ГАЗ-52 — советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т.
Гибридная модель, спроектированная с двигателем наиболее массового советского грузовика ГАЗ-51 и с использованием узлов и деталей автомобиля с бо́льшей грузоподъёмностью ГАЗ-53. С модификациями выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1966 по 1989 год. Тем не менее, ГАЗ-51 выпускался параллельно с ГАЗ-52 до 1975 года. Автомобилей ГАЗ-52 выпущено 1.006.330 ед. На ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию. Основное отличие — это рядный шестицилиндровый двигатель, разработанный на базе довоенного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11[1][2], на ГАЗ-53 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-53. Также на ГАЗ-52 устанавливались колёса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колёсные диски с шестью отверстиями. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов), колёсные диски с тремя отверстиями. Диски взаимозаменяемы. За 23 года ГАЗ-52 выпускался в нескольких модификациях, однако следует выделить две основные группы, заметно отличающиеся друг от друга Длиннобазные модификации (1966—1991) Сюда относятся автомобили ГАЗ-52-01 (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1966—1991) и ГАЗ-52-03 (бортовой, грузоподъёмность — 2,5 т., годы выпуска — 1966—1973). Колёсная база у этих модификаций 3700 мм, точно такая же, как и на ГАЗ-53. Рама этих автомобилей практически одинаковая. Задний мост с разъёмным картером главной передачи, в половинки картера запрессовываются чулки полуосей, как и на ГАЗ-51; главная передача — коническая спиральная с передаточным отношением 6,67. Длиннобазная модификация «52-01» поздних лет выпуска (предположительно после 1978 г.) получила гипоидный мост с неразъёмным картером главной передачи, точно такой же, как и на ГАЗ-53. Коробка передач с тремя парами косозубых шестерен постоянного зацепления (шестерни первой и задней передач — прямозубые) имела синхронизатор на третьей и четвертой передаче. Для включения заднего хода необходимо было преодолеть дополнительное усилие пружины, рычаг имел два колена. Короткобазные модификации (1966—1989) Основными автомобилями были шасси для самосвалов ГАЗ-52-02 и бортовой грузовик ГАЗ-52-04 (серийно выпускался с 1975 г.) Колёсная база 3300 мм, как и на ГАЗ-51. Более короткая рама была сделана из лонжеронов с меньшим сечением. Задний мост гипоидный, передаточное отношение — 6,83. Коробка передач ставилась от ГАЗ-51А, синхронизаторы отсутствовали, все шестерни — прямозубого зацепления. Для включения заднего хода необходимо было поднять «собачку» на рычаге; сам рычаг имел один небольшой изгиб у основания. Также выпускались короткобазные модификации ГАЗ-52 с коробкой передач с синхронизаторами на третьей и четвёртой передаче. По сравнению с ГАЗ-51 в 52-м и 53-м применено усовершенствованное крепление рессор к раме. На ГАЗ-51 и ранних короткобазных ГАЗ-52 коренные листы рессор загибались, образовывая ушко, к раме рессора крепилась через втулки с рессорными пальцами, требовавшими постоянного ухода и смазки. Удлинение рессоры при нагрузке компенсировалось серьгой. В дальнейшем наступила унификация по подвеске на резиновых подушках. На длиннобазных модификациях ГАЗ-52 и ГАЗ-53 верхние коренные листы крепились к раме через резиновые подушки, не требовавшие ухода, серьга отсутствовала. Подвеска автомобиля на продольных полуэллиптических рессорах, спереди — телескопические амортизаторы; задняя — с дополнительной рессорой, без амортизаторов. Ещё одним внешним отличием ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является различная ширина радиатора — с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор, что хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53 с восьмицилиндровыми двигателями радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки. Также отличительным признаком автомобилей семейства ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является расположенный с правой стороны автомобиля глушитель, однако известны переделанные варианты выхлопной системы ГАЗ-52 с левосторонним глушителем. Также необходимо отметить, что хотя кабина на автомобилях 52-го и 53-го семейств одинаковая, имелись некоторые различия в её окраске на заводе — облицовка радиатора на кабинах ГАЗ-52 всегда была одного цвета с кабиной, а на кабинах ГАЗ-53 облицовка была белого цвета, независимо от основного цвета кабины. Головка блока цилиндров, рассчитанная на свечи зажигания М8 (резьба М18×1,5) была заменена на головку под свечи А11 (резьба М14×1,25); головка блока цилиндров под свечи М8 обеспечивала степень сжатия 6,2, а головка под свечи А11 повысила степень сжатия до 6,7.