Мирон - греческий скульптор, родился и жил в Элевтерах, на границе Аттики и Беотии, примерно в середине 5 века до н. э., работал в Афинах. Его творчество предшествовало великому расцвету искусства Греции, которое было примерно в V веке до н. э. Древние критики искусства характеризовали его как великого знатока анатомии. Но при всем этом Мирон так и не сумел передать лицам своих работ эмоции и жизнь. Мирон умело лепил известных богов, воспроизводил известных героев и животных, особенно великолепно изображал трудные позы, которые выглядели очень реалистично.
«Дискобол» Римская мраморная копия.
До наших дней сохранилась статуя «Дискобол», ставшая одной из «визитных карточек» Мирона. Она запечатлела атлета, который хочет запустить диск. «Дискобол» дошел до нас в нескольких копиях, одна из которых сделана из цельного куска мрамора, сейчас она располагается в Риме во дворце Массими. Также у одной из копий «Дискобола» неправильно расположена голова. Эта копия находится в Британском музее.
Древние писатели также упоминают известную скульптуру Марсия с Афиной. Эта знаменитая скульптурная группа, тоже дошла до нас лишь в нескольких своих копиях. Помимо людей Мирон изображал и животных, особенно известно его изображение «Коровы». Древние ценители искусства посвящали этому изображению множество эпиграмм. В большинстве своем статуи Мирона были из камня, но и были исключения, сделанные из бронзы.
Известно, что Мирон жил во времена древнегреческого скульптора Фидия, который был одним из величайших художников периода высокой классики, а так же греческого скульптора Поликлета Старшего. Это стало известно по найденному египетскому папирусу, в котором было описано, что скульптор Мирон изваял скульптуру Тиманта, который в 456 году до нашей эры был победителем Олимиады.
Из многочисленных, славных в древности скульптур Мирона до нас целиком дошли (да и то в более поздних копиях) только две: «Дискобол» и «Афина и Марсий».
В статуе Дискобола Мирон воплотил не только физическое напряжение атлета, но и волевую сосредоточенность: лицо прекрасного телом и духом человека, исполненное властной энергии, в то же время спокойно. Движение скрыто в совершенном равновесии, достигнута ясная законченность покоя, снято впечатление резкости мгновенной остановки. Если бы Мирон показал атлета в момент, когда диск срывается с руки, был бы утрачен смысл статуи, исчез бы накал ее чувств. Гармоническая красота волевого усилия человека составляет основной смысл скульптуры Дискобола, которая и по сей день кажется современной, а не древней.
Сюжетом для второго знаменитого произведения Мирона послужил миф о том, как богиня Афина изобрела, а затем прокляла флейту – за то, что при игре на ней искажалось и морщилось её прекрасное лицо. Проклятую Афиной флейту подобрал сатир Марсий. Научившись играть на ней, он так возгордился своим музыкальным даром, что вызвал на состязание самого покровителя искусств – бога Аполлона. Но Аполлон, играя на кифаре, легко взял верх над Марсием. Разгневанный дерзостью нечестивца бог велел подвесить сатира за руки и содрать с него живого кожу. Кожа была повешена в гроте у Келен во Фригии. Ходили слухи, что она начинала двигаться в такт, когда в этот грот долетали звуки флейт фригийских пастухов, и оставалась неподвижной при аккордах кифары.
В исполненных скульптором Мироном статуях Афины и Марсия иногда видят насмешку над любившими флейту соседями афинян, беотийцами. Однако сущность произведения Мирона – превосходство благородного над низменным.
Голова Афины
Образы Афины, олицетворяющей разумное, гармоничное, светлое начало, и Марсия – неуравновешенного, дикого, темного – составляют резкую противоположность друг другу. Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий Мирона, кажется, готов упасть навзничь. Спокойным, величавым движениям богини противопоставлена экспрессивность отшатнувшегося в испуге сатира. Гармоническое светотеневое решение в скульптуре Афины оттеняется дробностью вспышек света и тени на мускулах Марсия.
Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией. В пластике форм полярных образов воплощено столкновение противоположных сил, несовместимых чувств, свойственных не только разным людям, но порой и одному человеку. Каждый грек, видевший эти статуи, представлял грядущую казнь сатира, но Мирон не показал ее, изобразив лишь начало мифологической истории. Сдержанность классической скульптуры в театральном, пластическом, живописном выражении определил поэт Гораций:
«...на сцене Берегись представлять, что от взора должно быть сокрыто, Или что скоро в рассказе живом сообщит очевидец! Нет! не должна кровь детей проливать пред народом Медея; Гнусный Атрей перед всеми варить человеков утробы; Прогна пред всеми же в птицу, а Кадм в змею превратиться: Я не поверю тебе, и мне зрелище будет противно».
Движение здесь представлено у Мирона более сложным, нежели в Дискоболе. Афина оборачивается назад, но в ее талии нет такого резкого излома, как в известной статуе Ники Архерма, где верхняя и нижняя части туловища воспринимались самостоятельными элементами. Плавны изгибы складок одежды, гармоничен наклон головы.
Острый момент движения привлек скульптора Мирона и в той статуе бегуна Лада, достигшем цели и хватавшемся за венок, о которой до нас дошло лишь стихотворение:
Полон надежды бегун; на кончиках губ лишь дыханье Видно; втянувшись во внутрь, полыми стали бока. Бронза стремится вперед за венком, не сдержать ее камню, Ветра быстрейший бегун, чудо он – Мирона рук».
