Их история и художественные особенности иконографии образов. Самой ранней известной чудотворной иконой на территории Беларуси была Купятичская икона Богородицы, обретенная в 12 веке и утерянная в нач. 20 века. Икона Божьей Матери представляет собой медный литой крест 12 /12 см. Крест относится к типу бронзовых энколпионов и представляет собой подражание белорусских мастеров византийским образцам. На одной стороне креста находится изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, а на другой — Распятие Христа. Образ сначала находился в приходской церкви, позднее перенесен монахами в Купятицкий монастырь. После передачи монастыря в 17 веке католикам, Образ был перенесен в Киево-Печерскую лавру. Уже в конце XII в. копии крестов с изображением Божией Матери Купятицкой стали весьма популярны не только на наших землях, но и далеко за их пределами. Оригинал иконы до 20 годов 20 века находился в Киево-Печерском монастыре, а дальнейшая его судьба не известна. Сейчас имеются точные копии 17 века. В деревне Купятичи Пинского р-на Брестской обл в приходской Свято-Николаевской церкви находится точная копия (сделанная в XVII веке) Купятицкой Иконы Божией Матери, которая также славится чудесами. Икона обретена, по преданию, в 1182 году возле села Купятичи девочкой Анной, пасшай стадо овец. Она заметила как-то раз между деревьями яркий свет. Подойдя ближе, она увидела на дереве небольшой Крест с изображением на нем Богоматери. В радости девочка отнесла Крест домой, спрятала его в сундук и возвратилась к стаду. Но на том же месте снова увидела сияние. Анна, думая, что находит другой Крест, навесила его на свою грудь. Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать отцу бывший у нее на шее Крест, но не нашла его у себя. Не обнаружила Креста девочка и в сундуке. Тогда она вместе с отцом пошла в лес, где они обрели во свете Крест на том же дереве и принесли его домой; но на следующий день Святыни снова не оказалось в доме. Пораженный этими событиями, набожный Василий рассказал о них односельчанам, которые на указанном месте увидели Икону-Крест в лучезарном сиянии. Для Иконы, по месту явления названной Купятицкой, жители села под покровительством Владычицы Небесной построили церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чудодейственная сила Иконы открылась во время начала строительства церкви. В числе работавших над построением храма находился полуслепой человек, едва обходившийся без поводыря. Он посильным трудом принимал участие в работах, моля Господа и Его Пречистую Матерь о своем здравии. На месте своей работы он был исцелен от болезни. После этого слава о чудесах Купятицкого Чудотворного Образа разнеслась по всем окрестным местам. Во второй половине XIII века храм сожгли татары. Икону посчитали утраченной. Благочестивый паломник, по имени Иоаким, на обратном пути из Иерусалима в сумерках проходя мимо того места, где находилась Купятицкая церковь, был изумлен необыкновенным светом, исходившим, как ему показалось, из земли. Приблизившись, странник увидел на пепелище Икону-Крест. Вскоре была возобновлена церковь, в которой установили икону.
Жировичская икона Божьей Матери Явлена в 1470 году. Икона находится в мужском Свято-Успенском монастыре п. Жировичи Слонимског р-на Гродненской обл. Образ круглой овальной формы, вырезана на яшме, и размером 5,7×4,1×0,8 см подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху; оборот иконы гладкий. Оттенки самой яшмы зелёного и тёмно-красного цветов. Смешение этих цветов оптически создаёт впечатление охристого цвета. Икона из яшмы подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, была склеена воском. Ранее на иконе была надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую» (не сохранилась). Богоматерь на иконе представлена с Младенцем Христом на правой руке, левую руку держит у груди, Её непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к голове Сына. Младенец в коротком хитоне, который оставляет открытыми согнутые колени, изображён прильнувшим к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; на мафории Божией Матери динамичные складки; различимы традиционные для данного вида икон греческие буквы в обозначении Их имён. Среди белорусских чудотворных икон Жировичская является единственной, выполненной в плоском рельефе на камне. Жировичская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Согласно преданию в лесу дети-пастухи увидали необыкновенно яркий свет в ветвях грушевого дерева. Ребята обнаружили на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастушки с благоговением отнесли к своему хозяину — Александру Солтану. Тот запер её в ларец. На следующий день к Солтану пришли гости, и хозяин захотел показать им эту чудную находку, но, своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце. Через некоторое время пастушки вновь обнаружили икону на том же месте, где и в первый раз. Солтан соорудил на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Позднее здесь возник монастырь.
