*Единобожие делится на три вида: «Таухид аль-Улюхия» или «Таухид аль-‘Ибада» (Единственность Аллаха в поклонении), «Таухид ар-Рубубийя» (Единственность Аллаха в господстве), и «Таухид аль-асма уа-Ссыфат» (Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами).
Самым важным из них и с которым приходили все посланники является «Таухид аль-Улюхия» (Единственность Аллаха в поклонении). Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Единобожие (таухид), с которым пришли посланники, содержит в себе утверждение Божественности только Одного Аллаха, ибо человек, свидетельствующий, что нет божества, кроме Аллаха, не поклоняется никому, кроме Него, не уповает ни на кого, кроме Него, дружит только ради Него, враждует только ради Него и совершает все свои дела только ради Него. Он (таухид) включает в себя подтверждение всех имен и качеств, которыми Аллах охарактеризовал Себя. Всевышний Аллах сказал: «Бог ваш – Бог Единый. Нет божества, кроме Него – Милостивого, Милосердного» (Корова, 163). «Аллах сказал: “Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог. Меня одного страшитесь”» (Пчелы, 51). Всевышний также сказал: «А у того, кто взывает наряду с Аллахом к другому божеству, нет в пользу этого никакого довода, и расчет его у его Господа! Воистину, не преуспеют неверные!» (Верующие, 117). Под таухидом не подразумевается только Таухид ар-Рубубийя, то есть убеждение в том, что только Один Аллах сотворил Вселенную, а именно так полагают философы и суфии. Они предполагают, что если кто-либо подтвердит это доказательством, тот подтвердит совершенный таухид, а кто засвидетельствует это и будет всецело предан этому, тот предастся совершенному таухиду. Однако человек, который признает все качества Аллаха, признавать которые обязал его Всевышний Господь, отдаляет от Него все, от чего Он далек, и признает, что Он Один является Творцом всего, не станет мууаххидом (единобожником), пока не засвидетельствует, что нет божества, кроме Одного Аллаха, пока не признает, что Аллах Один является божеством, достойным поклонения, и пока не станет придерживаться поклонения Одному Аллаху, у которого нет сотоварища. “Божество” – это объект обожествления и поклонения. Слово “божество” не означает “способный к изобретению (сотворению)”. Арабы-многобожники тоже признавали, что Аллах Один является Творцом всего сущего, но вместе с тем они оставались многобожниками. Всевышний Аллах сказал: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!» (Йусуф, 106). Некоторые саляфы сказали: «Мы их спрашиваем: “Кто создал небеса и землю?” Они отвечают: “Аллах”, но вместе с тем поклоняются другим». Всевышний же сказал: «Скажи: “В чьей власти Земля и кто на ней, если вы знаете?” Они скажут: “Аллаха”. Скажи: “Неужели же вы не опомнитесь?” Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь Великого Трона?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Так что же вы не боитесь Его?” Скажи: “В чьей руке власть над всякой вещью, и Он покровительствует, а Сам не нуждается в покровительстве, если вы знаете?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “От чего же вы в таком обольщении?”» (Верующие, 84-89). Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Если бы было достаточно для спасения верить в то, что только Один Аллах является создателем всего, то многобожники спаслись бы. Однако важным является единобожие в поклонении Одному Аллаху (таухид аль-улюхия), который разделяет людей на единобожников и многобожников!” См. “Мадариджу-ссаликин” 1/327. **О числе пророков (араб, «наби», мн. «анбийа») Аллаха сообщается в хадисе Абу Зарра, переданном аль-Бухари в книге «ат-Тарих аль-Кабир» (5/447), Ахмадом (5/178-179), Абу Ну’еймом в книге «Хилйа аль-Аулийа» (1/166-168) и Ибн Хиббаном (см. «Маварид аз-Зам’ан», 94). Этот хадис Абу Зарра также передали Ахмад (5/265), Ибн Касир (2/324) и ат-Табарани (8/258), но уже через других рассказчиков. А что касается посланников Аллаха (араб, «расуль», мн. «русуль»), то их было триста тринадцать, о чем свидетельствует хадис Абу Умамы, переданный ат-Табарани (8/139) и Ибн Хиббаном
ислам
:Karachi Ibn Murat
*Единобожие делится на три вида: «Таухид аль-Улюхия» или «Таухид аль-‘Ибада» (Единственность Аллаха в поклонении), «Таухид ар-Рубубийя» (Единственность Аллаха в господстве), и «Таухид аль-асма уа-Ссыфат» (Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами).