Жадная тяга скульпторов к точному воспроизведению реальности нашла отражение и в созданной Мироном (и не дошедшей до нас) медной скульптуре коровы, по рассказам древних, настолько похожей на живую, что на нее садились слепни, а пастухи и даже быки принимали ее за настоящую:
«Медная ты, но гляди: к тебе плуг притащил землепашец, Сбрую и вожжи принес, телка – обманщица всех. Мирона было то дело, первейшего в этом искусстве; Сделал живою тебя, телки рабочей дав вид».
Мирон был новатором, смело и решительно отвергшим традиции архаического искусства, которые еще связывали мастеров в первой половине V века до н. э. Именно в этом заслуга скульптора из Элевфер, подошедшего вплотную к высокой классике.
Музей Эрьзи
Великие скульпторы.
Мирон из Елевфер
Мирон - греческий скульптор, родился и жил в Элевтерах, на границе Аттики и Беотии, примерно в середине 5 века до н. э., работал в Афинах. Его творчество предшествовало великому расцвету искусства Греции, которое было примерно в V веке до н. э. Древние критики искусства характеризовали его как великого знатока анатомии. Но при всем этом Мирон так и не сумел передать лицам своих работ эмоции и жизнь. Мирон умело лепил известных богов, воспроизводил известных героев и животных, особенно великолепно изображал трудные позы, которые выглядели очень реалистично.
До наших дней сохранилась статуя «Дискобол», ставшая одной из «визитных карточек» Мирона. Она запечатлела атлета, который хочет запустить диск. «Дискобол» дошел до нас в нескольких копиях, одна из которых сделана из цельного куска мрамора, сейчас она располагается в Риме во дворце Массими. Также у одной из копий «Дискобола» неправильно расположена голова. Эта копия находится в Британском музее.
Древние писатели также упоминают известную скульптуру Марсия с Афиной. Эта знаменитая скульптурная группа, тоже дошла до нас лишь в нескольких своих копиях. Помимо людей Мирон изображал и животных, особенно известно его изображение «Коровы». Древние ценители искусства посвящали этому изображению множество эпиграмм. В большинстве своем статуи Мирона были из камня, но и были исключения, сделанные из бронзы.
Известно, что Мирон жил во времена древнегреческого скульптора Фидия, который был одним из величайших художников периода высокой классики, а так же греческого скульптора Поликлета Старшего. Это стало известно по найденному египетскому папирусу, в котором было описано, что скульптор Мирон изваял скульптуру Тиманта, который в 456 году до нашей эры был победителем Олимиады.
Из многочисленных, славных в древности скульптур Мирона до нас целиком дошли (да и то в более поздних копиях) только две: «Дискобол» и «Афина и Марсий».
В исполненных скульптором Мироном статуях Афины и Марсия иногда видят насмешку над любившими флейту соседями афинян, беотийцами. Однако сущность произведения Мирона – превосходство благородного над низменным.
Образы Афины, олицетворяющей разумное, гармоничное, светлое начало, и Марсия – неуравновешенного, дикого, темного – составляют резкую противоположность друг другу. Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий Мирона, кажется, готов упасть навзничь. Спокойным, величавым движениям богини противопоставлена экспрессивность отшатнувшегося в испуге сатира. Гармоническое светотеневое решение в скульптуре Афины оттеняется дробностью вспышек света и тени на мускулах Марсия.
Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией. В пластике форм полярных образов воплощено столкновение противоположных сил, несовместимых чувств, свойственных не только разным людям, но порой и одному человеку. Каждый грек, видевший эти статуи, представлял грядущую казнь сатира, но Мирон не показал ее, изобразив лишь начало мифологической истории. Сдержанность классической скульптуры в театральном, пластическом, живописном выражении определил поэт Гораций:
«...на сцене
Берегись представлять, что от взора должно быть сокрыто,
Или что скоро в рассказе живом сообщит очевидец!
Нет! не должна кровь детей проливать пред народом Медея;
Гнусный Атрей перед всеми варить человеков утробы;
Прогна пред всеми же в птицу, а Кадм в змею превратиться:
Я не поверю тебе, и мне зрелище будет противно».
Движение здесь представлено у Мирона более сложным, нежели в Дискоболе. Афина оборачивается назад, но в ее талии нет такого резкого излома, как в известной статуе Ники Архерма, где верхняя и нижняя части туловища воспринимались самостоятельными элементами. Плавны изгибы складок одежды, гармоничен наклон головы.
Острый момент движения привлек скульптора Мирона и в той статуе бегуна Лада, достигшем цели и хватавшемся за венок, о которой до нас дошло лишь стихотворение:
Полон надежды бегун; на кончиках губ лишь дыханье
Видно; втянувшись во внутрь, полыми стали бока.
Бронза стремится вперед за венком, не сдержать ее камню,
Ветра быстрейший бегун, чудо он – Мирона рук».
«Медная ты, но гляди: к тебе плуг притащил землепашец,
Сбрую и вожжи принес, телка – обманщица всех.
Мирона было то дело, первейшего в этом искусстве;
Сделал живою тебя, телки рабочей дав вид».
Мирон был новатором, смело и решительно отвергшим традиции архаического искусства, которые еще связывали мастеров в первой половине V века до н. э. Именно в этом заслуга скульптора из Элевфер, подошедшего вплотную к высокой классике.
#великиескульпторы #Мирон #МиронизЕлевфер #скульптор #дискобол #скульптура #ДревняяГреция #античность #искусство #культура #МузейЭрьзи