5 НЕДООЦЕНЕННЫХ ГИТАРИСТОВ

Блог о ДЖАЗЕ Виолетты Неваляной·4 фев в 9:52
Гитара — один из самым популярных инструментов в наши дни. Любой мальчишка во дворе мечтает или уже пытается играть на ней.
С расцветом рок-музыки в 60-е годы XX века гитаристы стали кумирами широких слушательских масс. Но виртуозы игры на этом инструменте были и до этого.
Вот несколько гитаристов, которые еще до 60-х годов прошлого столетия изменили представление о том, как должна звучать гитара, и чьи приемы мы слышим и используем по сей день.
РОЙ СМЕК (ROY SMECK)

ROY SMECK
Рой Смек пришел из водевиля, где он играл на гитаре, укулеле, слайд-гитаре и банджо. Его прозвали “Струнным чародеем” (The wizard of strings). Он использовал совершенно новые способы игры: играл зубами, за спиной, с помощью скрипичного смычка и т.д. Он появился во множестве фильмов, а документальный фильм о нем “The Wizard of Strings” 1985 года даже был номинирован на Оскар.
Посмотрите, как он играет на укулеле “Tiger Rag” на видео ниже. Обратите внимание на то, как виртуозно ведет себя его правая рука, и что он вообще вытворяет с этим маленьким инструментом, крутя его и дуя в резонаторное отверстие, как если бы укулеле была стеклянной бутылкой.
ROY SMECK Tiger Rag
2. ВИТТОРИО КАМАРДЕЗЕ (VITTORIO CAMARDESE)

Двуручный тэппинг вошел в моду после того, как Эдди Ван Хален показал класс, выпустив “Erruption” в 1978 году. Однако он был далеко не первым, использовавшим эту технику, и вы можете на долгие часы и дни запереться дома около компьютера в поисках ответа на вопрос, кто же придумал эту технику. Рой Смек также начал использовать тэппинг еще в то время, когда Ван Хален еще даже не родился. Тэппинг — техника игры на струнном инструменте, при которой звукизвлекается при помощи лёгких ударов по струнам между ладов на грифе.
Витторио Камардезе тоже не был изобретателем тэппинга, но его история все же довольно интересна. Камардезе был физиком и гитаристом-любителем. Научился ли он этой технике или самостоятельно ее придумал - неизвестно, однако абсолютно точно он внес что-то новое в тэппинг. Камардезе играл гитарные прогрессии левой рукой, басовые линии - большим пальцем левой руки, ударяя по струнам остальными пальцами.
Вот его выступление на итальянском телевидении в 1965 году, он исполняет “All of Me”, и посреди самого интересного его прерывает ведущий…
Vittorio Camardese — All of Me
3. РЭЙ КРОУФОРД (RAY CRAWFORD)

RAY CRAWFORD
Рэй Кроуфорд был профессиональным джазовым музыкантом, и стал инноватором почти случайно. Он играл на кларнете и саксофоне, выступая с Флетчером Хендерсоном, и переключился на гитару после того, как вылечился от туберкулеза. Как гитарист, он присоединился к трио Ахмада Джамала (фортепиано, бас и гитара).
Как участник группы он показал абсолютно новый, артикулированный подход к мелодической импровизации. Однако самое главное, что отличало его игру - это совершенно уникальная перкуссионная атака. Кроуфорд ударял по грифу гитары, чтобы создать эффект перкуссии, и гитара превращалась в настоящие бонго и конги. Хотя его техника не стала такой популярной, как двуручный тэппинг, ей пользовались первоклассные джазовые гитаристы того времени, такие как Херб Эллис и Тэл Хэрлоу.
Вот “Love for Sale” с альбома The Ahmad Jamal Trio 1955 года, где можно отчетливо услышать описанное выше.
The Ahmad Jamal Trio — Love for Sale
4. АЛЬВИНО РЭЙ (ALVINO REY)

Альвино Рэй начинал свою музыкальную карьеру с гитары и банджо, в итоге придя к педальной слайд-гитаре в 1930-х. Он с раннего возраста привык возиться с электроникой, и позднее начал подзвучивать свои инструменты. Этим он привлек внимание Gibson, и его наняли для создания первых гитарных звукоснимателей.
Среди многих изобретений Рэя была так называемая “поющая гитара”. Он использовал специальный горловой микрофон (который был предназначен для связи в военной авиации), чтобы изменить звук своей электрогитары. Правда, этот микрофон пришлось «проглотить» не самому Альвино, а его жене, Люси Кинг (участнице вокального джазового квартета «The King Sisters»). Девушка стояла за занавесом и произносила слова, синхронно с партией гитары, к которой был подключен микрофон. Так создавалась иллюзия, будто гитара “поет”. Позже это привело к созданию популярного вокодера talkbox, которым пользовались такие исполнители как Пит Дрейк, Питер Фрэмптон и Джо Перри.
В этом видео Альвино исполняет “St. Louis Blues” в 1944 году, а “поющая гитара” озвучивает куклу Стринги. (1944 год, друзья!)
Alvino Rey plays St. Louis Blues
5. ЛИНК РЭЙ (LINK WRAY)

LINK WRAY
Одного из важнейших гитаристов 20 века, Линка Рэя, можно назвать изобретателем пауэр-аккорда и человеком, впервые намеренно использовавшим дисторшн. История первого сингла Рэя “Rumble” 1958 года начинается с его выступления, где его усилитель был подзвучен микрофоном и пропущен через все оборудование, предназначенное для вокала, что создавало очень громкий и искаженный звук.
В своем радио-интервью в 1997 году Линк Рэй объяснил, что произошло, когда он принес песню в студию: “Когда мы начали играть “Rumble”, звук был слишком чистым… Так что я взял карандаш и начал проделывать дырки в колонках”.
Сингл “Rumble” дошел до 16 места в чартах США, и звучал настолько ново и дерзко, что песню запретили во многих местах, боясь того, что она может спровоцировать насилие. Боб Дилан, Джимми Пейдж и Игги Поп говорили о своей любви к этой песне и о влиянии Линка Рэя на их собственные карьеры.

Комментарии

Комментариев нет.