«С помощью умелой и настойчивой пропаганды можно даже небеса представить людям адом, и, наоборот, самое жалкое существование — раем» (Адольф Гитлер, «Mein Kampf»).
Сейчас диапазон возможностей средств коммуникации — печати, радио, телевидения, телефона - очень широк. Ловким пропагандистам на руку такое изобилие источников информации. Они обширно распространяют нужные им взгляды, даже если они идут в обход логики. Своей цели они достигают, играя на чувствах людей и на их неуверенности в чем-то, используя туманные и двусмысленные выражения, прибегая к искажённой логике. Обычно подобная тактика, увы, оказывается весьма действенной. Негативный оттенок понятие «пропаганда» приобрело во время Первой мировой войны, когда правительства воюющих сторон нередко прибегали к подтасовке фактов, которые приводились в военных сводках средствами массовой информации. После Второй мировой войны пропаганда всё больше и больше превращалась в мощное идеологическое орудие. В последнее время пропагандистские приёмы становятся все более изощрёнными. Сейчас - о некоторых из них.
Сплошной обман!
Несомненно, самый доступный для пропагандиста прием — наглая ложь. Этот приём известен издревле и безотказно работает. Взять, к примеру, написанную ещё в 1543 году Мартином Лютером ложь о евреях, живших в Европе: «Они отравляли воду в колодцах, тайно совершали убийства, похищали детей... Это злобные, жестокие, мстительные и коварные змеи, убийцы, дети дьявола, жалящие и делающие зло». Один профессор политических и общественных наук, изучавший ту эпоху, говорит: «По сути, антисемитизм никоим образом не связан с поступками евреев». Он также отмечает: «...какое бы стихийное или социальное бедствие ни происходило, подозрение всегда падало на евреев». Эта, сказанная веками ранее ложь, так прочно засела в умах людей, что даже сейчас есть те, кто считает, что ситуация между Россией и Украиной - это проделки евреев, которые якобы заинтересованы в уничтожении славян.
Огульные обобщения
Еще один эффективный прием пропаганды — обобщение. С помощью огульных обобщений, как правило, затушевывают важные факты, имеющие отношение к тому или иному вопросу, а нередко также формируют негативное мнение о целых группах людей, приписывая им дурные свойства. «Все цыгане [или иммигранты] — воры». Подобного рода высказывания нередко можно услышать как в России, так и в некоторых странах Европы. Но так ли это на самом деле? Вот что сказано в одном источнике о цыганах: "Общественное мнение и СМИ часто существенно преувеличивают масштабы цыганской преступности и процент цыган, вовлечённых в криминальную деятельность". То же самое относится к иммигрантам: "Анализ 51 исследований взаимосвязи между иммиграцией и преступностью в разных странах, проведённых в 1994—2014 гг., показал, что ммиграция наоборот несколько снижает уровень преступности. В целом связь этих явлений очень слаба. Также было установлено, что люди склонны переоценивать связь миграции и преступности". Статистика: В целом более 96% преступлений совершаются не иммигрантами, а гражданами собственной страны.
Наклеивание ярлыков
Некоторые люди, вместо того чтобы оперировать фактами, начинают оскорблять тех, кто не разделяет их точку зрения, переходить на личности, ставя под сомнение искренность побуждений своих оппонентов. Какому-либо человеку, группе людей или системе взглядов привешивают ярлык — отрицательную, легко запоминающуюся характеристику. И такой прием срабатывает, когда люди, вместо того, чтобы самим взвесить все факты, отвергают данного человека или систему взглядов из-за чьей-то негативной оценки.
Специалисты из Института исследований пропаганды отмечают, что «оскорбительные ярлыки — мощное оружие, влияющее на ход истории и на жизнь каждого из нас». Например, в последние два года белорусская пропаганда стала более агрессивной и местами даже жестокой. Тех, кто не поддерживает Александра Лукашенко и его политику, там называют то «фашистами», то «нацистами» - будь это иностранные политики или белорусские граждане, на налоги которых существуют и государственные медиа, и органы власти. Являются ли они действительно "нацистами"? Этот ярлык направлен лишь на то, чтобы сформировать негативное мнение о противниках существующей системы.
