Рассказывает промышленный дизайнер Взгляд на простую вещь изнутри профессии Формула уюта Дом — полная чаша. Мы стремимся сделать наш быт таким, чтобы в доме было всё необходимое. Иногда в наших жилищах появляются вещи, которыми мы пользуемся раз в год. Или вообще не пользуемся. Такие предметы создают впечатление «заполненности» жизни, успешности. Но об этом не сегодня. Есть, пожалуй, три предмета бытовой техники, которые сразу создают ощущение уюта и обжитости пространства. Это чайник, пылесос и стиральная машинка. Возможно, для вас, дорогой читатель, эти три вещи уюта могут быть другими, а может быть, список можно расширить и до пяти пунктов, добавив микроволновку и холодильник. Всё это верно. Ключевые моменты создания комфортной жизни в наших домах уже безусловно решены через материальные объекты. (Мы живем в эпоху зарождающейся глокализации и активно действующей кастомизации, поэтому нам не слишком близок термин «промышленные изделия», но нового слова пока нет, поэтому простите мне обыденное «материальное». — Прим. авт.) Когда жизнь приводит нас в магазины бытовой техники, мы видим ширину и вместительность некоторых позиций ассортимента. Это и есть наиболее востребованные в обществе изделия. Про чайники, возможно, мы с вами еще поговорим, хотя мне кажется, что про них сказано уже буквально все. Сегодня наш взор обратится на пылесосы. Какое же это удобное, важное и нужное изобретение, согласитесь! И сколько его модификаций мы видим сегодня, от больших промышленных до миниатюрных ручных аналогов. И как же пройти мимо «умной» техники, которая самостоятельно обслуживает вверенную ей территорию, лишь изредка обращаясь к человеку, чтобы заменить мусорный контейнер да помыть малыша-робота. Исключить человека Но так ли было всегда? Труд по очистке жилого пространства одна из важнейших функций гигиены среды. Нам хорошо и безопасно там и тогда, где нет скопления пыли, уличной грязи и прочего мусора. А еще нам хорошо, когда это не тяжкий труд с метлой или веником наперевес (а когда и без швабры — вовсе предел мечтаний!), быстрый и максимально эргономичный для человека. Все изменилось в XX веке с освоением двигателя. Возможность создавать движение и энергию в одном небольшом устройстве позволило внедрить во многие человеческие процессы новые приборы, которые стали частично самостоятельно выполнять сложные человеческие задачи, а частично — облегчать труд, если человека как оператора из задачи исключить было нельзя. В XX веке не представлялось возможным исключить человека из процесса уборки пространства. Это продиктовано и интеллектуальностью процесса (А вы как думали? Это не чистая механика движения слева направо. Это настоящая бытовая аналитика: выстроить оптимальный путь, оценить, насколько чисто получилось и не стоит ли «пройтись» по этому месту еще раз, и еще множество задач. — Прим. авт.), и его сложной, не повторяющейся в разных локациях траекторией перемещения. (Квартира на квартиру не приходится, и если тот же блендер достаточно включить, ведь вне зависимости от чаши он будет двигаться по заданной окружности, то у пылесоса таких простых решений нет. — Прим. авт.) Оператор пропал из непосредственно процесса уборки только сейчас, когда у роботов пылесосов образовался «ум». Но это уже другая история. Учесть тысячу мелочей Представьте, вы проектировщик в середине XX века, ваше предприятие решает сделать передовую разработку — пылесос! Вы воодушевлены задачей помочь людям и сделать труд советских хозяек (мы патриотично говорим про историю отечественной индустрии) легче! Вы направляетесь с совещания, где поставили эту задачу, в ваше инженерное бюро внутри предприятия. Садитесь за свой стол, достаете чистый лист бумаги и… Начинаете думать! Нет ничего сложнее в области дизайна, чем создавать объекты, у которых нет аналогов. Нет ничего сложнее, но нет и ничего интереснее этой задачи! Вам приходится отталкиваться в своей работе в таком случае от двух вещей (ведь вы работаете по знаменитой теории ТРИЗ Генриха Альтшуллера, систематизировавшего процесс мыследятельности при проектировании): от конфигурации механизмов и типа работы предполагаемого пылесоса, а также от идеального сценария взаимодействия человека и будущего объекта. Спустя время на листке бумаги вы зарисуете первые концепции, ведь вы прекрасно себе представляете быт советских