Резьба по дереву: история зарождения и развитие

Резьба по дереву: история зарождения и развитие - 863125061850
История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.

Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.

От идола и артели

Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало.
Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов.

Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей.

Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например,капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду.

Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.

 Домовая резьба
 
Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резнойдекор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры.

В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.

Пропильная резьба

Ажурную резьбу время от времени именуют пропильной или сквозной резьбой, поскольку в ней отсутствует фон. В принципе, фоном в данном случае выступает всё, что можно увидеть через пропилы. Сквозная резьба – это своеобразная визитная карточка деревушек России и старинных городов, где по-прежнему сбереглись 1- и 2-этажные строения из дерева. Однако ажурные изделия не потеряли своего признания и в наше время.

Причем, ажурную резьбу, которая украшает дома из дерева, можно увидеть не только в пригородных домах, но и в больших городах. Её можно встретить и на строениях площадок для детей, и на небольших постройках, по типу кафетериев. Но в чем большей отдаленности находится город, тем чаще можно встретить «кружевные» дома. Орнаменты и узоры пропильной резьбы много в чем позаимствованы у рельефной резьбы по дереву, с одним только различием, что «кружева» не предполагают присутствия фона, о чем упоминалось выше.

Отдадим должное резчикам по дереву, которые соблюдают «классические» формы, используемые нашими пращурами. И хотя фантазия мастера не имеет границ, ажурная резьба, в первую очередь, представляет собой изображение контуров зверей, деталей растений и перевитые замысловатые линии. Иными словами, данная резьба остается своеобразным отображением природы и исключает любого рода новшества, отражающие современный мир.

Для ажурной резьбы всегда применялась и продолжает употребляться сосновая илиственничная древесина. Для маленьких поделок, декорирующих жилье, заготовками выступает березовая, осиновая и липовая древесина. Но, рассказывая о том, что подобными работами занимаются профессионалы, мы не исключаем того, что данное занятие по силам и домашнему умельцу.

Допустим, что домашний мастер вознамерился декорировать окна своего загородного домаажурными наличниками. Для этого ему, прежде всего, понадобятся сосновые и лиственничные доски. Решив, как именно требуется длина наличников, мастер оставляет на досках пометки и отпиливает нужное число заготовок. Перед тем, как начать работу, требуется провести обработку древесины при помощи рубанка и прочих инструментов.

На данном этапе не нужно спешить взяться за инструмент и немедля приняться за резьбу. В первую очередь мастеру необходимо почувствовать себя творцом и, воспользовавшись наброском, нанести на бумагу выбранный рисунок. После того, как рисунок возникнет на бумаге, мастеру потребуется перенести их на заготовку. Проделать данную задачу вам поможет обычная копирка, но при всём этом не забывайте, что копирка обязательно оставит на древесине темные пятна, которые далее необходимо будет удалить при помощи шкурки.

После того, как на заготовку наносится рисунок, умелец берет шило и проделывает на поверхности заготовки точки для сверления. После того, как отверстие для «входа» пилы высверлено, мастер берет ножовку с зауженным острым полотном. Данным инструментом выпиливаются прямые и немного изогнутые линии. Для проделывания полукруглого пропила, необходимо воспользоваться так званой поворотной пилой.

По окончании высверливания и выпиливания рисунка, требуется подготовить поверхность для дальнейшего нанесения на нее лакировки. После того, как умелец преодолеет все задачи, «новорожденные» наличники необходимо приколотить, или прикрутить при помощи саморезов к оконным коробкам. Только после этого можно начинать покрывать наличники. Тип покрытия каждый мастер выбирает сам. Кстати, полезно будет обработать изделия антисептическими препаратами. Это даст возможность увеличить эксплуатационный период «кружевного» дерева.