Минская икона Божьей Матери. Предание сообщает, что за два дня до Успения Пресвятой Богородицы, 26 августа 1500 года, образ явился жителям Минска «то ли по воде, то ли против воды чудесным образом на реке Свислочи,под замок встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 был сопровождённый». Есть также свидетельства, что киевляне, спасавшиеся от татар на белорусских землях, опознали свою святыню, утерянную 200 лет ранее. Легенда говорит, возможно, это икона из Корсуни, византийского письма. Летом 1936 года власти конфисковали икону Божией Матери, которая пролежала в запасниках краеведческого музея до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году, после отступления Красной Армии, благочестивая православная жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. В 1945 году Минская икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, где свято сберегается и доныне. Судя по последним реставрационным исследованиям, почитаемая Минская икона Божией Матери – произведение белорусской иконописи XV века. В начале XVII века икона была переписана, был выполнен резной по левкасу позолоченный фон и добавлено изображение скипетра в правой руке Божией Матери – символа небесного владычества над страной. Держава в руках Богомладенца Христа является атрибутом очень многих икон, правда исключительно позднего периода, то есть, начиная с 15 столетия.
Дисненская икона Божьей Матери (начало 17 века). Значение иконы Одигитрии Смоленской святитель Димитрий, митрополит Ростовский, выдающийся украинский и российский православный писатель XVII века, пребывавший в юности ( в бытность иеромонахом Киево-Печерского монастыря)в 1677–1679 годах на Беларуси в Слуцком Троицком монастыре и отметивший в дневнике свое паломничество к чудотворным белорусским иконам Божией Матери, охарактеризовал в жизни христиан так: «Мы не отчаиваемся в Божием милосердии, ибо в жизни нашей есть у нас премилостивая Одигитрия, благая Наставница, Пречистая Дева, данная нам от Бога как столп израильтянам, к обетованной земле ведущий». Икона выполнена в строгих канонических традициях лучших произведений белоруской школы иконописи. Письмо Дисненской Одигитрии не с чем сравнить ни у нас на Беларуси, ни в России. Аналогов, скорее всего, просто не сохранилось по прошествии стольких веков немилосердных испытаний для нашей многострадальной земли. Особенностью цветовой колористики иконы является необычный цвет амофора Богородицы и сочетание сложного оливково-зеленого цвета гиматия и киноварно-розового – хитона Христа. Светло-охренный, выбеленный лик Богородицы и киноварно-красный санкирь, не характерен для других белорусских икон и восходит к лучшим образцам византийского письма 14 – 15 века. Тонкая прорисовка украшений одежд, резной золотой фон. Икона была отреставрирована в начале 21 века и сейчас является Храмовой иконой Дисны.
Образ Матерь Божия «Белыницкая». из п. Белыничи Могилевкой обл.. Большинство историков склонны считать, что чудотворная икона была написана в начале 17 века неизвестным художником. Икона представляет Деву Марию с Христом на левой руке. В опущенной правой руке Богоматери скипетр — символ царской власти. В левой руке Христа держава, правая — поднята в благословляющем жесте. Возможно, скипетр и держава появились на иконе после ее поновления перед коронацией в 1761 г. Сделать такое предположение позволяют сведения о хранившейся в монастыре серебряной дарственной воте, где у Богоматери с младенцем отсутствовали символы царской власти. В советское время икону передали в Могилевский краеведческий музей. Она пропала вместе со знаменитым Крестом Ефросиньи Полоцкой и другими ценностями в 1941 году — то ли при эвакуации, то ли при оккупации. Предание утверждает, что с этим образом в 1240 году монахи из Киево-Печерского монастыря спасались от войск хана Батыя, осадившего и разорившего город Киев. Монахи плыли по Днепру, а затем по его притоку Друти. Ночевать расположились нам высоком холме у реки. Ночью от иконы стало исходить сияние. Иноки восприняли это как знак от Бога остановиться на этом месте и основать здесь новый монастырь. Поскольку чудо произошло в день памяти пророка Илии, то Построенную на холме церковь освятили в честь пророка. Возникшее вокруг монастыря поселение названо было Белыничами в память о произошедшем чуде от иконы. Сейчас в храме в честь Белыничской иконы Пресвятой Богородицы находится чудотворная копия и ведется летопись новых чудес, совершенных Богом по молитвам перед иконой. В память о полученных духовных благодеяниях паломники оставляют у иконы драгоценности, как свидетельство произошедшего чуда.
