Шуберт (31 января 1797 – 19 ноября 1828 гг.) — первый великий композитор-романтик. Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний — все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно и непринужденно льющихся мелодиях. Эмоциональная открытость романтического мироощущения, непосредственность выражения подняли на невиданную до тех пор высоту жанр песни: этот прежде второстепенный жанр у Шуберта стал основой художественного мира. В песенной мелодии композитор мог выразить целую гамму чувств. Его неиссякаемый мелодический дар позволял сочинять по нескольку песен в день (всего их более 600).
Шуберт родился в семье школьного учителя. У мальчика очень рано обнаружились выдающиеся музыкальные способности и его отдали на обучение в конвикт (1808-13). Там он пел в хоре, изучал теорию музыки под руководством А.Сальери, играл в ученическом оркестре и дирижировал им.
В течение нескольких лет (1814-18) школьная работа отвлекала Шуберта от творчества, и все же он сочиняет чрезвычайно много. Если в инструментальной музыке еще видна зависимость от стиля венских классиков (главным образом В.А.Моцарта), то в жанре песни композитор уже в 17 лет создает произведения, полностью выявившие его индивидуальность. Поэзия И.В.Гёте вдохновила Шуберта на создание таких шедевров, как «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», песни из «Вильгельма Мейстера» и др. Много песен Шуберт написал и на слова другого классика немецкой литературы — Ф. Шиллера.
Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию — все это определяло облик творчества Шуберта.
Расцвет шубертовского творчества — 20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая «Неоконченная» симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, Девятая по счету). Обе симфонии долгое время были неизвестны: до-мажорная была обнаружена Р.Шуманом в 1838 г., а «Неоконченная» — найдена только в 1865 г. Много трудностей и неудач было и с оперными постановками. Несмотря на это, Шуберт постоянно писал для театра (всего около 20 произведений) — оперы, зингшпили, музыку к спектаклю В.Чези «Розамунда». Он создает и духовные произведения (в т. ч. 2 мессы). Замечательную по глубине и силе воздействия музыку писал Шуберт в камерных жанрах (22 сонаты для фортепиано, 22 квартета, около 40 других ансамблей). Его экспромты (8) и музыкальные моменты (6) положили начало романтической фортепианной миниатюре.
Первый из них — «Прекрасная мельничиха» (1823) — своего рода «роман в песнях», охваченный единой фабулой. Молодой человек, полный сил и надежд, отправляется навстречу счастью. Весенняя природа, бодро журчащий ручеек — все создает жизнерадостное настроение.. Любовь к дочери мельника, ее счастливые мгновения сменяются тревогой, терзаниями ревности и горечью измены. В ласково журчащих, убаюкивающих струях ручья герой находит покой и утешение.
Второй цикл — «Зимний путь» (1827) — ряд скорбных воспоминаний одинокого скитальца о неразделенной любви, трагические раздумья, лишь изредка перемежающиеся светлыми грезами. Это — олицетворение пути самого Шуберта, уже тяжело больного, измученного постоянной нуждой, непосильной работой и равнодушием к своему творчеству. Венец вокального творчества — «Лебединая песня» — сборник песен на слова различных поэтов, в том числе Г.Гейне, оказавшегося близким «позднему» Шуберту, острее и болезненнее почувствовавшему «раскол мира».
Успех первого (и единственного) авторского концерта, организованного за несколько месяцев до смерти, привлек, наконец внимание музыкальной общественности. Его музыка, прежде всего песни, начинает быстро распространяться по всей Европе, находя кратчайший путь к сердцам слушателей. Она оказывает огромное влияние на композиторов-романтиков, следующих поколений. Без открытий, сделанных Шубертом, невозможно представить Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Малера. Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека.
В экспозиции выставки творчество Ф.Шуберта представлено следующими грампластинками с записями известных сочинений: «Восемь симфоний и фрагменты музыки к пьесе Г.фон Шези Розамунда» (Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Карл Бем.)
Узнать о биографии Ф.Шуберта можно в следующих книгах:
Монография Ю.Хохлова «Жизнь и творчество в материалах и документах». В основу книги, положены письма австрийского композитора. Воспоминания о нем его друзей, отзывы о сочинениях, публиковавшиеся на страницах современной ему периодической печати. В последней главе книги рассказывается о постепенном посмертном признании творчества Шуберта.
В серии «Иллюстрированные биографии великих музыкантов» Пегги Вудфорд «Ф.Шуберт». Перевод с английского Е.Розовской. Лицензионное издание на русском языке. Монография рассказывает, что при жизни композитора, его музыка была совсем мало известна, а его симфонии и камерные сочинения были открыты лишь десятилетия спустя. В книге содержится указатель источников и перечень важнейших сочинений замечательного австрийского композитора.
Приглашаем Вас, посетить выставку, в зале фонотеки Специальной городской библиотеки искусств им. А.С. Пушкина.
Специальная городская библиотека им. А.С. Пушкина
Ф.