Резьба в стиле барокко
Резьба по дереву: история зарождения и развитие - 863125062106
Стиль барокко, возникший в Италии в конце XVI века, характеризуется растительными мотивами (закрученные ветви, зелень и гирлянды цветов), использованием приемов маркетри (покрытие мебели пластинками разноцветного дерева) и путти (изображение пухлых младенцев). Этому стилю присущи изображения в резьбе кисточек, ламбрекенов, гербов и инициалов, а также создание захватывающих визуальных эффектов. Искусство барокко отличается от других направлений тонкой игрой света и тени, насыщенным цветом и изображением самых драматических моментов различных исторических событий или мифологических сюжетов. Можно сказать, что задачей данного стиля в искусстве было вызвать как можно больше эмоций и чувств.

Самый известный и знаменитый резчик по дереву времен барокко – это английский мастер Гринлинг Гиббонс. В его творениях можно наблюдать невероятно сложную резьбу фруктов, цветов, листьев, рыб и птиц. Не удивительно, что искусного мастера приглашали оформлять резьбой королевские дворцы.

Изделия мастеров – резчиков, выполненные в стиле барокко, — это резные украшения помещений, рамы для картин и зеркал, гребни и заколки, оформление дверей и биллиардных столов, и, прежде всего, изысканное украшение различных видов мебели.
Резьба по дереву в стиле барокко имеет ряд особенностей. Обычно, она бывает скульптурной или объемно-рельефной и выполняется из массива дерева. Такая резьба может иметь как сквозной орнамент, так и глухой. Она не имеет плоских поверхностей и прямых линий. Характерные элементы барочного резного орнамента – изображения свитков и сочетание их с различными завитками и гротесками, криволинейные поверхности, причудливые цветы и листья, люди в необычных позах.

Материалы, применяемые в барочной резьбе по дереву, должны быть достаточно твердыми и долговечными. Как правило, это черное дерево, дуб и бук. Кроме того, изделия в этом стиле часто покрывают серебром и позолотой. В соответствии со своим характером, резьба «барокко» имеет свои особенности в технологии изготовления. В работе используют не только ручной инструмент (резцы, стамески, долота, ножи и сверла), но и механизированный, что позволяет значительно укорить сроки изготовления резных изделий.

Восточная резьба

Предметы интерьера, украшенные резьбой были распространены в мире еще со времен египетских фараонов. Колесницы правителей Египта были украшены невероятно красивой резьбой, на бытовых предметах того времени также встречаются элементы резьбы по дереву. Некоторые специалисты считают, что древний Египет и является родиной этого вида декоративного искусства.

Однако, восточные мастера – резчики ни сколько не уступали египетским. Вызывают восхищение различные шкатулки, ларцы, зеркала, украшенные изысканным орнаментом. Мастера востока хранили в тайне секреты своего ремесла и передавали их из поколения в поколение. Элементы декора с резьбой придают убранству дома тепло и уютный аромат натурального дерева. Наверное поэтому в Индии принято было украшать интерьер домов богатых людей мебелью из красного дерева, украшенного резными узорами.

Разнообразными и красивыми резными изделиями и скульптурами были украшены храмы Таиланда, сохранившиеся до наших дней. Стены помещений содержат целые «массивы» из ажурных деревянных панно и разнообразных фигур божеств. Потолок можно рассматривать часами – такое обилие ажурной резьбы и деревянных украшений там находится. Среди интересных, резных элементов декора храмов множество фигурок людей и деревянных скульптурных сценок их жизни обожествленных персонажей, огромные резные цветы, драконы, купола, слоны, птицы и чудовища.

Невероятно красивая, ажурная резьба с огромным количеством мелких деталей была распространена в Средней Азии. Двери мечетей просто испещрены изящным растительным и геометрическим орнаментом. Неотъемлемая черта восточной резьбы – это роскошь во всех деталях. Среди традиционных изделий шести и восьмигранные столешницы, табуреты, а также офисные столы, декорированные изысканной резьбой. Орнамент изделий, обычно, состоит из центральной композиции в виде медальона в окружении узких и широких геометрических полос. Художественная ценность таких изделий заключается в красоте и пластике орнамента, в ритме, сообщаемом отдельными элементами, в сочетании резного рисунка с формой предмета.