Образ Матери Божьей «Одигитрия Барколабовская» 1659 г написан темперой на доске (размер 125x88,5x3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. Икона принадлежит к типу «Богоматерь Одигитрия». В основе данного извод а лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери (не сохранившейся до наших дней), привезенной Ефросиньей Полоцкой и являвшейся главной Богородичной святыней Белоруссии с XII в. Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Предание рассказывает, как в середине XVII века во время военных действий мимо деревни двигалось русское войско. В одном обозе находился образ Богородицы, который военные, видимо, прихватили с собой из одного из храмов Центральной или Западной Беларуси. Внезапно у стен монастыря повозка, в которой была икона, остановилась, и лошадей никак не могли сдвинуть с места. Тогда икону решили оставить в монастыре. Икона сейчас находится Спасо-Вознесенском женском монастыре, в храме Свято-Ио анно-Предтеченском , д. Барколабово, Быховский р-н, Могилевская обл.
икона Богородицы. В начале XVII века была явлена чудотворная икона Богородицы в местечке Крупцы, что в окрестностях Минска. Икона написана в лучших традициях белорусской иконописи с сохранением канонов и богословскоего содержания. Голубой фон – символ «неба духовного». Некоторые изменение в технике (живописность ликов, передача свето-тени) характерны для белоруской школы иконописи 16-17 века. В 1612 году в честь иконы Крупецкой Одигитрии была построена часовня, позднее церквь. Чудотворный источник возник на месте явления Крупецкой Одигитрии. В первую неделю новолуния (последний день недели) многочисленные толпы слепых и больных на глаза искали исцеления от этого источника. С XVIII века икона была украшена серебряными коронами и приписана к Минской Свято-Воскресенской приходской церкви. В 1861 году староста Минского Свято-Екатерининского собора Александр Свечников с женой подарили иконе новую золоченую ризу с венцом, украшенным драгоценными камнями. С 1927 по 1936 годы икона освящала своим пребыванием Свято-Петро-Павловский собор, что был на Соборной (ныне Свободы) площади. Теперь вновь, после возобновления в январе 1995 года церкви в Крупцах, многие верующие Минска и его окрестностей с особым умилением посещают святой источник и храм Божий
Икона Божией Матери "Сукневичская " Икона с. Сукневичи, Сморгонского р-он, Гродненской обл. по преданию была явлена в XVII веке. Местные жители увидели ее висящей на груше. С большими почестями перенесли ее в храм. Но икона исчезла и снова появилась на дереве. Грушу спилили и на ее месте около 1640 года построили часовню, в которой поместили обретенную икону. В 1911 году вместо старой часовни был построен новый деревянный храм. В 1952 был проведен капитальный ремонт храма. В 1961 церковь была закрыта, утварь и чудотворная икона вывезены. Святыня нашлась спустя много лет в Свято-Иоанно-Богословском женском монастыре села Домошаны Минской области. Ее подлинность установили по сохранившейся некогда отрезанной части иконы. В 2004 году икона вернулась на родину. Ее торжественное возвращение началось молебном в Свято-Преображенском соборе в райцентре, откуда верующие с крестным ходом сопровождали святыню в Сукневичи. Литургию в обновленном храме в честь возвращения иконы отслужил Владыка Гурий, епископ Новогрудский и Лидский. По его благословению икону отреставрировали. А на Покров Пресвятой Богородицы в 2007 году она получила новый оклад из бисера.