[3] На двигатели, предназначенные для работы на сжиженном газе (пропан-бутан) устанавливалась головка блока цилиндров с уменьшенным объёмом камер сгорания, чем удалось повысить степень сжатия до 7,0. Отличительным признаком такой головки было наличие отлитой надписи «76» на верхней её поверхности. «76» обозначает необходимое октановое число бензина — при установке такой головки двигателю требовался бензин А-76, в то время как стандартный двигатель ГАЗ-52 работал на А-72. Двигатели ГАЗ-52 ранних выпусков имели два масляных фильтра — полнопоточный фильтр грубой очистки (с пакетом металлических пластин) и фильтр тонкой очистки ДАСФО (двухсекционный автомобильный супер-фильтр-отстойник). На машинах поздних выпусков устанавливался единый полнопоточный масляный фильтр (на место фильтра грубой очистки). На автомобилях поздних выпусков устанавливался вакуумный усилитель, включенный в систему гидравлического привода тормозов. Также на автомобилях поздних выпусков (чаще модификации 52-01) зачастую устанавливался стартер с электромагнитным тяговым реле, получающим питание от замка зажигания, основная часть выпущенных ГАЗ-52 имела педальный привод включения стартера на полу кабины. При нажатии на педаль стартера шток воздействовал на рычаг бендикса, вводя шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика и одновременно замыкал контакты тягового реле, подсоединяя аккумулятор к стартеру. С годами на кабине изменялась форма облицовки радиатора. Несмотря на поздние усовершенствования автомобиля ГАЗ-53-12, заключавшиеся в установке более современной светотехники (раздельные передние подфарники ПФ-130, усовершенствованные задние фонари ФП-130), системы аварийной сигнализации и раздельного гидропривода тормозов и др, эти нововведения не были применены на автомобилях ГАЗ-52, которые до конца выпуска сходили с конвейера с одноконтурным приводом тормозов и архаичными светотехническими приборами 1960-х годов, которые при эксплуатации зачастую заменялись владельцами на более современные
Авто кардан
ГАЗ-52 — советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т.
Гибридная модель, спроектированная с двигателем наиболее массового советского грузовика ГАЗ-51 и с использованием узлов и деталей автомобиля с бо́льшей грузоподъёмностью ГАЗ-53.
С модификациями выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1966 по 1989 год.
Тем не менее, ГАЗ-51 выпускался параллельно с ГАЗ-52 до 1975 года.
Автомобилей ГАЗ-52 выпущено 1.006.330 ед.
На ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию.
Основное отличие — это рядный шестицилиндровый двигатель, разработанный на базе довоенного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11[1][2], на ГАЗ-53 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-53.
Также на ГАЗ-52 устанавливались колёса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колёсные диски с шестью отверстиями. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов), колёсные диски с тремя отверстиями. Диски взаимозаменяемы.
За 23 года ГАЗ-52 выпускался в нескольких модификациях, однако следует выделить две основные группы, заметно отличающиеся друг от друга
Длиннобазные модификации (1966—1991)
Сюда относятся автомобили ГАЗ-52-01 (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1966—1991) и ГАЗ-52-03 (бортовой, грузоподъёмность — 2,5 т., годы выпуска — 1966—1973).
Колёсная база у этих модификаций 3700 мм, точно такая же, как и на ГАЗ-53.
Рама этих автомобилей практически одинаковая.
Задний мост с разъёмным картером главной передачи, в половинки картера запрессовываются чулки полуосей, как и на ГАЗ-51; главная передача — коническая спиральная с передаточным отношением 6,67. Длиннобазная модификация «52-01» поздних лет выпуска (предположительно после 1978 г.) получила гипоидный мост с неразъёмным картером главной передачи, точно такой же, как и на ГАЗ-53.
Коробка передач с тремя парами косозубых шестерен постоянного зацепления (шестерни первой и задней передач — прямозубые) имела синхронизатор на третьей и четвертой передаче. Для включения заднего хода необходимо было преодолеть дополнительное усилие пружины, рычаг имел два колена.
Короткобазные модификации (1966—1989)
Основными автомобилями были шасси для самосвалов ГАЗ-52-02 и бортовой грузовик ГАЗ-52-04 (серийно выпускался с 1975 г.)