Игра на чувствах людей
Такой приём играет решающую роль в формировании у людей определенного мнения. Искушённые журналисты и рекламисты делают ставку на эмоциональное воздействие, ловко играя на чувствах людей. Ненависть — очень сильное чувство, которое пропагандисты используют в своих целях. Эффективное средство для разжигания ненависти — использование подтекста. Существует практически неиссякаемый запас ядовитых слов, способных возбудить или подогреть ненависть к отдельным расам, национальным и религиозным группам. Таким образом в умах тех, кто подвержен такой пропаганде, целый народ может стать предметом ненависти. Хотя совершенно ясно, что в любом народе есть разные люди, как хорошие, так и плохие. Как сказано в Библии, Богу приятен человек, "во всяком народе боящийся его и поступающий праведно..." (Деяния 10:35) Отсюда видно, что в любом народе есть праведные люди Но подверженные пропаганде уже не думают об этом. Наслушавшись идеологических шаблонов, они считают всех представителей определенной группы или народа одинаково плохими. Но даже если и не всех, то обобщения способны создать образ, который вызывает ненависть. Например, сейчас навязывается такой взгляд, что есть "плохие" и " хорошие" беженцы. Все, кто едут из Украины в качестве беженцев в Россию или Белоруссию - они нормальные или "хорошие". С другой стороны, те, кто уезжает в Польшу или другие страны Европы - "бандеровцы". В реальности такое обобщение не имеет ничего общего с действительностью, но вызывает ненависть у граждан России и Белоруссии к тем, кто ищет убежища в Европе.
Лозунги и символы
Лозунг — это краткое изречение, обычно выражающее основную задачу или руководящую идею. Правильность такого утверждения обычно не вызывает сомнений, поскольку оно носит лишь общий характер. В период кризиса или конфликта в какой-либо стране демагоги могут бросать, например, такие лозунги: «Моя страна всегда права», «Родина, вера, семья» или «Свобода или смерть». Но анализирует ли большинство людей истинные причины данного кризиса, конфликта? Или они просто соглашаются с тем, что им говорят? Зачастую, правительства любой страны, использует подобные лозунги, прикрывая истинные причины своих действий. Такие лозунги наполняют чувством патриотизма массу граждан, которые сами страдают от действий своего правительства в каком-либо отношении Такие люди могут переживать, что эти действия привели к ухудшению уровня их жизни или даже навредили им ещё в большей степени. Но, одурманенные пропагандой, они будут в то же время уверенно скандировать лозунги, которые вталкивают им в мозги. Такие люди могут быть уверены, что все вокруг - враги, и только правительство их страны заботится о том, чтобы эти враги не сделали их жизнь ещё хуже. Правительство в это время продвигает свои интересы, о которых граждане, одурманенный пропагандой, даже не задумываются. Такие понятия-символы, как отечество, и родина-мать могут стать мощным оружием в руках ловких манипуляторов чужим мнением.
Мы видим, что искусная пропаганда может парализовать разум, лишить здравомыслия и проницательности, заставить человека руководствоваться стадным чувством. А когда государство полностью или частично контролирует пропаганду, то оно продвигает через неё свою картину мира. К слову сказать, это делает любое государство, используя подконтрольные государственные каналы вещания. Вот пример того, как некоторые факты не вписываются в пропагандистские взгляды определённого правительства. Не так давно германское издание "Spiegel" выложило на своём ресурсе видеоролик, в котором женщина из Мариуполя высказывает отрицательные взгляды в сторону бойцов полка "Азов" и приводит факты в поддержку своих слов. Через некоторое время видео было удалено с данного ресурса. Как объяснила редакция "Spiegel", это произошло "по причине того, что данный ролик не соответствует действительным взглядам". Понятно, что отрицательные высказывания в сторону Азовцев не соответствует "действительным" взглядам правительства Германии.
Эти, и подобные им случаи, явно показывают, что пропаганда работает на правительство любой страны. Она влияет на то, что граждане этих стран начинают думать и поддерживать вектор, задаваемый правительством, зачастую особо не задумываясь о том, правилен ли он. Конечно, мы можем задуматься и изменить свои взгляды.