хозяек — благодаря массовому производству абсолютно всех изделий и стандартам строительства типовых зданий вы точно можете предположить, с какими трудностями сталкивается хозяйка, к примеру, при хранении, а также каким будет приблизительный путь по квартире, где будет мебель с открытым пространством над полом и как же добраться до этих труднодоступных мест? Еще позже вы пройдете несколько уровней согласования проекта, он неминуемо и не раз претерпит изменения, уточнения, но сохранит изначальное концептуальное решение. Мне бы хотелось похвалить вас как производителя и проектировщика еще и за то, что вы продумаете схему ремонта и обслуживания этой техники настолько хорошо, что эти пылесосы будет продолжать работать долгое время и в Российской Федерации, а заменят их, скорее всего, по причине исключительно страны производства (не Германия же и не Италия), допускаем еще вероятность замены по моральному устареванию и отсутствию функции автопилота. Возможно, та концепция, что вы нарисовали себе в голове, — одна из двух ярчайших (исключительно мнение автора, потому что моделей было однозначно больше) по своей оригинальности конфигураций советских пылесосов. Мне они очень нравятся своей отсылкой к покорению космоса, абсолютно галактическим футуризмом и отсутствием привязки к бренной материальной культуре, которой характерна устойчивость, гравитация и тяготение к пирамидальному построению мобильных объектов. Поиграем в уборку Первый образец — это пылесос «Сатурнас», или «Сатурн», в зависимости от того, на каком языке его обозначать. Пылесос был спроектирован и изготовлялся в Литве, которая тогда, как мы помним, была частью Советского Союза. Почему он так сильно цепляет? Благодаря игривости формы. В современном дизайне есть подход «игрофикация», когда объекты нам интересны не только своей функциональностью и эстетикой, но словно вовлекают нас в небольшую игру, что в разы повышает позитив от трудоемкого и монотонного процесса. И нельзя отрицать, что «Сатурн» является образцом высокой эстетики. Гармония элементов, их выдержанность в стилистике — все это создает запоминающийся образ. Также этот пылесос — пример процесса, построенного от дизайна. Работая в современном промышленном цикле, я слабо представляю настолько сумасшедшего конструктора, который бы пришел к дизайнеру и сказал: «А давай всё уберем в сферическую форму!». Нет, эти ребята, наоборот, любят упрощать поставленные дизайнером задачи, приводя все к простой граненой форме. И если сегодня верхом прогрессивности предприятия считается ситуация, когда дизайнеры и конструкторы начали работать над проектом одновременно (при этом вполне обычная история, что к дизайнерам приходят в самом конце, когда конструктор уже зашлифовал внутреннюю компоновку и дизайнеру нужно «натянуть» на это дизайн), то пылесос «Сатурн» был изначально создан как художественный образ и уже потом — сконструирован. Прицеливаясь к будущему Еще один образец футуристической советской истории пылесосов — «Чайка-10», обладающая совершенно другой конфигурацией корпуса. Здесь мы видим достаточно длинное изделие, вытянутое вдоль горизонтальной поверхности пола. Необычная форма тоже отсылает нас к логически правильному процессу разработки изделия. «Чайка-10» — это длинная эволюция изделия от первой «ракетоподобной» модели до технологического передовика, у которого вертикальное сечение сменилось с окружности на квадрат со скруглениями (не иначе, конструкторы убедили). Эволюция любого объекта связана с совершенствованием технологий — усиление двигателя и изменение его габаритов неминуемо приведет к цепной реакции изменений во всем изделии. Неизменными остаются концепция конфигурации изделия и концепция его основного сценария работы (ведь в процессе добавляются новые полезные сценарии, к примеру, автосматывание шнура). Приведенные формы кажутся нам необычными, а, может быть, даже нелогичными в современной квартире, ведь мы живем уже в совершенно другой парадигме «умных» домов и построение наших изделий чаще всего идет от принципа автономности его работы. Однако мне кажется, что такие формы изделий не теряют своей актуальности во времени, ведь вещи, спроектированные в концепции футуризма, останутся для нас актуальными до тех пор, пока мы не освоим космос.
Чтение на ночь.
Почему советские пылесосы выглядят так необычно?