Самым важным из них и с которым приходили все посланники является «Таухид аль-Улюхия» (Единственность Аллаха в поклонении). Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Единобожие (таухид), с которым пришли посланники, содержит в себе утверждение Божественности только Одного Аллаха, ибо человек, свидетельствующий, что нет божества, кроме Аллаха, не поклоняется никому, кроме Него, не уповает ни на кого, кроме Него, дружит только ради Него, враждует только ради Него и совершает все свои дела только ради Него. Он (таухид) включает в себя подтверждение всех имен и качеств, которыми Аллах охарактеризовал Себя. Всевышний Аллах сказал: «Бог ваш – Бог Единый. Нет божества, кроме Него – Милостивого, Милосердного» (Корова, 163). «Аллах сказал: “Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог. Меня одного страшитесь”» (Пчелы, 51). Всевышний также сказал: «А у того, кто взывает наряду с Аллахом к другому божеству, нет в пользу этого никакого довода, и расчет его у его Господа! Воистину, не преуспеют неверные!» (Верующие, 117).
Под таухидом не подразумевается только Таухид ар-Рубубийя, то есть убеждение в том, что только Один Аллах сотворил Вселенную, а именно так полагают философы и суфии. Они предполагают, что если кто-либо подтвердит это доказательством, тот подтвердит совершенный таухид, а кто засвидетельствует это и будет всецело предан этому, тот предастся совершенному таухиду. Однако человек, который признает все качества Аллаха, признавать которые обязал его Всевышний Господь, отдаляет от Него все, от чего Он далек, и признает, что Он Один является Творцом всего, не станет мууаххидом (единобожником), пока не засвидетельствует, что нет божества, кроме Одного Аллаха, пока не признает, что Аллах Один является божеством, достойным поклонения, и пока не станет придерживаться поклонения Одному Аллаху, у которого нет сотоварища. “Божество” – это объект обожествления и поклонения. Слово “божество” не означает “способный к изобретению (сотворению)”.
Арабы-многобожники тоже признавали, что Аллах Один является Творцом всего сущего, но вместе с тем они оставались многобожниками. Всевышний Аллах сказал: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!» (Йусуф, 106).
Некоторые саляфы сказали: «Мы их спрашиваем: “Кто создал небеса и землю?” Они отвечают: “Аллах”, но вместе с тем поклоняются другим». Всевышний же сказал: «Скажи: “В чьей власти Земля и кто на ней, если вы знаете?” Они скажут: “Аллаха”. Скажи: “Неужели же вы не опомнитесь?” Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь Великого Трона?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Так что же вы не боитесь Его?” Скажи: “В чьей руке власть над всякой вещью, и Он покровительствует, а Сам не нуждается в покровительстве, если вы знаете?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “От чего же вы в таком обольщении?”» (Верующие, 84-89).
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Если бы было достаточно для спасения верить в то, что только Один Аллах является создателем всего, то многобожники спаслись бы. Однако важным является единобожие в поклонении Одному Аллаху (таухид аль-улюхия), который разделяет людей на единобожников и многобожников!” См. “Мадариджу-ссаликин” 1/327.
**О числе пророков (араб, «наби», мн. «анбийа») Аллаха сообщается в хадисе Абу Зарра, переданном аль-Бухари в книге «ат-Тарих аль-Кабир» (5/447), Ахмадом (5/178-179), Абу Ну’еймом в книге «Хилйа аль-Аулийа» (1/166-168) и Ибн Хиббаном (см. «Маварид аз-Зам’ан», 94). Этот хадис Абу Зарра также передали Ахмад (5/265), Ибн Касир (2/324) и ат-Табарани (8/258), но уже через других рассказчиков.
А что касается посланников Аллаха (араб, «расуль», мн. «русуль»), то их было триста тринадцать, о чем свидетельствует хадис Абу Умамы, переданный ат-Табарани (8/139) и Ибн Хиббаном