Но, как правило, люди не хотят этого делать. Чаще всего они готовы находить объяснения и оправдания себе, своим действиям и той стране, которую они представляют.
Тайны Мира.Древние цивилизации.Палеоконтакт.
:Vladimir Sorokin
«С помощью умелой и настойчивой пропаганды можно даже небеса представить людям адом, и, наоборот, самое жалкое существование — раем» (Адольф Гитлер, «Mein Kampf»).
Негативный оттенок понятие «пропаганда» приобрело во время Первой мировой войны, когда правительства воюющих сторон нередко прибегали к подтасовке фактов, которые приводились в военных сводках средствами массовой информации. После Второй мировой войны пропаганда всё больше и больше превращалась в мощное идеологическое орудие. В последнее время пропагандистские приёмы становятся все более изощрёнными. Сейчас - о некоторых из них.
Сплошной обман!
Несомненно, самый доступный для пропагандиста прием — наглая ложь. Этот приём известен издревле и безотказно работает. Взять, к примеру, написанную ещё в 1543 году Мартином Лютером ложь о евреях, живших в Европе: «Они отравляли воду в колодцах, тайно совершали убийства, похищали детей... Это злобные, жестокие, мстительные и коварные змеи, убийцы, дети дьявола, жалящие и делающие зло».
Один профессор политических и общественных наук, изучавший ту эпоху, говорит: «По сути, антисемитизм никоим образом не связан с поступками евреев». Он также отмечает: «...какое бы стихийное или социальное бедствие ни происходило, подозрение всегда падало на евреев».
Эта, сказанная веками ранее ложь, так прочно засела в умах людей, что даже сейчас есть те, кто считает, что ситуация между Россией и Украиной - это проделки евреев, которые якобы заинтересованы в уничтожении славян.
Огульные обобщения
Еще один эффективный прием пропаганды — обобщение. С помощью огульных обобщений, как правило, затушевывают важные факты, имеющие отношение к тому или иному вопросу, а нередко также формируют негативное мнение о целых группах людей, приписывая им дурные свойства. «Все цыгане [или иммигранты] — воры». Подобного рода высказывания нередко можно услышать как в России, так и в некоторых странах Европы. Но так ли это на самом деле?
Вот что сказано в одном источнике о цыганах:
"Общественное мнение и СМИ часто существенно преувеличивают масштабы цыганской преступности и процент цыган, вовлечённых в криминальную деятельность".
То же самое относится к иммигрантам:
"Анализ 51 исследований взаимосвязи между иммиграцией и преступностью в разных странах, проведённых в 1994—2014 гг., показал, что ммиграция наоборот несколько снижает уровень преступности. В целом связь этих явлений очень слаба. Также было установлено, что люди склонны переоценивать связь миграции и преступности".
Статистика:
В целом более 96% преступлений совершаются не иммигрантами, а гражданами собственной страны.
Некоторые люди, вместо того чтобы оперировать фактами, начинают оскорблять тех, кто не разделяет их точку зрения, переходить на личности, ставя под сомнение искренность побуждений своих оппонентов. Какому-либо человеку, группе людей или системе взглядов привешивают ярлык — отрицательную, легко запоминающуюся характеристику. И такой прием срабатывает, когда люди, вместо того, чтобы самим взвесить все факты, отвергают данного человека или систему взглядов из-за чьей-то негативной оценки.
Специалисты из Института исследований пропаганды отмечают, что «оскорбительные ярлыки — мощное оружие, влияющее на ход истории и на жизнь каждого из нас».
Например, в последние два года белорусская пропаганда стала более агрессивной и местами даже жестокой. Тех, кто не поддерживает Александра Лукашенко и его политику, там называют то «фашистами», то «нацистами» - будь это иностранные политики или белорусские граждане, на налоги которых существуют и государственные медиа, и органы власти. Являются ли они действительно "нацистами"? Этот ярлык направлен лишь на то, чтобы сформировать негативное мнение о противниках существующей системы.