Рассказывает промышленный дизайнер
Взгляд на простую вещь изнутри профессии
Формула уюта
Дом — полная чаша. Мы стремимся сделать наш быт таким, чтобы в доме было всё необходимое. Иногда в наших жилищах появляются вещи, которыми мы пользуемся раз в год. Или вообще не пользуемся. Такие предметы создают впечатление «заполненности» жизни, успешности. Но об этом не сегодня.
Есть, пожалуй, три предмета бытовой техники, которые сразу создают ощущение уюта и обжитости пространства. Это чайник, пылесос и стиральная машинка. Возможно, для вас, дорогой читатель, эти три вещи уюта могут быть другими, а может быть, список можно расширить и до пяти пунктов, добавив микроволновку и холодильник. Всё это верно. Ключевые моменты создания комфортной жизни в наших домах уже безусловно решены через материальные объекты. (Мы живем в эпоху зарождающейся глокализации и активно действующей кастомизации, поэтому нам не слишком близок термин «промышленные изделия», но нового слова пока нет, поэтому простите мне обыденное «материальное». — Прим. авт.)
Когда жизнь приводит нас в магазины бытовой техники, мы видим ширину и вместительность некоторых позиций ассортимента. Это и есть наиболее востребованные в обществе изделия. Про чайники, возможно, мы с вами еще поговорим, хотя мне кажется, что про них сказано уже буквально все. Сегодня наш взор обратится на пылесосы.
Какое же это удобное, важное и нужное изобретение, согласитесь! И сколько его модификаций мы видим сегодня, от больших промышленных до миниатюрных ручных аналогов. И как же пройти мимо «умной» техники, которая самостоятельно обслуживает вверенную ей территорию, лишь изредка обращаясь к человеку, чтобы заменить мусорный контейнер да помыть малыша-робота.
Исключить человека
Но так ли было всегда? Труд по очистке жилого пространства одна из важнейших функций гигиены среды. Нам хорошо и безопасно там и тогда, где нет скопления пыли, уличной грязи и прочего мусора. А еще нам хорошо, когда это не тяжкий труд с метлой или веником наперевес (а когда и без швабры — вовсе предел мечтаний!), быстрый и максимально эргономичный для человека.
Все изменилось в XX веке с освоением двигателя. Возможность создавать движение и энергию в одном небольшом устройстве позволило внедрить во многие человеческие процессы новые приборы, которые стали частично самостоятельно выполнять сложные человеческие задачи, а частично — облегчать труд, если человека как оператора из задачи исключить было нельзя.
В XX веке не представлялось возможным исключить человека из процесса уборки пространства. Это продиктовано и интеллектуальностью процесса (А вы как думали? Это не чистая механика движения слева направо. Это настоящая бытовая аналитика: выстроить оптимальный путь, оценить, насколько чисто получилось и не стоит ли «пройтись» по этому месту еще раз, и еще множество задач. — Прим. авт.), и его сложной, не повторяющейся в разных локациях траекторией перемещения. (Квартира на квартиру не приходится, и если тот же блендер достаточно включить, ведь вне зависимости от чаши он будет двигаться по заданной окружности, то у пылесоса таких простых решений нет. — Прим. авт.)
Оператор пропал из непосредственно процесса уборки только сейчас, когда у роботов пылесосов образовался «ум». Но это уже другая история.
Учесть тысячу мелочей
Представьте, вы проектировщик в середине XX века, ваше предприятие решает сделать передовую разработку — пылесос! Вы воодушевлены задачей помочь людям и сделать труд советских хозяек (мы патриотично говорим про историю отечественной индустрии) легче! Вы направляетесь с совещания, где поставили эту задачу, в ваше инженерное бюро внутри предприятия. Садитесь за свой стол, достаете чистый лист бумаги и… Начинаете думать!
Нет ничего сложнее в области дизайна, чем создавать объекты, у которых нет аналогов. Нет ничего сложнее, но нет и ничего интереснее этой задачи! Вам приходится отталкиваться в своей работе в таком случае от двух вещей (ведь вы работаете по знаменитой теории ТРИЗ Генриха Альтшуллера, систематизировавшего процесс мыследятельности при проектировании): от конфигурации механизмов и типа работы предполагаемого пылесоса, а также от идеального сценария взаимодействия человека и будущего объекта.
