Михаил Исаковский

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя — мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,-
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
1945

Комментарии

  • 12 мая 07:10
    Найдите как-нибудь первые записи этой песни, сразу после войны. Исполнители поют ее быстро, даже бодро, несмотря на трагизм слов. Я бы даже сказал, в стиле певцов в электричках. Без пафоса и оперного нагнетания, как это делают сейчас.
    Вообще, раньше люди как-то проще относились. Цитату "бери шинель, пошли домой" из не менее трагичной песни спокойно употребляли в любой ситуации и считали забавной сами фронтовики.
  • 12 мая 10:36
    А ведь исполнение этой песни долго запрещали из-за слов "медаль за город Будапешт". Ведь Венгрия вступила после войны в ООН. Стала другом СССР. И мы быстренько "забыли" о зверствах венгерских вояк на стороне Германии. "Забыли",как они пленным топорами рубили головы, вырезали на спинах звезды.Об их "художествах" даже фашисты вспоминали с содроганием.
    Наша страна после Победы многое не называла своими именами. Многое прощала. А вот теперь пожинаем плоды. Правильно говорил Суворов:" Недорубленный лес быстро отрастает".
  • 12 мая 10:42
    Добавлю. Ведь городу Воронежу не присвоили звание "Город-герой", потому что под Воронежом полегла практически вся венгерская армия, воевавшая на стороне Гитлера. Как-то нам было неловко перед венграми. А ведь историки отмечали, что битва под Воронежом по значению ни чуть не меньше, чем битва под Сталинградом. Хорошо, хоть много позже городу присвоили звание" Город боевой славы"
  • 12 мая 11:52
    Вас сумасшедших послушать,дак и у немцев были все фашисты,а ведь многие антифашисты воевали в частях Красной армии также и у венгров были отщепенцы,воевавшие на стороне фашистов,как,кстати и сейчас таких хватает на сво
  • 12 мая 12:10
    Александр Косивцев, Вы когда-нибудь обращались к архивным данным? Это свидетельства очевидцев, самих немцев. "Благодаря" таким не сумасшедшим, а все прощающим и все забывшим, мы и хлебаем сейчас полной ложкой. Сейчас разговор идет не о тех ,которые воевали в частях Красной Армии. А об АРМИИ (венгерской), которая воевала на стороне фашистской Германии.
    И еще. Мне кажется, что не пристало мужчине вешать ярлыки и опускаться до оскорблений.Или Вы думаете иначе?
  • 12 мая 17:47
    Генерал Ватутин в годы Великой Отечественной говорил: "Венгров в плен не брать!"
    В принципе, участие венгров во Второй мировой на стороне Гитлера было достаточно прогнозируемым: Венгрия, продолжительное время будучи частью Австро-Венгерской империи, была одним из ведущих союзников Берлина еще по Первой мировой. Но союзничать даже с таким монстром, как «великий фюрер», можно было по-разному. Болгарский царь, например, до самого конца своего правления отказывался посылать свои войска против СССР, хотя, скажем, они очень даже участвовали в боевых действиях на стороне немцев в соседней Югославии.
    А вот Будапешт послал добрую половину своей армии на войну против нашей страны достаточно охотно. Пусть и оправдывая этот шаг бомбардировкой одного из венгерских городов советской авиацией в конце июня 1941 г.
    Мадьяры принимали участие в карательных операциях «Цыганскийбарон» (Zigeunerbaron») и «Помощь по-соседски» («Nachbarhilfe»), в ходе которых на брянщине и в Курской области в 1942 г. были уничтожены и жестоко замучены несколько тысяч подпольщиков и гражданского населения.
    Возмездие по сообщениям руководства Воронежского фронта пришло зимой 1942 г.: 2-ю армию венгров подразделения Красной армии начисто разгромили. Около 150 000 венгерских солдат погибли, получили ранения либо были захвачены. Основной массы танков, коней и снарядов в окрестностях Воронежа мадьяры лишились. Это стало наиболее серьезным поражением венгерских подразделений за период их существования.
    По мнению историков, этот разгром по масштабам может сравниться со Сталинградской битвой: венгры так и не сумели восстановить свои силы вплоть до окончания войны.
    Какие еще должны быть аргументы за проведение операции, чтобы не повторять прошлых ошибок?
  • 12 мая 18:29
    Музыка не поддерживается
  • 14 мая 14:49
    Вот как не ожесточиться солдату,который пришел в родной дом,а там ни семьи ни дома?Прошел всю войну,остался жив ,а семьи и дома нет.И сколько таких воинов--героев,пришедшие ,просто к холмику на могиле?Налил вина,помянул свою жену,а дальше куда идти,в какую сторону?
  • 15 мая 20:05
    Великолепное стихотворение, пронзительное!
  • 21 мая 10:46
    Пришёл к холмику, если он есть. А если как в к/ф "Судьба человека"? Но ведь не ожесточился, остался Человеком с большой буквы