Восточной резьбой украшали не только двери, столы и табуреты. Элементы резьбы присутствовали в богатой отделке потолков, беседок, диванов, летних топчанов, качелей, подставок под книги, ваз, блюд и других предметов быта.

Как и другие виды резьбы, восточная резьба по дереву отлично впишется в современный дизайн квартиры, дома или офиса. Даже самые небольшие предметы с элементами восточной резьбы сообщат интерьеру изысканности и добавят немного роскоши.

Домовая резьба

Нижегородский край знаменит своими талантами и беспрекословным соблюдением традиций. Именно здесь сосредоточена примерно треть всех народных художественных промыслов России. Так исторически сложилось, что русские мастера уделяли особое внимание резьбе по дереву.

Второе название нижегородской резьбы по дереву – «глухая», «корабельная» или «барочная». Ее корни уходят в середину XVIII-начало XIX века, когда с помощью такой рези украшали волжские суда. Глухим этот вид резьбы окрестили потому, что он не предполагал никаких сквозных отверстий.

Другие отличительные черты – крупность, сочность, необходимость рассматривания с большого расстояния, выразительность и символизм. Самые распространенные орнаменты включали символы цветущей природы – звери, птицы и цветы, символизирующие щедрость и плодородность земли. Львы, русалки и сказочные чудовища служили в качестве оберегов, защищающих людей от злых духов. А роль вестника счастья, радости и благополучия выполняла птица Сирин. То бишь, эти узоры были не просто украшением – они несли мощный магический характер.

Нижегородский уезд был районом наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву – в итоге с кораблей этот декор перекочевал на избы. Дело в том, что зимой судостроители воздвигали суда, а весной приходилось искать подработку. Так и возникла мода на резной убор домов, гармонирующий с архитектурно-ландшафтным решением и придающий им праздничный вид. Особое внимание уделялось оформлению наличников, т.е. оконных проемов здания, ведь именно они являются лицом дома и его визитной карточкой.

Глухая резьба была доступна лишь мастерам высокой квалификации, которые не только знали о свойствах разных пород дерева, но и ловко работали с помощью полукруглых долот. Работали целыми группами: сначала художественный руководитель наносил иглой отверстия по контуру рисунка, посыпал их истолченным углем и обводил карандашом, а уже затем резчик выбирал фон и создавал рельеф. Мастер делал края узора мягкими и пластичными, а затем покрывал доску олифой и раскрашивал.

Во все времена мастеров нижегородской резьбы по дереву очень ценили, ведь они были настоящими художниками, освежающими традиционный узор своими деталями. Память о них сохранилась благодаря местным жителям, помогающим расшифровывать инициалы на собственных домах. На сегодняшний день в Нижегородской области существуют как целые тематические заводы, так и резчики-одиночки, почитающие как классический декор, так и свободный современный стиль. Все они в своих работах сохраняют красивую текстуру и естественный цвет дерева, а также существенно обогащают форму предмета.

Скульптурная резьба
Резьба по дереву: история зарождения и развитие - 863125062362
Объемная или скульптурная резьба в украшении архитектурных сооружений проявлялась в создании объемных изображений птиц и зверей на гребнях крыш, на кистях причелин и украшении деревянными фигурками ограждений вокруг домов.

В нашей стране имело свое развитие не только резное искусство крупных и средних форм, но также создавалась и развивалась резьба малых форм, например резная деревянная игрушка и скульптура.

 Богородская резная игрушка

Недалеко от Сергиева Посада на живописном холме над рекой Куньей стоит село Богородское. Именно в этом селе в XV – XVI веках зародился народный промысел резной деревянной игрушки. Село Богородское впоследствии стало одним из центров народного творчества. В XX веке мастера резной игрушки и скульптуры объединились в артель, а позже артель была преобразована в фабрику. Характерной особенностьюбогородской резьбы было создание из мягких пород дерева: осины, липы, ольхи, забавных объемных движущихся игрушек. Сюжеты, отраженные в резных игрушках, самые разнообразные: стучащие молотками мужик и медведь, кующие кузнецы, курочки, клюющие зерно, мыши, которые устроили похороны хитрому коту. Богатые коллекции богородской игрушки находятся во многих музеях нашей страны и экспонируются за рубежом.

