Память чувства.

Online-беседа «Бесконечно влюбленный в кино»
Глеб Анатольевич Панфилов (1934-2023)
К 90-летию со дня рождения российского режиссера

Сегодня 90 лет могло бы исполниться Глебу Панфилову — выдающемуся советскому и российскому режиссеру, который ушел из жизни 26 августа прошлого года. По образованию химик и оператор, он более полувека посвятил кинематографу и театру, став по праву одним из виднейших режиссеров.
Родился на Урале 21 мая 1934 года. Детство прошло в Магнитогорске и Свердловске. В 1942 году Глеб пошел в школу. К учебе поначалу относился легкомысленно — мальчика выгоняли из класса, но тот не расстраивался и шел в кино или на балет.

Химик по образованию, выпускник Уральского политеха, он попал в
кино из городской ячейки комсомола, организовав в Свердловске
любительскую киностудию. Здесь с друзьями и единомышленниками Панфилов снял первые фильмы. Глеб понял, что нашел призвание, но вместе с тем ощущал нехватку профильного образования.
В 1960 году Панфилова поступил операторский факультет ВГИКа.
Через четыре года Панфилов поставит фильм с Инной Чуриковой. Характерная актриса эпизодов, не красавица, но образ бесспорной силы, исполнит главную роль в полнометражном художественном дебюте режиссера. «В огне брода нет» – хроника жизни санитарки Тани Теткиной, приписанной к госпитальному поезду, качающемуся на рельсах гражданской войны.
Режиссер влюбится в этот образ и останется с Чуриковой до самого конца – как с любимой актрисой и супругой, верным сподвижником.
Простая ткачиха Паша из «Начала»- жанр «кино о кино» в руках Панфилова –становится фигурой равноценной Орлеанской деве Жанне д'Арк, да и судьба ее, с поправками на время, оказывается такой же несчастной.
Уже после выхода первых работ кинокритики поставили Глеба Анатольевича в один ряд со звездными коллегами.
Двухсерийная драма «Прошу слова» — самостоятельный сценарный дебют Панфилова — вышла на экраны в 1976 году. Это история женщины (и снова Инна Чурикова), сделавшей карьерный скачок из работницы фабрики в председатели горисполкома.
Рис.6 Тема
В драме с элементами черной комедии «Тема» Панфилов показал трагедию писателя, растратившего талант на суету и желание угодить власти. Цензура не пропустила картину в прокат, и «Тема» пролежала на полке до 1986 года.
Яркой страницей в фильмографии Панфилова стала психологическая лента «Валентина» по пьесе сибирского писателя Александра Вампилова. Блестящими кинематографическими приемами Глебу Анатольевичу удалось передать такие эмоциональные состояния, как грусть и безысходность.

Драму «Васса» по произведению Максима Горького зрители увидели в 1983 году. Режиссер осовременил пьесу классика, ввел новые сюжетные линии, при этом критики сошлись во мнении, что Глеб Панфилов следовал замыслу Максима Горького, не исковеркав произведение.

В начале 2000-х Глеб Анатольевич представил проект «В круге первом» — экранизацию одноименного произведения Александра Солженицына. Идею снять драму по роману режиссер вынашивал 30 лет. Главного героя в мини-сериале сыграл Евгений Миронов, в роли Иосифа Сталина появился Игорь Кваша.
В качестве театрального режиссера Глеб Анатольевич дебютировал в «Ленкоме». В середине 1980-х Панфилов поставил «Гамлета». Подмостки этого театра украсили такие спектакли знаменитости, как «Аквитанская львица» и «Ложь во спасение».
В 2017 году талантливый режиссер поставил для Театра наций представление «Аудиенция» по мотивам пьесы британского драматурга Питера Моргана. Центрального персонажа сыграла его муза Инна Чурикова, получившая за работу «Хрустальную Турандот».
Эти спектакля для своей Галатеи режиссер поставил так, как может это сделать мужчина, бесконечно влюбленный в свою женщину.

Комментарии

Комментариев нет.