#искусство

Александра Бенуа «Масленица в Петербурге». Эскиз декорации к балету Стравинского «Петрушка», 1911 год
«Петрушка» — балет, созданный Александром Бенуа в соавторстве с композитором Игорем Стравинским и хореографом Михаилом Фокиным для Русских сезонов Дягилева в Париже 1911 года.
Премьера «Петрушки» состоялась 13 июня 1911 года на сцене парижского театра Шатле. Огромный успех превзошёл все ожидания и был очень важен для труппы «Русских сезонов», так как стало понятно, что можно добиться признания и без восточной экзотики и эффектных балетных па.
Балет открывается картиной масленичного гулянья в Петербурге. Ярмарочные шатры и балаганы обрамлены аркой Большого театра, как бы намекая, что и прогуливающаяся на сцене толпа, да и публика в зале, продолжающая эту гофмановскую перспективу, — всего лишь куклы...
В 1920 году балет был поставлен в Мариинском театре по обновленным эскизам 1917–1918 годов. Декорации к нему состояли из портала и сменяющихся в его проёме четырех картин. Первая и заключительная картины изображали шумное масленичное гулянье на заснеженной площади Петербурга 1830– 1840-х годов.
«Меня соблазняла идея изобразить на сцене театра „Масленицу“, милые балаганы, эту великую утеху моего детства»,— вспоминал художник.
«Балетом-улицей» называл Бенуа «Петрушку». В работе над костюмами художник опирался на разнообразный исторический и бытовой материал: народные игрушки и лубки, литографированные альбомы и модные журналы прошлого века.
Содержание кукольной драмы составляло соперничество Петрушки, «получеловеческого гротескного существа, и Арапа из-за Балерины. Петрушка на эскизе Бенуа наделен характерной пластикой и мимикой будущего исполнителя этой партии Вацлава Нижинского, который сумел, по словам Бенуа, «выразить его подавленность, внушающую жалость, и его старание утвердить свое личное достоинство, не переставая оставаться куклой».

#искусство - 908012869027

Комментарии

Комментариев нет.