Икона Божией Матери "Казимировская" известна с 1713 г., когда речицкий подкоморий Казимир Юдицкий основал монастырь в честь чудотворной иконы, доставшейся ему от предков. Вскоре вблизи монастыря возникло местечко, получившее название Казимирово. Где-то в 1880-х гг. здесь была построена Свято-Успенская церковь. В ней эта икона и находилась. Там же хранилась книжка с описанием чудес от иконы с 1720 по 1764 год, ныне затерянная. В 1812 г. монастырские строения были разрушены войсками Наполеона. В 1839 г. монастырь был закрыт, церковь стала приходской. В 1933-м году закрыли и храм, разобрали на бревна и построили школу. Икона исчезла, но была обретена в 2000-м году. Сейчас в Свято-Успенском женском монастыре деревни Казимирово Гомельской обл.
КРАСНОСТОКСКАЯ, ОНА ЖЕ – ГРОДНЕНСКАЯ Рождество-Богородичный женский монастырь в Гродно – одна из главных достопримечательностей старинного города. Эта православная обитель – одна из самых древних на территории современной Беларуси. Здесь в 1877 году произошло самое настоящее чудо: 7 октября (а по новому стилю – 20-го) в соборе начала мироточить чудотворная икона Божией Матери. Мироточение длилось 1,5 года. Согласно преданию, икона относится ко времени правления Российского царя Алексея Михайловича. Образ этот принесен был в дар православной церкви одним из русских князей Урусовых. Это было в XVI столетии, во время похода этого князя с московскими войсками против Литвы. Когда в русско-литовских краях распространилось католичество, образ этот достался в собственность монахам доминиканского ордена, в костеле которого он и находился до второй половины XIX столетия. В это время костел был обращен в православную церковь, и икона снова перешла к православным.
Оршанская икона Богородицы. Икона была явлена чудесным образом в 1631 году при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря близ города Орши (Белоруссия) на берегу реки Кутеинки. Считается Небесной заступницей этой обители. Имеется множество свидетельств конкретной помощи после молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой, в частности, такую помощь получал преподобномученик Афанасий Брестский. В 1842 году, в связи с многочисленными исцелениями больных от Оршанской иконы Пресвятой Богородицы, монастырь был переведён в реестр первоклассных. С XIX века местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью преподобномученика Афанасия Брестского (18 сентября ), который удостоился особого водительства и заступничества от Царицы Небесной через её Оршанскую икону. В Минском Свято-Духовом соборе находилась копия Оршанской иконы Богородицы, написанная в XVIII столетии. 13 июля 2001 года Митрополитом Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, святыня была передана в дар Витебской епархии. В настоящее время икона пребывает в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря города Орши.
Могилево-братская икона Богородицы являлась святыней основанного в 1618 году мужского монастыря в Могилеве. Первое чудо, связанное с явлением иконы, произошло 19 марта 1655 года во время осады города войсками Речи Посполитой под командованием гетмана Великого княжества Литовского Януша Радзивилла, когда икона, изливая слёзы по молитве перед ней, спасла город от взрыва порохового заряда, который должен был разрушить городские укрепления. В другой раз почитаемый образ Богоматери в 1708 году уберёг горожан от расправы князя Меньшикова, который задумал отомстить Могилёву за избиение «москвитян» в 1661 году. По преданию, когда князь стоял в Богоявленском храме перед чудотворной иконой, он был внезапно повержен на землю, после чего устрашённый и смущённый этим знаком Божьего гнева уже не замышлял ничего против города и его жителей. В третий раз икона спасла город от пожара в 1910 году, когда ветер понес пламя загоревшегося предместья в сторону центра города, Воскресенской церкви и Богоявленского монастыря. После того как горожане вынесли икону Пречистой Девы на охваченные огнём улицы, ветер, внезапно изменив направление, понес пожар прочь от городского центра. Как всегда бывает в случае чудотворных образов, сохранилось множество документированных свидетельств чудесных исцелений перед Могилёво-Братской иконой Божией Матери. Почитаемая икона благополучно пережила все перипетии сложного для православия XX века, уцелев в том числе при гибели Богоявленского братского монастыря, и, по состоянию на 2003 год, находилась в главном городском храме Могилева - Соборе во имя Трёх Святителей.
