Чувашские мастерицы издавна славятся искусством вышивки. Ещё в XIX в. Александра Фукс в книге «Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии» писала о чувашках: «они мастерски вышивают по счёту шёлком свои рубашки и такими трудными узорами, что даже дама, мастерица шить по канве, полюбуется их работой». Вышивали чувашки по конопляному холсту шерстяными, шёлковыми, реже хлопчатобумажными и конопляными нитками, окрашенными натуральными красителями. Применялись счётные техники вышивки. Модулем при построении орнамента служил стежок, захватывавший две или три нитки холста. Начинали вышивать с контура орнамента, который выполняли швом йӗпкӗн (роспись) чёрными шерстяными нитками. После этого заполняли рисунок различными швами, среди которых наиболее распространены были односторонний шов хантӑс (косая стёжка) и двусторонний чӑрмалла (прямой гладьевой шов). В цветовой гамме преобладали различные оттенки красного цвета, получаемого при окрашивании ниток красителем из корня марены. После того, как заканчивали вышивать красными нитками, вышивку оживляли небольшим количеством синего, зелёного и жёлтого цветов. Для заполнения контура вышивки, как правило, применяли шёлковые нитки, иногда в сочетании с шерстяными. #Этномузей #МузейЭтнографииOnline #этнография #чуваши #MuseumFromHome #КоллекцииРЭМ #ЧувашскаяРеспублика #Чувашия #Чӑваш #ЧӑвашЕн __________________________ Автор текста: Наталья Кашпар. Иллюстрации: Этапы вышивания нагрудных розеток кӗскӗ для женской рубахи, чуваши. Втор.пол. XIX в. Фонды РЭМ.
Российский этнографический музей
#Традиции #Вышивка
Чувашские мастерицы издавна славятся искусством вышивки. Ещё в XIX в. Александра Фукс в книге «Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии» писала о чувашках: «они мастерски вышивают по счёту шёлком свои рубашки и такими трудными узорами, что даже дама, мастерица шить по канве, полюбуется их работой».
Вышивали чувашки по конопляному холсту шерстяными, шёлковыми, реже хлопчатобумажными и конопляными нитками, окрашенными натуральными красителями. Применялись счётные техники вышивки. Модулем при построении орнамента служил стежок, захватывавший две или три нитки холста.
Начинали вышивать с контура орнамента, который выполняли швом йӗпкӗн (роспись) чёрными шерстяными нитками. После этого заполняли рисунок различными швами, среди которых наиболее распространены были односторонний шов хантӑс (косая стёжка) и двусторонний чӑрмалла (прямой гладьевой шов).
В цветовой гамме преобладали различные оттенки красного цвета, получаемого при окрашивании ниток красителем из корня марены. После того, как заканчивали вышивать красными нитками, вышивку оживляли небольшим количеством синего, зелёного и жёлтого цветов. Для заполнения контура вышивки, как правило, применяли шёлковые нитки, иногда в сочетании с шерстяными.
#Этномузей #МузейЭтнографииOnline #этнография #чуваши #MuseumFromHome #КоллекцииРЭМ #ЧувашскаяРеспублика #Чувашия #Чӑваш #ЧӑвашЕн
__________________________
Автор текста: Наталья Кашпар.
Иллюстрации: Этапы вышивания нагрудных розеток кӗскӗ для женской рубахи, чуваши. Втор.пол. XIX в. Фонды РЭМ.