Игра на чувствах людей
Такой приём играет решающую роль в формировании у людей определенного мнения. Искушённые журналисты и рекламисты делают ставку на эмоциональное воздействие, ловко играя на чувствах людей.
Ненависть — очень сильное чувство, которое пропагандисты используют в своих целях. Эффективное средство для разжигания ненависти — использование подтекста. Существует практически неиссякаемый запас ядовитых слов, способных возбудить или подогреть ненависть к отдельным расам, национальным и религиозным группам. Таким образом в умах тех, кто подвержен такой пропаганде, целый народ может стать предметом ненависти. Хотя совершенно ясно, что в любом народе есть разные люди, как хорошие, так и плохие. Как сказано в Библии, Богу приятен человек, "во всяком народе боящийся его и поступающий праведно..." (Деяния 10:35) Отсюда видно, что в любом народе есть праведные люди Но подверженные пропаганде уже не думают об этом. Наслушавшись идеологических шаблонов, они считают всех представителей определенной группы или народа одинаково плохими. Но даже если и не всех, то обобщения способны создать образ, который вызывает ненависть. Например, сейчас навязывается такой взгляд, что есть "плохие" и " хорошие" беженцы. Все, кто едут из Украины в качестве беженцев в Россию или Белоруссию - они нормальные или "хорошие". С другой стороны, те, кто уезжает в Польшу или другие страны Европы - "бандеровцы". В реальности такое обобщение не имеет ничего общего с действительностью, но вызывает ненависть у граждан России и Белоруссии к тем, кто ищет убежища в Европе.
Лозунг — это краткое изречение, обычно выражающее основную задачу или руководящую идею. Правильность такого утверждения обычно не вызывает сомнений, поскольку оно носит лишь общий характер.
В период кризиса или конфликта в какой-либо стране демагоги могут бросать, например, такие лозунги: «Моя страна всегда права», «Родина, вера, семья» или «Свобода или смерть». Но анализирует ли большинство людей истинные причины данного кризиса, конфликта? Или они просто соглашаются с тем, что им говорят?
Зачастую, правительства любой страны, использует подобные лозунги, прикрывая истинные причины своих действий. Такие лозунги наполняют чувством патриотизма массу граждан, которые сами страдают от действий своего правительства в каком-либо отношении Такие люди могут переживать, что эти действия привели к ухудшению уровня их жизни или даже навредили им ещё в большей степени. Но, одурманенные пропагандой, они будут в то же время уверенно скандировать лозунги, которые вталкивают им в мозги. Такие люди могут быть уверены, что все вокруг - враги, и только правительство их страны заботится о том, чтобы эти враги не сделали их жизнь ещё хуже. Правительство в это время продвигает свои интересы, о которых граждане, одурманенный пропагандой, даже не задумываются. Такие понятия-символы, как отечество, и родина-мать могут стать мощным оружием в руках ловких манипуляторов чужим мнением.
Мы видим, что искусная пропаганда может парализовать разум, лишить здравомыслия и проницательности, заставить человека руководствоваться стадным чувством. А когда государство полностью или частично контролирует пропаганду, то оно продвигает через неё свою картину мира. К слову сказать, это делает любое государство, используя подконтрольные государственные каналы вещания. Вот пример того, как некоторые факты не вписываются в пропагандистские взгляды определённого правительства. Не так давно германское издание "Spiegel" выложило на своём ресурсе видеоролик, в котором женщина из Мариуполя высказывает отрицательные взгляды в сторону бойцов полка "Азов" и приводит факты в поддержку своих слов. Через некоторое время видео было удалено с данного ресурса. Как объяснила редакция "Spiegel", это произошло "по причине того, что данный ролик не соответствует действительным взглядам". Понятно, что отрицательные высказывания в сторону Азовцев не соответствует "действительным" взглядам правительства Германии.
Эти, и подобные им случаи, явно показывают, что пропаганда работает на правительство любой страны. Она влияет на то, что граждане этих стран начинают думать и поддерживать вектор, задаваемый правительством, зачастую особо не задумываясь о том, правилен ли он. Конечно, мы можем задуматься и изменить свои взгляды.