Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же — глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в наш век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями. Глиняная игрушка вызывает немало вопросов, начиная с самой природы этого явления человеческой культуры. Всегда ли она была игрушкой или когда-то глиняные фигурки, свистульки, погремушки играли какую-то иную роль в жизни людей? Чем объяснить особую традиционность глиняной игрушки, устойчивость ее образов, форм, приемов лепки? Игрушка была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. И лепили ее, наряду с мисками, кувшинами и горшками, часто не гончары-мужчины, а женщины и дети. Лепили для себя, забавы ради, а со временем — на продажу, приурочивая к ярмаркам и веселым народным праздникам. Лишь в нескольких местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом, подверженным воздействиям моды и городских запросов. Но, как правило, она жила и развивалась в крестьянской среде, и поэтому в ней нашли яркое выражение характерные черты крестьянского народного творчества. Поэтому в глиняной игрушке много архаических черт и образов, уходящих корнями в далекую древность. И не меньше живых наблюдений из конкретных эпох, воплотившихся в острых, подчас гротескных характерах персонажей. Зоркий глаз и неуемная фантазия народного мастера помогали ему в создании образов-типов людей, зверей, птиц, сказочных, нереальных и в то же время правдоподобных. Ведь каждый местный очаг искусства игрушки— это особый мир со своими персонажами, пониманием законов красоты, мир единственный и неповторимый.
Книжно-иллюстративная выставка в Детской библиотеке им. А.М.Береснева
Дошедшие до нас страницы истории русской глиняной игрушки отрывочны. В славянских погребениях VI—VIII веков н. э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. X—XII веками датируются свистульки (коньки, птицы, бараны), погремушки, обломки человеческих фигурок, найденные на территории древних русских городов— Киева, Новгорода, Рязани, Коломны, Радонежа, Дмитрова, Зарайска и др. В Москве — в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы было обнаружено несколько сотен игрушек XIV—XVII веков. Женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях, будучи характерными для искусства разных народов, в русской глиняной игрушке стали главными и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления, никогда не повторяясь буквально. По существу своего изобразительного языка и независимо от времени создания, все множество глиняных игрушек России тяготеет как бы к двум полюсам. Игрушкам первого рода свойственны простота и компактность формы, предельная обобщенность образов-типов. Они статичны, их объемы не расчленены и рассчитаны на одну точку зрения. Простейшие элементы росписи в один-два цвета создают неяркую декоративность. Таковы произведения из многих малых центров Средней России — Курской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Воронежской областей. Игрушки второго рода сложнее по форме, композиции и объему. Их силуэты более подвижны и декоративны, с обилием лепных деталей, требуют обозрения со всех сторон. Типичность образа сочетается с большей его индивидуализацией. Сложнее и колористическая гамма — нежных приглушенных тонов, как в тульской игрушке, или яркая, пестрая, как в дымковской.
Иллюстрации из книги И.Я.Богуславской «Русская глиняная игрушка»
Очерком о феномене народной глиняной игрушки в мире и в России открывается фотоальбом Ирины Яковлевны Богуславской «Русская глиняная игрушка». Этот очерк не претендует на изложение всей истории русской глиняной игрушки. Игрушки в альбоме расположены не в хронологической последовательности, а по мере усложнения художественного образа, связанного с местными особенностями искусства. Произведения разных ремесленных центров нашей страны, представленные на фотоиллюстрациях, демонстрируют отшлифованные многими поколениями художественные особенности русской глиняной игрушки — лаконизм и компактность лепной формы, ее гармонию с содержанием образа, точность и предельную выразительность деталей, импровизацию в росписи — все те качества, которые не перестают восхищать и служить образцом подлинного мастерства русских гончаров-игрушечников. Книга-альбом И. Я. Богуславской «Русская глиняная игрушка» открывает читателю целый мир, в котором нить древней традиции местного искусства не прерывается, а, постоянно обновляясь и изменяясь, сохраняет самое существенное — живые корни нашей народной культуры, которые, продолжают давать свежие ростки в современность. Образцы, показанные в альбоме, ценны не только как музейные экспонаты. Абашевская, жбанниковская, каргопольская, филимоновская, дымковская игрушка — это часть нашего прикладного искусства, его истории и сегодняшних исканий. Сделанная с любовью и знанием предмета авторская подборка позволяет увидеть русскую народную глиняную игрушку, как особое художественное явление, близкое нам своей поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни. Как феномен, воплощающий живую связь времен и жизненных сил народного искусства. Использованы источники из фонда Детской библиотеки им. А.М.Береснева.
Книжная полка
РУССКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
"Картинки" с выставки
Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же — глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в наш век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями. Глиняная игрушка вызывает немало вопросов, начиная с самой природы этого явления человеческой культуры. Всегда ли она была игрушкой или когда-то глиняные фигурки, свистульки, погремушки играли какую-то иную роль в жизни людей? Чем объяснить особую традиционность глиняной игрушки, устойчивость ее образов, форм, приемов лепки?Игрушка была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. И лепили ее, наряду с мисками, кувшинами и горшками, часто не гончары-мужчины, а женщины и дети. Лепили для себя, забавы ради, а со временем — на продажу, приурочивая к ярмаркам и веселым народным праздникам. Лишь в нескольких местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом, подверженным воздействиям моды и городских запросов. Но, как правило, она жила и развивалась в крестьянской среде, и поэтому в ней нашли яркое выражение характерные черты крестьянского народного творчества. Поэтому в глиняной игрушке много архаических черт и образов, уходящих корнями в далекую древность. И не меньше живых наблюдений из конкретных эпох, воплотившихся в острых, подчас гротескных характерах персонажей. Зоркий глаз и неуемная фантазия народного мастера помогали ему в создании образов-типов людей, зверей, птиц, сказочных, нереальных и в то же время правдоподобных. Ведь каждый местный очаг искусства игрушки— это особый мир со своими персонажами, пониманием законов красоты, мир единственный и неповторимый.
По существу своего изобразительного языка и независимо от времени создания, все множество глиняных игрушек России тяготеет как бы к двум полюсам. Игрушкам первого рода свойственны простота и компактность формы, предельная обобщенность образов-типов. Они статичны, их объемы не расчленены и рассчитаны на одну точку зрения. Простейшие элементы росписи в один-два цвета создают неяркую декоративность. Таковы произведения из многих малых центров Средней России — Курской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Воронежской областей. Игрушки второго рода сложнее по форме, композиции и объему. Их силуэты более подвижны и декоративны, с обилием лепных деталей, требуют обозрения со всех сторон. Типичность образа сочетается с большей его индивидуализацией. Сложнее и колористическая гамма — нежных приглушенных тонов, как в тульской игрушке, или яркая, пестрая, как в дымковской.
Образцы, показанные в альбоме, ценны не только как музейные экспонаты. Абашевская, жбанниковская, каргопольская, филимоновская, дымковская игрушка — это часть нашего прикладного искусства, его истории и сегодняшних исканий. Сделанная с любовью и знанием предмета авторская подборка позволяет увидеть русскую народную глиняную игрушку, как особое художественное явление, близкое нам своей поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни. Как феномен, воплощающий живую связь времен и жизненных сил народного искусства.
Использованы источники из фонда Детской библиотеки им. А.М.Береснева.
#библиотекабереснева #книга #искусство #выставка #ЧтоПочитать
#ГодКультурногоНаследия #городскиебиблиотеки_Кемерово