Не потерпев ни одного военного поражения, 19 октября 1812 года он начал отступление из Москвы с огромной, более чем полумиллионной армией, но до Франции не дошло и половины, - в дороге менее чем за два месяца погибло 300 тысяч солдат. Историки согласны в том, что их жизни унесло сочетание холода, голода и болезней, - но что это были за болезни? В записках врачей, служивших во французской армии в войну 1812 года, документированы распространённость тифа, диареи, дизентерии, лихорадки, пневмонии и желтухи. Основной инфекционной причиной гибели солдат считался сыпной тиф, который называют «походной лихорадкой» из-за его частой связи с армиями. Это предположение подкреплялось обнаружением платяных вшей, основного переносчика тифа, среди останков солдат, погибших во время отступления. В 2006 году исследователи, изучившие ДНК останков нескольких солдат, идентифицировали две бактерии: Rickettsia prowazekii, вызывающую сыпной тиф, и Bartonella quintana, возбудителя окопной лихорадки. А на днях микробиологи из парижского Института Пастера поставили погибшим французским солдатам еще один диагноз. Вооруженные новыми методами, позволяющими выявлять в древней ДНК любые известные патогены (раньше с помощью ПЦР могли найти только то, что искали), исследователи извлекли ДНК из зубов 13 павших солдат, останки которых были найдены при раскопках в Литве в 2002 году. Сыпного тифа у них не нашли, но у четверых были обнаружены признаки заражения бактерией Salmonella enterica, вызывающей паратиф. У двух других солдат была обнаружена ДНК Borrelia recurrentis, - возбудителя, переносимого вшами и вызывающего возвратный тиф, характеризующийся повторяющимися эпизодами высокой температуры. Эти результаты показывают, что крах армии не был вызван какой-то одной эпидемией. Солдат, изможденных голодом, усталостью, низким моральным духом, холодом и простудой, добивали сразу несколько тяжелых инфекций. Подобная эпидемиологическая катастрофа разразилась и в Первую мировую – людей косили сразу и испанка, и брюшной тиф, и дизентерия, и другие инфекции. Они рядом, только ждут своего часа.
ЗАХОДИ, БУДЬ КАК ДОМА 🤪
Что погубило Великую армию Наполеона?
Не потерпев ни одного военного поражения, 19 октября 1812 года он начал отступление из Москвы с огромной, более чем полумиллионной армией, но до Франции не дошло и половины, - в дороге менее чем за два месяца погибло 300 тысяч солдат. Историки согласны в том, что их жизни унесло сочетание холода, голода и болезней, - но что это были за болезни?
В записках врачей, служивших во французской армии в войну 1812 года, документированы распространённость тифа, диареи, дизентерии, лихорадки, пневмонии и желтухи. Основной инфекционной причиной гибели солдат считался сыпной тиф, который называют «походной лихорадкой» из-за его частой связи с армиями. Это предположение подкреплялось обнаружением платяных вшей, основного переносчика тифа, среди останков солдат, погибших во время отступления. В 2006 году исследователи, изучившие ДНК останков нескольких солдат, идентифицировали две бактерии: Rickettsia prowazekii, вызывающую сыпной тиф, и Bartonella quintana, возбудителя окопной лихорадки.
А на днях микробиологи из парижского Института Пастера поставили погибшим французским солдатам еще один диагноз. Вооруженные новыми методами, позволяющими выявлять в древней ДНК любые известные патогены (раньше с помощью ПЦР могли найти только то, что искали), исследователи извлекли ДНК из зубов 13 павших солдат, останки которых были найдены при раскопках в Литве в 2002 году. Сыпного тифа у них не нашли, но у четверых были обнаружены признаки заражения бактерией Salmonella enterica, вызывающей паратиф. У двух других солдат была обнаружена ДНК Borrelia recurrentis, - возбудителя, переносимого вшами и вызывающего возвратный тиф, характеризующийся повторяющимися эпизодами высокой температуры.
Эти результаты показывают, что крах армии не был вызван какой-то одной эпидемией. Солдат, изможденных голодом, усталостью, низким моральным духом, холодом и простудой, добивали сразу несколько тяжелых инфекций. Подобная эпидемиологическая катастрофа разразилась и в Первую мировую – людей косили сразу и испанка, и брюшной тиф, и дизентерия, и другие инфекции. Они рядом, только ждут своего часа.