ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА – КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ

Святой апостол Иоанн Богослов, «Сын громов» (Мк. 3, 17), возлюбленный ученик (13, 23 и др.) и родственник Иисуса Христа, был с Ним от Крещения и начала Его проповеди в Капернауме. Иоанн присутствует при всех событиях, описанных в Евангелии, и, единственный из учеников, стоит с Божией Матерью, порученной его заботам (19, 27), у Креста Распятого Учителя. После Успения Ее Иоанн оставляет Иерусалим и проповедует в малоазийской греческой среде. Он претерпел мученичество и ссылку на о. Патмос и скончался в Ефесе на рубеже I–II вв. Память его празднуется 8 мая и 26 сентября.
Евангелие было написано Иоанном в Ефесе около 95 г. Его следует рассматривать вместе с Первым Соборным посланием Иоанна. Оба творения относятся к концу жизни апостола-тайновидца и написаны для укрепления веры христианской общины и противодействия антихристианскому влиянию еретиков и лжеучителей. Являясь завершителем всего Новозаветного канона, Иоанн с особой силой подчеркивает значение своего личного общения с Иисусом Христом и свое исключительное право на личное свидетельство о Христе и Его учении. Слова «свидетель», «свидетельство», «истинный» и «истина» повторяются им в Евангелии постоянно.
В повествовательном отношении Иоанн восполняет синоптиков событиями и речами Господа в Иерусалиме. Указания евангелиста позволяют определить длительность проповеди Иисуса Христа в три пасхи, то есть около трех лет. Одной из особенностей Иоанна является его метод богословского учительства: он рассказывает о факте, а затем излагает в связи с ним беседы Спасителя. Например, все евангелисты повествуют о насыщении пяти тысяч народа пятью хлебами. Для Иоанна это чудесное событие становится поводом для изложения обширной речи Иисуса Христа о Хлебе жизни, положенной в основу учения о Евхаристии (гл. 6). Аналогично построены беседы Господа Иисуса Христа и с Никодимом (гл. 3), и с самарянкой (гл. 4), и о добром пастыре (гл. 10), и с пришедшими на праздник эллинами (гл. 13), и с учениками на Тайной вечери, и на Масличной (Елеонской) горе (гл. 14–16).
Глубина богословского учения, содержащегося в Евангелии от Иоанна, дала древней Церкви основание называть его духовным, а самому Иоанну усвоить именование Богослова. Всё Евангелие проникнуто тройственным свидетельством о Боге – об Отце и Сыне и Святом Духе. Центральная тема – учение о Богочеловечестве, о бытии по образу Пресвятой Троицы, о новой, благодатной жизни, принесенной на землю Христом Спасителем и осуществляемой в Церкви (см. особенно гл. 17).
© Цитируется по кн.: СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С богослужебными зачалами. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2020 (малый формат 10,6 х 14,7 см.), стр. 407–410.

Комментарии