Колёсная база 3300 мм, как и на ГАЗ-51.
Более короткая рама была сделана из лонжеронов с меньшим сечением.
Задний мост гипоидный, передаточное отношение — 6,83.
Коробка передач ставилась от ГАЗ-51А, синхронизаторы отсутствовали, все шестерни — прямозубого зацепления. Для включения заднего хода необходимо было поднять «собачку» на рычаге; сам рычаг имел один небольшой изгиб у основания. Также выпускались короткобазные модификации ГАЗ-52 с коробкой передач с синхронизаторами на третьей и четвёртой передаче.
По сравнению с ГАЗ-51 в 52-м и 53-м применено усовершенствованное крепление рессор к раме.
На ГАЗ-51 и ранних короткобазных ГАЗ-52 коренные листы рессор загибались, образовывая ушко, к раме рессора крепилась через втулки с рессорными пальцами, требовавшими постоянного ухода и смазки. Удлинение рессоры при нагрузке компенсировалось серьгой. В дальнейшем наступила унификация по подвеске на резиновых подушках.
На длиннобазных модификациях ГАЗ-52 и ГАЗ-53 верхние коренные листы крепились к раме через резиновые подушки, не требовавшие ухода, серьга отсутствовала.
Подвеска автомобиля на продольных полуэллиптических рессорах, спереди — телескопические амортизаторы; задняя — с дополнительной рессорой, без амортизаторов.
Ещё одним внешним отличием ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является различная ширина радиатора — с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор, что хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53 с восьмицилиндровыми двигателями радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.
Также отличительным признаком автомобилей семейства ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является расположенный с правой стороны автомобиля глушитель, однако известны переделанные варианты выхлопной системы ГАЗ-52 с левосторонним глушителем.
Также необходимо отметить, что хотя кабина на автомобилях 52-го и 53-го семейств одинаковая, имелись некоторые различия в её окраске на заводе — облицовка радиатора на кабинах ГАЗ-52 всегда была одного цвета с кабиной, а на кабинах ГАЗ-53 облицовка была белого цвета, независимо от основного цвета кабины.
Головка блока цилиндров, рассчитанная на свечи зажигания М8 (резьба М18×1,5) была заменена на головку под свечи А11 (резьба М14×1,25); головка блока цилиндров под свечи М8 обеспечивала степень сжатия 6,2, а головка под свечи А11 повысила степень сжатия до 6,7.[3] На двигатели, предназначенные для работы на сжиженном газе (пропан-бутан) устанавливалась головка блока цилиндров с уменьшенным объёмом камер сгорания, чем удалось повысить степень сжатия до 7,0. Отличительным признаком такой головки было наличие отлитой надписи «76» на верхней её поверхности. «76» обозначает необходимое октановое число бензина — при установке такой головки двигателю требовался бензин А-76, в то время как стандартный двигатель ГАЗ-52 работал на А-72.
Двигатели ГАЗ-52 ранних выпусков имели два масляных фильтра — полнопоточный фильтр грубой очистки (с пакетом металлических пластин) и фильтр тонкой очистки ДАСФО (двухсекционный автомобильный супер-фильтр-отстойник). На машинах поздних выпусков устанавливался единый полнопоточный масляный фильтр (на место фильтра грубой очистки).
На автомобилях поздних выпусков устанавливался вакуумный усилитель, включенный в систему гидравлического привода тормозов.
Также на автомобилях поздних выпусков (чаще модификации 52-01) зачастую устанавливался стартер с электромагнитным тяговым реле, получающим питание от замка зажигания, основная часть выпущенных ГАЗ-52 имела педальный привод включения стартера на полу кабины. При нажатии на педаль стартера шток воздействовал на рычаг бендикса, вводя шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика и одновременно замыкал контакты тягового реле, подсоединяя аккумулятор к стартеру.
С годами на кабине изменялась форма облицовки радиатора. Несмотря на поздние усовершенствования автомобиля ГАЗ-53-12, заключавшиеся в установке более современной светотехники (раздельные передние подфарники ПФ-130, усовершенствованные задние фонари ФП-130), системы аварийной сигнализации и раздельного гидропривода тормозов и др, эти нововведения не были применены на автомобилях ГАЗ-52, которые до конца выпуска сходили с конвейера с одноконтурным приводом тормозов и архаичными светотехническими приборами 1960-х годов, которые при эксплуатации зачастую заменялись владельцами на более современные