Все помнят, что богатства Урала стережет Медной горы хозяйка.

Медная история в Екатеринбурге началась с момента основания города. Здесь в самом центре города полтора века работал Монетный двор, и печатали большую часть медных денег России. А еще у меди есть красивый побочный продукт – малахит – оксид меди. Сегодня в Екатеринбурге есть небоскреб с медной короной – башня «Исеть», медный дворец – штаб-квартира Русской медной компании, а между ними расположился малахитовый терем – дом Севастьянова. Это здание выстреливает в зрачок гостя Екатеринбурга без осечки. Что это за дом, спрашивают они? Нарядный как торт, вычурный как дворец, дом-праздник.
Свято место пусто не бывает. Екатеринбург начинался как город-завод. Он пыхтел трубами, стучал молотами, а вокруг него обустраивали свои дома будущие горожане. На гравюре 1789 года на месте, где мы привыкли видеть дом Севастьянова, уже есть постройка. В то время живописцы позволяли себе фантазировать, потому мы не знаем точно, как выглядел дом в то время. Художник нарисовал живописную деревянную хибару. Известно, что дом в то время принадлежал Александру Раздеришину. Через четверть века на этом месте уже стоял каменный дом с ротондой. Владел им маркшейдер Иван Полков. Традиция не сносить здания для новой постройки, а перестраивать их под свой вкус, используя существующие стены, завелась в Екатеринбурге очень давно. Николай Севастьянов перекупил дом и место у наследников Полкова в 1860-м году. Здание с ротондой основательно перестроил. На фасаде появился пышный декор, заострилась часть окон, более выразительно была оформлена ротонда. Колдовал над этим архитектор Александр Падучев, но, возможно, и не он. Известно, что Падучев как главный архитектор подписывал проект. Теперь историки архитектуры видят в здании элементы мавританского стиля, готики, историзма. Все это разноцветье в архитектуре называется эклектикой. Учитывая, что и вся застройка Екатеринбурга эклектична, дом Севастьянова можно считать самым главным домом города. С него-то все и началось. При Николае Севастьянове дом обрел нынешние черты, но продолжал меняться. В 1914 году его расширил архитектор Федоров, а в 1930-х архитектор Сигизмунд Домбровский хотел нарастить дом, чтобы он соответствовал этажности новых зданий на площади Труда. Окончательно контуры дворца закрепила реконструкция 2009 года, когда Екатеринбург готовился к саммиту ШОС и БРИК. Капитальную реконструкцию объекта провела компания «Атомстройкомплекс» при участии Екатеринбургского художественного фонда. Особняк получил новую кровлю и фундамент, в здании провели современные системы отопления, водоснабжения и электричества. Были восстановлены лепнина, художественный паркет и мраморная облицовка внутренних колонн. Компания пристроила к зданию новое крыло, и визуально оно ничем не отличается от исторической части дома. Реставраторы вернули дому малахитовый цвет. Сейчас здание является екатеринбургской резиденцией Президента Российской Федерации. Оно внесено в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
Городские легенды упорно записывают Николая Севастьянова в купцы. Но это не так. Скорее его можно назвать чиновником-предпринимателем. Правда, чтобы заниматься коммерцией и платить правильные налоги, нужно было состоять в купеческой гильдии. Наш Николай Севастьянов был дворянином.
Родился он на Урале в 1819 году и его юность пришлась на те годы, когда екатеринбургские купцы добывали пудами золото, горные чиновники чувствовали себя королями, а Екатеринбург застраивался новыми домами, церквями и резиденциями. Его отец был помощником управителя Березовских золотых промыслов, и Севастьянов жил в самом сердце горного мира. Когда он подрос и закончил Горное училище, то тоже поступил на горную службу. Стал чиновником особых поручений при главном начальнике Уральских горных заводов Владимире Глинке. Одной из самых главных задач горной власти в то время была организация логистики. Доставка товаров, денег, продуктов. Грузы надо провести по убитым дорогам и своенравным рекам. Севастьянов с задачами справлялся хорошо. Как это было заведено в то время, параллельно с государственной службой занимался и собственным бизнесом. Получит заказ на госслужбе и сам себе его поручит. Стал владельцем пароходов. Параллельно он начал приобретать недвижимость: винокуренные заводики, имения, прииски.
В 1856 его покровитель генерал Владимир Глинка покинул Урал, и Севастьянов тоже ушел со службы в горном ведомстве. Вел бизнес не только на Урале, но и в Средней Азии. Многого насмотрелся. И на причудливые восточные здания в том числе.
Дом в Екатеринбурге должен был свидетельствовать об экономической состоятельности Николая Севастьянова и быть залогом для крупных сделок. Окнами дом выходил на резиденцию бывшего благодетеля Севастьянова – главного начальника уральских горных заводов. Рядом располагался прогулочный сквер, и каждый горожанин, проходя мимо, заглядывал в окна новой резиденции, которую владелец покрасил в малахитовый цвет.
Николай Севастьянов любил операции, которые приносили быстрые деньги. Занимался самым разным бизнесом: искал золото, выдавал кредиты, производил спиртные напитки, построил суконную фабрику. Дом был им построен в 1866 году, но через несколько лет его дела пошатнулись. Слишком рискованными и крупными были его проекты. Севастьянову пришлось продавать уральское имущество. Сначала заводы, потом землю, а потом и дом. В июне 1874 года Николай Севастьянов продал свой шикарный дом в Екатеринбурге и уехал в столицу. Город давно нуждался в здании для суда, и в особняке расположился Окружной суд. К сожалению, неудачи продолжали преследовать Николая Севастьянова. Он потерял свое большое состояние и доживал век скромно. Умер в 1883 году в 64 года в Петербурге.

Все помнят, что богатства Урала стережет Медной горы хозяйка. - 955409976483
Все помнят, что богатства Урала стережет Медной горы хозяйка. - 955409976739
Все помнят, что богатства Урала стережет Медной горы хозяйка. - 955409976227
Все помнят, что богатства Урала стережет Медной горы хозяйка. - 955409976995

Комментарии