Крейсер «Варяг» после боя. Общественное достояние Русско-японская война стала для России катастрофой, но и в ней нашлось место проявлению героизма русских моряков.
В самом начале конфликта, 9 февраля 1904 года, японская эскадра из 14 крейсеров и миноносцев блокировала нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон), в котором в тот момент находились бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».
Когда командующий эскадрой адмирал Уриу Сотокити выдвинул капитану «Варяга» Всеволоду Рудневу ультиматум о сдаче ввиду начала боевых действий между двумя странами, то последний принял решение прорываться в военно-морскую базу российского флота в Порт-Артуре (на территории современного Далянь в Китае), а в случае неудачи взорвать оба судна.
Команды кораблей нейтральных государств, находившихся в бухте Чемульпо, выстроились на палубах, чтобы криками «Ура!» отдать дань уважения уходящим сражаться русским морякам. «Мы салютуем этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», — сказал тогда французский капитан Сэнес.
Неравный бой против японцев продолжался три часа. После того, как «Варяг» получил серьезные повреждения и потерял около 40 человек убитыми, было принято решение эвакуироваться на нейтральные суда, а свои корабли затопить.
Несмотря на то, что капитан Руднев докладывал позже в своем рапорте о потерях у японцев нескольких кораблей, ни нейтральные наблюдатели, ни сами японцы их не подтвердили. Тем не менее, противник высоко оценил отчаянный подвиг «Варяга». После войны, в 1907 году император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Капитан орден принял, но никогда его не надевал.
История «Варяга» не закончилась с потоплением у Чемульпо. В августе 1905 года он был поднят со дна, отремонтирован и вошел в состав Императорского флота Японии как крейсер 2-ого класса «Соя». Россия выкупила корабль в период Первой мировой войны и вернула его в строй под прежним знаменитым именем. После нескольких лет службы в 1925 году «Варяг» сел на скалы Ирландском море, был частично демонтирован и взорван.
Военно-Морской Флот
Подвиг "Варяга"
Общественное достояние
Русско-японская война стала для России катастрофой, но и в ней нашлось место проявлению героизма русских моряков.
В самом начале конфликта, 9 февраля 1904 года, японская эскадра из 14 крейсеров и миноносцев блокировала нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон), в котором в тот момент находились бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».
Когда командующий эскадрой адмирал Уриу Сотокити выдвинул капитану «Варяга» Всеволоду Рудневу ультиматум о сдаче ввиду начала боевых действий между двумя странами, то последний принял решение прорываться в военно-морскую базу российского флота в Порт-Артуре (на территории современного Далянь в Китае), а в случае неудачи взорвать оба судна.
Команды кораблей нейтральных государств, находившихся в бухте Чемульпо, выстроились на палубах, чтобы криками «Ура!» отдать дань уважения уходящим сражаться русским морякам. «Мы салютуем этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», — сказал тогда французский капитан Сэнес.
Неравный бой против японцев продолжался три часа. После того, как «Варяг» получил серьезные повреждения и потерял около 40 человек убитыми, было принято решение эвакуироваться на нейтральные суда, а свои корабли затопить.
Несмотря на то, что капитан Руднев докладывал позже в своем рапорте о потерях у японцев нескольких кораблей, ни нейтральные наблюдатели, ни сами японцы их не подтвердили. Тем не менее, противник высоко оценил отчаянный подвиг «Варяга». После войны, в 1907 году император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Капитан орден принял, но никогда его не надевал.
История «Варяга» не закончилась с потоплением у Чемульпо. В августе 1905 года он был поднят со дна, отремонтирован и вошел в состав Императорского флота Японии как крейсер 2-ого класса «Соя». Россия выкупила корабль в период Первой мировой войны и вернула его в строй под прежним знаменитым именем. После нескольких лет службы в 1925 году «Варяг» сел на скалы Ирландском море, был частично демонтирован и взорван.