где Пилецкая сыграла Вечную Алису. В свои 94 года Татьяна Львовна до сих пор стройна и поражает своим прекрасно поставленным голосом.
#живопись
#художники