22 мая 2019

Флорентийское кватроченто

Флорентийское кватроченто - 884257711603
В начале XV века в искусстве Италии происходят кардинальные изменения, связанные с окончательной победой мировоззрения Ренессанса. Творчество мастеров этого периода подчинено гуманистическим идеалам. Перед нами возникает фигура человека-героя, жизнь которого поднята над повседневностью. Творцов интересует острая индивидуальность своих персонажей, их глубина и многовариативность, богатство проявления человеческих чувств.

Для искусства Кватроченто характерно широкое применение античного, готического и проторенессансного наследия. Но обращение к этим стилям было более целенаправленным и глубоким, не представляло собой простое копирование тех или иных приёмов. Художники осознавали дух и содержание эпох для построения нового как на подобии, так и на отрицании.
Флорентийское кватроченто - 884257766643
Флоренция

Первую роль в Кватроченто сыграла Флоренция. Богатый город был центром художественной культуры итальянских земель. Развитие искусства во Флоренции предопределило творчество Филиппо Брунеллески (1377-1446), Донателло (1386-1466), Мазаччо (1401-1428), Сандро Боттичелли(1445-1510).
Флорентийское кватроченто - 884257776371
Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески стал родоначальником Возрождения в архитектуре. Для творчества зодчего характерно новое свободное применение ордерной системы, аркады и создание «парусного» свода путём объединения арки и колонны.
Флорентийское кватроченто - 884257794803
Санта-Мария-дель-Фьоре

Всё это нашло своё отражение в возведении купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (первая половина 30-х г. XV века), Воспитательного дома (20-е. XV в.), церкви Санта-Кроче во Флоренции (1430-1440 гг.).
Флорентийское кватроченто - 884257800691
Базилика Санта-Кроче

Филиппо Брунеллески придумал и свой образ для светского городского дворца, который богато украшен ордерной системой, антаблементом, разделяющим здание на два этажа и завершающегося третьим этажом.
Флорентийское кватроченто - 884257818355
Донателло

Донателло прошёл творческий путь от готических традиций к идеалам Ренессанса. Он вводит в ваяние новые элементы, объединив традиции античных и средневековых мастеров. Донателло утверждает нравственную и эстетическую ценность человеческой личности. Характерные особенности творчества мастера: свободно стоящая статуя, статуарная пластика, сложные алтарные композиции.
Флорентийское кватроченто - 884257913075
Донателло. Святой Марк. 1411-1413 гг.

В начале XV века он возвращается к постановке человеческого тела в рост по законам пластики, разработанным ещё античным скульптором Поликлетом. В фигуре апостола Марка (10-е годы XV в., Флоренция) просматриваются античные тенденции. Апостол опирается на правую ногу, а левая нога отодвинута назад и согнута в колене.
Флорентийское кватроченто - 884257995763
Донателло. Святой Георгий. 1415-1417 гг.

Реалистично выглядят Святой Георгий (1415-1417, Флоренция), пророки колокольни Джотто (1416 – 1430, Флоренция). Первый впечатляет нас невозмутимым спокойствием и свободой. Другие выполнены с конкретных людей и, по сути, являются портретами.
Флорентийское кватроченто - 884258025971
Донателло. Конный памятник кондотьера Эразмо де Нарни. 1443-1453 гг.
Донателло является автором конного монумента. Он изобразил маршала Эразмо де Нарни (1443-1453, Падуя). Величественно и монументально изображён командующий наёмного войска. И хотя маршал одет в доспехи, голова обнажена, а поэтому является портретом. Само изображение схоже с известной статуей императора Марка Аврелия. В Падуе мастер создаёт ансамбль алтаря базилики Св. Антония (1447-1450). Он насчитывает 7 бронзовых статуй и 20 рельефов.
Флорентийское кватроченто - 884258080755
Мазаччо

И если Донателло совершил переворот в скульптуре, то Мазаччо решил проблемы, поставленные Джотто за сто лет до рождения мастера. В первых работах («Подать», «Изгнание Адама и Евы из рая») мы видим основополагающие принципы живописи нового искусства, на которых впоследствии учились великие мастера: учёт линейной и воздушной перспективы; связь между изображаемыми и пейзажем; передача психологического состояния; первые изображения обнажённых тел; естественное освещение.
Флорентийское кватроченто - 884258117363
Мазаччо. Изгнание Адама и Евы из рая. 1427 г.

Умение Мазаччо связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и одновременно естественно передавать жизнь природы и людей – в этом огромная роль художника в искусстве.
Флорентийское кватроченто - 884258142195
Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли стал выразителем интересов одного из меценатов развития искусства во Флоренции — Лоренцо Медичи. Именно гений Боттичелли стал высшей точкой флорентийского Кватроченто. Оба его произведения известны во всём мире – «Рождение Венеры» (1483), «Весна» (1478).
Флорентийское кватроченто - 884258168051
Сандро Боттичелли. Весна. 1478 г.

Для картин Боттичелли характерны декоративность, нарядность, лиричность, романтический характер образов, фантастический пейзаж, лёгкость фигур. Художник создаёт определённый тип женского лица: пухлые губы, заплаканные глаза, овальное лицо. Впоследствии данный тип лица использовали и другие художники.

В картине «Рождение Венеры» Боттичелли создаёт образ обнажённой богини, рождённой в морской пучине – это классическая стыдливая Венера, которая воплощает в себе целомудренную и чувственную любовь.
Флорентийское кватроченто - 884258197747
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1483 г.
Флорентийская школа Раннего Возрождения оставила след во всём искусстве. Она первой решила проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии человеческого тела, точного рисунка, естественного движения.
#кватроченто #Флорентийскоекватроченто #Ренессанс #архитектура #живопись #скульптура #Донателло #Мазаччо #СандроБоттичелли #Боттичелли #Флоренция #культура #искусство #МузейЭрьзи

Комментарии

Комментариев нет.