Шуберт (31 января 1797 – 19 ноября 1828 гг.) — первый великий композитор-романтик. Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний — все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно и непринужденно льющихся мелодиях. Эмоциональная открытость романтического мироощущения, непосредственность выражения подняли на невиданную до тех пор высоту жанр песни: этот прежде второстепенный жанр у Шуберта стал основой художественного мира. В песенной мелодии композитор мог выразить целую гамму чувств. Его неиссякаемый мелодический дар позволял сочинять по нескольку песен в день (всего их более 600).
Шуберт родился в семье школьного учителя. У мальчика очень рано обнаружились выдающиеся музыкальные способности и его отдали на обучение в конвикт (1808-13). Там он пел в хоре, изучал теорию музыки под руководством А.Сальери, играл в ученическом оркестре и дирижировал им.
В течение нескольких лет (1814-18) школьная работа отвлекала Шуберта от творчества, и все же он сочиняет чрезвычайно много. Если в инструментальной музыке еще видна зависимость от стиля венских классиков (главным образом В.А.Моцарта), то в жанре песни композитор уже в 17 лет создает произведения, полностью выявившие его индивидуальность. Поэзия И.В.Гёте вдохновила Шуберта на создание таких шедевров, как «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», песни из «Вильгельма Мейстера» и др. Много песен Шуберт написал и на слова другого классика немецкой литературы — Ф. Шиллера.
Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию — все это определяло облик творчества Шуберта.
Расцвет шубертовского творчества — 20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая «Неоконченная» симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, Девятая по счету). Обе симфонии долгое время были неизвестны: до-мажорная была обнаружена Р.Шуманом в 1838 г., а «Неоконченная» — найдена только в 1865 г. Много трудностей и неудач было и с оперными постановками. Несмотря на это, Шуберт постоянно писал для театра (всего около 20 произведений) — оперы, зингшпили, музыку к спектаклю В.Чези «Розамунда». Он создает и духовные произведения (в т. ч. 2 мессы). Замечательную по глубине и силе воздействия музыку писал Шуберт в камерных жанрах (22 сонаты для фортепиано, 22 квартета, около 40 других ансамблей). Его экспромты (8) и музыкальные моменты (6) положили начало романтической фортепианной миниатюре.
Первый из них — «Прекрасная мельничиха» (1823) — своего рода «роман в песнях», охваченный единой фабулой. Молодой человек, полный сил и надежд, отправляется навстречу счастью. Весенняя природа, бодро журчащий ручеек — все создает жизнерадостное настроение.. Любовь к дочери мельника, ее счастливые мгновения сменяются тревогой, терзаниями ревности и горечью измены. В ласково журчащих, убаюкивающих струях ручья герой находит покой и утешение.
Второй цикл — «Зимний путь» (1827) — ряд скорбных воспоминаний одинокого скитальца о неразделенной любви, трагические раздумья, лишь изредка перемежающиеся светлыми грезами. Это — олицетворение пути самого Шуберта, уже тяжело больного, измученного постоянной нуждой, непосильной работой и равнодушием к своему творчеству.
Венец вокального творчества — «Лебединая песня» — сборник песен на слова различных поэтов, в том числе Г.Гейне, оказавшегося близким «позднему» Шуберту, острее и болезненнее почувствовавшему «раскол мира».
Успех первого (и единственного) авторского концерта, организованного за несколько месяцев до смерти, привлек, наконец внимание музыкальной общественности. Его музыка, прежде всего песни, начинает быстро распространяться по всей Европе, находя кратчайший путь к сердцам слушателей. Она оказывает огромное влияние на композиторов-романтиков, следующих поколений. Без открытий, сделанных Шубертом, невозможно представить Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Малера. Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека.
В экспозиции выставки творчество Ф.Шуберта представлено следующими грампластинками с записями известных сочинений: «Восемь симфоний и фрагменты музыки к пьесе Г.фон Шези Розамунда» (Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Карл Бем.)
Ф.Шуберт. Прекрасная мельничиха. Лебединая песня. Вокальный цикл. (Дитрих Фишер – Дискау баритон).
Ф.Шуберт. Зимний путь. Вокальный цикл. (Карлис Заринь тенор).
Узнать о биографии Ф.Шуберта можно в следующих книгах:
Монография Ю.Хохлова «Жизнь и творчество в материалах и документах». В основу книги, положены письма австрийского композитора. Воспоминания о нем его друзей, отзывы о сочинениях, публиковавшиеся на страницах современной ему периодической печати. В последней главе книги рассказывается о постепенном посмертном признании творчества Шуберта.
В серии «Иллюстрированные биографии великих музыкантов» Пегги Вудфорд «Ф.Шуберт». Перевод с английского Е.Розовской. Лицензионное издание на русском языке. Монография рассказывает, что при жизни композитора, его музыка была совсем мало известна, а его симфонии и камерные сочинения были открыты лишь десятилетия спустя. В книге содержится указатель источников и перечень важнейших сочинений замечательного австрийского композитора.
Приглашаем Вас, посетить выставку, в зале фонотеки Специальной городской библиотеки искусств им. А.С. Пушкина.