Рожковская икона Божьей Матери. 28 сентября 1942 года немецкий карательный отряд прибыл в деревню Рожковку Каменецкого р-на Брестской обл. Всех, кто мог работать, — мужчин и женщин до 25 лет — отправили в Беловежу, где был штаб. Детей отдали в соседнее село Дмитровичи. Остальным рожковцам было приказано копать себе братскую могилу. От расстрела жителей спасло ходатайство Богородицы. Случилось так, что когда все оставшиеся в деревне рожковцы уже стояли у края вырытой ими ямы, готовые к расстрелу, и молились, неподалеку летел немецкий самолет. Офицеру, в распоряжении которого он находился, явилась Богородица и велела ему заступиться за этих людей. Офицер приказал посадить самолет прямо на деревенскую грунтовку. Узнав о том, что в рамках карательной операции был приказ уничтожить деревню, он попросил отсрочки. Офицер полетел в штаб, ему удалось добиться отмены приговора — и он вернулся в деревню с помилованием. В третий раз он прилетел в Рожковку, когда привез туда вырезанный из дерева по его просьбе одним немецким солдатом образ явившейся ему Богоматери. Этот образ и сейчас можно увидеть в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в деревне Рожковка Каменецкого района Брестской области. На основе этого изображения в 2008 году была написана православная икона Божией Матери. Днем ее памяти стало 28 сентября.
Чудотворные иконы и молитвы
:Елена Риняк
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БЕЛАРУСИ.
Их история и художественные особенности иконографии образов.
Самой ранней известной чудотворной иконой на территории Беларуси была Купятичская икона Богородицы, обретенная в 12 веке и утерянная в нач. 20 века. Икона Божьей Матери представляет собой медный литой крест 12 /12 см. Крест относится к типу бронзовых энколпионов и представляет собой подражание белорусских мастеров византийским образцам. На одной стороне креста находится изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, а на другой — Распятие Христа. Образ сначала находился в приходской церкви, позднее перенесен монахами в Купятицкий монастырь. После передачи монастыря в 17 веке католикам, Образ был перенесен в Киево-Печерскую лавру. Уже в конце XII в. копии крестов с изображением Божией Матери Купятицкой стали весьма популярны не только на наших землях, но и далеко за их пределами. Оригинал иконы до 20 годов 20 века находился в Киево-Печерском монастыре, а дальнейшая его судьба не известна. Сейчас имеются точные копии 17 века. В деревне Купятичи Пинского р-на Брестской обл в приходской Свято-Николаевской церкви находится точная копия (сделанная в XVII веке) Купятицкой Иконы Божией Матери, которая также славится чудесами.
Икона обретена, по преданию, в 1182 году возле села Купятичи девочкой Анной, пасшай стадо овец. Она заметила как-то раз между деревьями яркий свет. Подойдя ближе, она увидела на дереве небольшой Крест с изображением на нем Богоматери. В радости девочка отнесла Крест домой, спрятала его в сундук и возвратилась к стаду. Но на том же месте снова увидела сияние. Анна, думая, что находит другой Крест, навесила его на свою грудь. Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать отцу бывший у нее на шее Крест, но не нашла его у себя. Не обнаружила Креста девочка и в сундуке. Тогда она вместе с отцом пошла в лес, где они обрели во свете Крест на том же дереве и принесли его домой; но на следующий день Святыни снова не оказалось в доме. Пораженный этими событиями, набожный Василий рассказал о них односельчанам, которые на указанном месте увидели Икону-Крест в лучезарном сиянии. Для Иконы, по месту явления названной Купятицкой, жители села под покровительством Владычицы Небесной построили церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Чудодейственная сила Иконы открылась во время начала строительства церкви. В числе работавших над построением храма находился полуслепой человек, едва обходившийся без поводыря. Он посильным трудом принимал участие в работах, моля Господа и Его Пречистую Матерь о своем здравии. На месте своей работы он был исцелен от болезни. После этого слава о чудесах Купятицкого Чудотворного Образа разнеслась по всем окрестным местам.