Абрамцево-кудринская резьба

Еще одно самобытное направление в резьбе по дереву на Руси – абрамцево-кудринская резьба. Этот народный художественный промысел сформировался недалеко от усадьбы Абрамцево под Москвой в конце XIX века. Особенностью абрамцево-кудринского стиля резьбы было гармоничное сочетание геометрической резьбы с плоскорельефной, а также особый прием растительной орнаментальной резьбы. Мастерами усадьбы Абрамцево оформлялись затейливым резным рисунком предметы крестьянского быта: блюда и вазы, солонки и ковши, бочата и хлебницы, шкатулки и ларцы. В своих работах кудринские резчики продвигались от удачного соединения отдельных деталей, в виде разнообразных розеток, веточек, завитков, к целым орнаментальным композициям.

С развитием искусства резьбы, в украшении предметов народного быта все чаще появляются сюжеты крестьянской жизни: танцы и хороводы, чаепития, праздничные застолья, свадебные обряды. Такими сюжетами часто оформляли прялки ярославские и грязовецкие мастера резного дела. Очень часто в русской традиции орудия труда женщин: вальки, прялки, веретена, рубели, коклюшки украшали геометрическим узором, выполненным трехгранновыемчатой резьбой. Такой способ резьбы по дереву считается одним из самых древних.

 Пряничные доски

Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок. Русские резчики вложили много выдумки, художественного вкуса, мастерства, теплоты души в оформление данных предметов. Пряничные доски удивляют разнообразием форм и украшения. Они могли быть огромных размеров и совсем маленькие, с надписями и узорами, с реальными, взятыми из жизни образами и оформленными сказочным сюжетом.

Богато украшалась резьбой и разнообразная деревянная посуда. Свое мастерство, безграничную фантазию и талант мастера резного дела проявляли в резных ковшах для меда и пива, стопкарях, блюдах, ендовах, черпаках, солоницах и жбанах.

Развитие торговли между странами существенно расширило кругозор мастеров резьбы и оказало обогащающее влияние на данный вид прикладного искусства. В русских землях резное мастерство или узорочье развивалось не только в народных традициях, но и заимствовало приемы и секреты в других культурах. Например, в глубокой древности богатый растительный узор позаимствовали из византийского стиля резьбы. В XVI веке на развитие резного дела в России повлияли приемы и традиционный орнамент в виде виноградной лозы, свойственные итальянским мастерам. Также резчики перенимали элементы готической немецкой резьбы по дереву.

 Классика

Появившиеся в архитектуре новые направления: ампир, рококо, барокко, классицизм, викторианский стиль, модерн, нашли свое отражение в изделиях резчиков по дереву, порой сплетаясь и переходя один в другой. Соразмерность и гармоничность классического стиля может соседствовать с воинственным романтизмом ампира, богатейший изысканныйорнамент барокко сочетается с изысканной женственностью рококо, плавные реалистичные линии модерна дополняют массивные викторианские формы.

 Современное состояние
Резьба по дереву: история зарождения и развитие - 863125061338
История развития резьбы по дереву на этом не закончилась. В настоящее время происходит возрождение древнего искусства, появляются новые направления и целые школы декоративного резного творчества. Например, резьба «Татьянка» – современный вид резьбы, который был разработан нашим соотечественником в конце XX века. Название свое это направление получило в честь супруги мастера-автора. Ее особенность – насыщенность орнамента растительными элементами и относительная простота, которая позволяет овладеть этим искусством и взрослому и ребенку.
Основываясь на богатейших традициях, резьба по дереву в нашей стане приобретает себе новых почитателей и становится необычайно популярным видом художественного творчества.

Комментарии

Комментариев нет.