Спустя время на листке бумаги вы зарисуете первые концепции, ведь вы прекрасно себе представляете быт советских хозяек — благодаря массовому производству абсолютно всех изделий и стандартам строительства типовых зданий вы точно можете предположить, с какими трудностями сталкивается хозяйка, к примеру, при хранении, а также каким будет приблизительный путь по квартире, где будет мебель с открытым пространством над полом и как же добраться до этих труднодоступных мест? Еще позже вы пройдете несколько уровней согласования проекта, он неминуемо и не раз претерпит изменения, уточнения, но сохранит изначальное концептуальное решение.
Мне бы хотелось похвалить вас как производителя и проектировщика еще и за то, что вы продумаете схему ремонта и обслуживания этой техники настолько хорошо, что эти пылесосы будет продолжать работать долгое время и в Российской Федерации, а заменят их, скорее всего, по причине исключительно страны производства (не Германия же и не Италия), допускаем еще вероятность замены по моральному устареванию и отсутствию функции автопилота.
Возможно, та концепция, что вы нарисовали себе в голове, — одна из двух ярчайших (исключительно мнение автора, потому что моделей было однозначно больше) по своей оригинальности конфигураций советских пылесосов. Мне они очень нравятся своей отсылкой к покорению космоса, абсолютно галактическим футуризмом и отсутствием привязки к бренной материальной культуре, которой характерна устойчивость, гравитация и тяготение к пирамидальному построению мобильных объектов.
Поиграем в уборку
Первый образец — это пылесос «Сатурнас», или «Сатурн», в зависимости от того, на каком языке его обозначать. Пылесос был спроектирован и изготовлялся в Литве, которая тогда, как мы помним, была частью Советского Союза.
Почему он так сильно цепляет? Благодаря игривости формы. В современном дизайне есть подход «игрофикация», когда объекты нам интересны не только своей функциональностью и эстетикой, но словно вовлекают нас в небольшую игру, что в разы повышает позитив от трудоемкого и монотонного процесса.
И нельзя отрицать, что «Сатурн» является образцом высокой эстетики. Гармония элементов, их выдержанность в стилистике — все это создает запоминающийся образ.
Также этот пылесос — пример процесса, построенного от дизайна. Работая в современном промышленном цикле, я слабо представляю настолько сумасшедшего конструктора, который бы пришел к дизайнеру и сказал: «А давай всё уберем в сферическую форму!». Нет, эти ребята, наоборот, любят упрощать поставленные дизайнером задачи, приводя все к простой граненой форме.
И если сегодня верхом прогрессивности предприятия считается ситуация, когда дизайнеры и конструкторы начали работать над проектом одновременно (при этом вполне обычная история, что к дизайнерам приходят в самом конце, когда конструктор уже зашлифовал внутреннюю компоновку и дизайнеру нужно «натянуть» на это дизайн), то пылесос «Сатурн» был изначально создан как художественный образ и уже потом — сконструирован.
Прицеливаясь к будущему
Еще один образец футуристической советской истории пылесосов — «Чайка-10», обладающая совершенно другой конфигурацией корпуса. Здесь мы видим достаточно длинное изделие, вытянутое вдоль горизонтальной поверхности пола.
Необычная форма тоже отсылает нас к логически правильному процессу разработки изделия. «Чайка-10» — это длинная эволюция изделия от первой «ракетоподобной» модели до технологического передовика, у которого вертикальное сечение сменилось с окружности на квадрат со скруглениями (не иначе, конструкторы убедили). Эволюция любого объекта связана с совершенствованием технологий — усиление двигателя и изменение его габаритов неминуемо приведет к цепной реакции изменений во всем изделии. Неизменными остаются концепция конфигурации изделия и концепция его основного сценария работы (ведь в процессе добавляются новые полезные сценарии, к примеру, автосматывание шнура).
Приведенные формы кажутся нам необычными, а, может быть, даже нелогичными в современной квартире, ведь мы живем уже в совершенно другой парадигме «умных» домов и построение наших изделий чаще всего идет от принципа автономности его работы. Однако мне кажется, что такие формы изделий не теряют своей актуальности во времени, ведь вещи, спроектированные в концепции футуризма, останутся для нас актуальными до тех пор, пока мы не освоим космос.