3 мар 2023
Про реалистичность в изобразительном искусстве и стул Ван Гога, оленя Фриды Кало и Бараша
Искусство 20 века для многих остается загадкой. При чем не простой загадкой, а свербящей, раздражающей загадкой. Прямо скажем, не понимают его люди. Даже уважаемые отечественные искусствоведы вздыхают, дескать, вот Репин или Суриков — это да, это громадины, а что было после них — смерть искусства.Не будем ходить далеко, вспомним художника с мировым именем, который умер в 37, чуть-чуть не дожив до 20 века. Винсент Ван Гог. При жизни художник не имел серьёзного успеха. Зато потом волна славы накрыла его имя. "Звездная ночь" и "Подсолнухи" Ван Гога, пожалуй, также узнаваемы нынче, как и "Джоконда" Леонарда да Винчи.
Ниже вы видите изображение картины Ван Гога "Стул Винсента с трубкой". Какие у вас впечатления и мысли по поводу этого стула?
Ван Гог «Стул Винсента с трубкой»
Если внимательно присмотреться, то вы увидите, что стул косой. Да и к плитке на полу есть много вопросов. У Винсента не лады с перспективой?
Вот какой диалог состоялся у меня с любителем рисования на просторах интернета по поводу стула Ван Гога.
Если внимательно присмотреться, то вы увидите, что стул косой. Да и к плитке на полу есть много вопросов. У Винсента не лады с перспективой?
Вот какой диалог состоялся у меня с любителем рисования на просторах интернета по поводу стула Ван Гога.
скриншот из переписки
Вроде бы претензии обоснованы. Ван Гог не следовал правилам линейной перспективы. Почему он так сделал? Наверное, недоучка, руки-крюки. То есть, если художник не демонстрирует зрителю высокий пилотаж в изображении перспективы, он автоматически становится неучем. Потому что "правильно" , это когда перспектива есть. А если её нет, то такая картина "неправильная". Читаем комментарии дальше.
Вроде бы претензии обоснованы. Ван Гог не следовал правилам линейной перспективы. Почему он так сделал? Наверное, недоучка, руки-крюки. То есть, если художник не демонстрирует зрителю высокий пилотаж в изображении перспективы, он автоматически становится неучем. Потому что "правильно" , это когда перспектива есть. А если её нет, то такая картина "неправильная". Читаем комментарии дальше.
скриншот из переписки
Другой комментатор отметил, что картина Ван Гога гармонична. Получается, что кривизна стула и плитки на полу не мешает зрителю воспринимать единый образ. А вот это уже интересно. Выходит, что следование линейной перспективе Ван Гогу было попросту не нужно.
Другой комментатор отметил, что картина Ван Гога гармонична. Получается, что кривизна стула и плитки на полу не мешает зрителю воспринимать единый образ. А вот это уже интересно. Выходит, что следование линейной перспективе Ван Гогу было попросту не нужно.
скриншот из переписки
Некоторые зрители и любители рисования порой забывают, что линейная перспектива для художника прежде всего служит инструментом. Художник создает иллюзию на картине, в которую должен поверить зритель. Для этой цели используется перспектива. Перспектива — не самоцель. Гений Ван Гога заключается в том, что он нарисовал стул, не прибегая к жестким правилам перспективы. Плитка и стул находятся в гармоничных отношениях, не вызывают диссонанса у зрителя.
Достается на орехи не только Ван Гогу. Например, недавно в одном блоге прочитала какая Фрида Кало плохая художница, не то что Куинжди. Претензии примерно аналогичные. Ни тебе перспективы, ни тебе реалистичности. Разве бывают такие олени, как на картинке ниже?
Некоторые зрители и любители рисования порой забывают, что линейная перспектива для художника прежде всего служит инструментом. Художник создает иллюзию на картине, в которую должен поверить зритель. Для этой цели используется перспектива. Перспектива — не самоцель. Гений Ван Гога заключается в том, что он нарисовал стул, не прибегая к жестким правилам перспективы. Плитка и стул находятся в гармоничных отношениях, не вызывают диссонанса у зрителя.
Достается на орехи не только Ван Гогу. Например, недавно в одном блоге прочитала какая Фрида Кало плохая художница, не то что Куинжди. Претензии примерно аналогичные. Ни тебе перспективы, ни тебе реалистичности. Разве бывают такие олени, как на картинке ниже?
Репродукция картины Фриды Кало "Маленький олень"
Конечно, таких оленей не бывает. Фрида нарисовала себя в образе загнанного израненного животного. Это такая метафора.
Может быть, кому-то не нравятся метафоры, ему подавай реалистичность. С другой стороны, давайте не будем кривить душой. Кто из нас не смотрел мультфильмы из серии "Смешарики"? Это тоже иллюзия с метафорами. Посмотрите на скриншот ниже. Разве такие бараны в жизни? Бледно-розовые, круглые, с фиолетовыми рогами, ещё и говорящие. Мало того, что Бараш ходит только на двух нижних конечностях, у него верхние ноги отлетели от тела. А ещё этот баран пишет стихи. Очень реалистично, правда?
Конечно, таких оленей не бывает. Фрида нарисовала себя в образе загнанного израненного животного. Это такая метафора.
Может быть, кому-то не нравятся метафоры, ему подавай реалистичность. С другой стороны, давайте не будем кривить душой. Кто из нас не смотрел мультфильмы из серии "Смешарики"? Это тоже иллюзия с метафорами. Посмотрите на скриншот ниже. Разве такие бараны в жизни? Бледно-розовые, круглые, с фиолетовыми рогами, ещё и говорящие. Мало того, что Бараш ходит только на двух нижних конечностях, у него верхние ноги отлетели от тела. А ещё этот баран пишет стихи. Очень реалистично, правда?
Фрагмент из мультфильма "Смешарики"
Почему же нас не коробит Бараш? Потому что мы понимаем, что это мультфильм, иллюзия. Мы понимаем, что перед нами вымышленный мир. Так вот и олень Фриды Кало об этом же. Более того, если бы не художники 20 века (в том числе и Фрида Кало) Бараш с его странным круглым телом и не менее странной окраской вряд ли появился. Чтобы образ реального барана пережил ряд трансформаций, приведших к появлению мультипликационного героя, необходимы были эксперименты в искусстве.
А для реалистичности и перспективы хватит фотоаппарата.
Автор — Ирина Лямшина
PS: Кстати, вам не кажется, что стол у Бараша кривой?
Почему же нас не коробит Бараш? Потому что мы понимаем, что это мультфильм, иллюзия. Мы понимаем, что перед нами вымышленный мир. Так вот и олень Фриды Кало об этом же. Более того, если бы не художники 20 века (в том числе и Фрида Кало) Бараш с его странным круглым телом и не менее странной окраской вряд ли появился. Чтобы образ реального барана пережил ряд трансформаций, приведших к появлению мультипликационного героя, необходимы были эксперименты в искусстве.
А для реалистичности и перспективы хватит фотоаппарата.
Автор — Ирина Лямшина
PS: Кстати, вам не кажется, что стол у Бараша кривой?
Ван Гога был очень грамотным художником, много изучал, в том числе китайское исскуство.
Говорят, что технике можно научить многих, но творчеству
научить нельзя.
Наверное ещё, чтобы понимать исскуство, надо иметь некоторую подготовку, или самому обладать творческим воображением.