Во второй половине XIII века храм сожгли татары. Икону посчитали утраченной. Благочестивый паломник, по имени Иоаким, на обратном пути из Иерусалима в сумерках проходя мимо того места, где находилась Купятицкая церковь, был изумлен необыкновенным светом, исходившим, как ему показалось, из земли. Приблизившись, странник увидел на пепелище Икону-Крест. Вскоре была возобновлена церковь, в которой установили икону.
Явлена в 1470 году. Икона находится в мужском Свято-Успенском монастыре п. Жировичи Слонимског р-на Гродненской обл. Образ круглой овальной формы, вырезана на яшме, и размером 5,7×4,1×0,8 см подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху; оборот иконы гладкий. Оттенки самой яшмы зелёного и тёмно-красного цветов. Смешение этих цветов оптически создаёт впечатление охристого цвета. Икона из яшмы подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, была склеена воском. Ранее на иконе была надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую» (не сохранилась). Богоматерь на иконе представлена с Младенцем Христом на правой руке, левую руку держит у груди, Её непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к голове Сына. Младенец в коротком хитоне, который оставляет открытыми согнутые колени, изображён прильнувшим к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; на мафории Божией Матери динамичные складки; различимы традиционные для данного вида икон греческие буквы в обозначении Их имён.
Среди белорусских чудотворных икон Жировичская является единственной, выполненной в плоском рельефе на камне. Жировичская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление).
Согласно преданию в лесу дети-пастухи увидали необыкновенно яркий свет в ветвях грушевого дерева. Ребята обнаружили на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастушки с благоговением отнесли к своему хозяину — Александру Солтану. Тот запер её в ларец. На следующий день к Солтану пришли гости, и хозяин захотел показать им эту чудную находку, но, своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце. Через некоторое время пастушки вновь обнаружили икону на том же месте, где и в первый раз. Солтан соорудил на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Позднее здесь возник монастырь.
Большинство историков склонны считать, что чудотворная икона была написана в начале 17 века неизвестным художником. Икона представляет Деву Марию с Христом на левой руке. В опущенной правой руке Богоматери скипетр — символ царской власти. В левой руке Христа держава, правая — поднята в благословляющем жесте. Возможно, скипетр и держава появились на иконе после ее поновления перед коронацией в 1761 г. Сделать такое предположение позволяют сведения о хранившейся в монастыре серебряной дарственной воте, где у Богоматери с младенцем отсутствовали символы царской власти. В советское время икону передали в Могилевский краеведческий музей. Она пропала вместе со знаменитым Крестом Ефросиньи Полоцкой и другими ценностями в 1941 году — то ли при эвакуации, то ли при оккупации.
Предание утверждает, что с этим образом в 1240 году монахи из Киево-Печерского монастыря спасались от войск хана Батыя, осадившего и разорившего город Киев. Монахи плыли по Днепру, а затем по его притоку Друти. Ночевать расположились нам высоком холме у реки. Ночью от иконы стало исходить сияние. Иноки восприняли это как знак от Бога остановиться на этом месте и основать здесь новый монастырь. Поскольку чудо произошло в день памяти пророка Илии, то Построенную на холме церковь освятили в честь пророка. Возникшее вокруг монастыря поселение названо было Белыничами в память о произошедшем чуде от иконы.
Сейчас в храме в честь Белыничской иконы Пресвятой Богородицы находится чудотворная копия и ведется летопись новых чудес, совершенных Богом по молитвам перед иконой. В память о полученных духовных благодеяниях паломники оставляют у иконы драгоценности, как свидетельство произошедшего чуда.
Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
Предание рассказывает, как в середине XVII века во время военных действий мимо деревни двигалось русское войско. В одном обозе находился образ Богородицы, который военные, видимо, прихватили с собой из одного из храмов Центральной или Западной Беларуси. Внезапно у стен монастыря повозка, в которой была икона, остановилась, и лошадей никак не могли сдвинуть с места. Тогда икону решили оставить в монастыре.
Икона сейчас находится Спасо-Вознесенском женском монастыре, в храме Свято-Ио
анно-Предтеченском , д. Барколабово, Быховский р-н, Могилевская обл.
С XVIII века икона была украшена серебряными коронами и приписана к Минской Свято-Воскресенской приходской церкви. В 1861 году староста Минского Свято-Екатерининского собора Александр Свечников с женой подарили иконе новую золоченую ризу с венцом, украшенным драгоценными камнями.
С 1927 по 1936 годы икона освящала своим пребыванием Свято-Петро-Павловский собор, что был на Соборной (ныне Свободы) площади. Теперь вновь, после возобновления в январе 1995 года церкви в Крупцах, многие верующие Минска и его окрестностей с особым умилением посещают святой источник и храм Божий
Рождество-Богородичный женский монастырь в Гродно – одна из главных достопримечательностей старинного города. Эта православная обитель – одна из самых древних на территории современной Беларуси. Здесь в 1877 году произошло самое настоящее чудо: 7 октября (а по новому стилю – 20-го) в соборе начала мироточить чудотворная икона Божией Матери. Мироточение длилось 1,5 года.
Согласно преданию, икона относится ко времени правления Российского царя Алексея Михайловича. Образ этот принесен был в дар православной церкви одним из русских князей Урусовых. Это было в XVI столетии, во время похода этого князя с московскими войсками против Литвы. Когда в русско-литовских краях распространилось католичество, образ этот достался в собственность монахам доминиканского ордена, в костеле которого он и находился до второй половины XIX столетия. В это время костел был обращен в православную церковь, и икона снова перешла к православным.
Икона была явлена чудесным образом в 1631 году при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря близ города Орши (Белоруссия) на берегу реки Кутеинки. Считается Небесной заступницей этой обители. Имеется множество свидетельств конкретной помощи после молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой, в частности, такую помощь получал преподобномученик Афанасий Брестский.
В 1842 году, в связи с многочисленными исцелениями больных от Оршанской иконы Пресвятой Богородицы, монастырь был переведён в реестр первоклассных.
С XIX века местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью преподобномученика Афанасия Брестского (18 сентября ), который удостоился особого водительства и заступничества от Царицы Небесной через её Оршанскую икону.
В Минском Свято-Духовом соборе находилась копия Оршанской иконы Богородицы, написанная в XVIII столетии. 13 июля 2001 года Митрополитом Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, святыня была передана в дар Витебской епархии. В настоящее время икона пребывает в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря города Орши.
Почитаемая икона благополучно пережила все перипетии сложного для православия XX века, уцелев в том числе при гибели Богоявленского братского монастыря, и, по состоянию на 2003 год, находилась в главном городском храме Могилева - Соборе во имя Трёх Святителей.
Случилось так, что когда все оставшиеся в деревне рожковцы уже стояли у края вырытой ими ямы, готовые к расстрелу, и молились, неподалеку летел немецкий самолет. Офицеру, в распоряжении которого он находился, явилась Богородица и велела ему заступиться за этих людей. Офицер приказал посадить самолет прямо на деревенскую грунтовку. Узнав о том, что в рамках карательной операции был приказ уничтожить деревню, он попросил отсрочки. Офицер полетел в штаб, ему удалось добиться отмены приговора — и он вернулся в деревню с помилованием.
В третий раз он прилетел в Рожковку, когда привез туда вырезанный из дерева по его просьбе одним немецким солдатом образ явившейся ему Богоматери. Этот образ и сейчас можно увидеть в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в деревне Рожковка Каменецкого района Брестской области.
На основе этого изображения в 2008 году была написана православная икона Божией Матери. Днем ее памяти стало 28 сентября.