В 2025 году исполняется 500 лет российского освоения Северного морского пути. Срок отсчитывается от первого упоминания русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году возможности практического использования Северного морского пути. Это великий маршрут, который соединил Европу и Азию по самому короткому пути. Это не просто морской коридор, а настоящее испытание на мужественность, выдержку и силу духа. Президентом Российской Федерации подписан Указ «О праздновании 500-летия начала освоения Северного морского пути». Северный морской путь, Северный морской коридор, Севморпуть, СМП – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. До начала XX века в западной литературе обычно именовался как Северо-Восточный проход. Этот путь наряду с Северо-Западным проходом и Трансполярным морским путём связывает Европу и Азию кольцом морских маршрутов. Во время Великой Отечественной войны СМП стал главной артерией для снабжения северных регионов, переброски военно-морского флота и стратегических грузов. В послевоенные годы началось обустройство портов и строительство ледоколов для освоения северных маршрутов. В 1957 г. в строй вступил первый в мире атомный ледокол «Ленин». А в 1977 г. ледокол «Арктика» открыл новые возможности для арктического судоходства, когда достиг Северного полюса. СМП остаётся важной транспортной артерией, через которую проходит северный завоз — снабжение товарами районов Крайнего Севера, а также вывоз добываемых полезных ископаемых. Хотя прошло уже пять сотен лет с начала освоения Севморпути, его история еще только начинается. На сегодняшний день Севморпуть стал не только стратегически важным российским водным маршрутом, но и крупным международным проектом. Глобальное потепление, модернизация портовой инфраструктуры, строительство мощных ледоколов сделало Арктику более доступной, а судоходство практически круглогодичным. СМП короче традиционного пути через Суэцкий канал на 40%, по северным водам проходят суда водоизмещением в сотни тысяч тонн. Объемы перевозок по СМП за последние годы увеличились до десятков млн.тонн в год, в основном за счет экспорта углеводородов и сырьевых ресурсов. В развитии Севморпути участвуют крупнейшие российские компании: «Росатом» «Новатэк», «Роснефть» и другие. Господдержка предоставляет льготы для судовладельцев, финансирует портовые проекты, организовывает международный транспортный коридор через Арктику. В последние десятилетия особенно уделяется внимание экологии Арктики. Строятся суда, работающие на сжиженном природном газе, чтобы снизить выбросы вредных веществ. Внедряются технологии мониторинга состояния окружающей среды, принимаются меры по защите арктической флоры и фауны от промышленного воздействия. За 500 лет Севморпуть из опасного малоизученного маршрута вырос в крупнейшую транспортную артерию мирового значения. Это один из примеров в истории России того, как человек может покорить природу, но при этом сохранить ее уникальность. Что ждет СМП в будущем, покажет время. Но одно известно абсолютно точно – Россия продолжит развивать этот великий морской путь. О праздновании 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути
СДК п.Дружного "Дружненское сельское поселение"
Россия отмечает 500-летие Северного морского пути
В 2025 году исполняется 500 лет российского освоения Северного морского пути. Срок отсчитывается от первого упоминания русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году возможности практического использования Северного морского пути. Это великий маршрут, который соединил Европу и Азию по самому короткому пути. Это не просто морской коридор, а настоящее испытание на мужественность, выдержку и силу духа.
Президентом Российской Федерации подписан Указ «О праздновании 500-летия начала освоения Северного морского пути». Северный морской путь, Северный морской коридор, Севморпуть, СМП – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. До начала XX века в западной литературе обычно именовался как Северо-Восточный проход. Этот путь наряду с Северо-Западным проходом и Трансполярным морским путём связывает Европу и Азию кольцом морских маршрутов.
Во время Великой Отечественной войны СМП стал главной артерией для снабжения северных регионов, переброски военно-морского флота и стратегических грузов. В послевоенные годы началось обустройство портов и строительство ледоколов для освоения северных маршрутов. В 1957 г. в строй вступил первый в мире атомный ледокол «Ленин». А в 1977 г. ледокол «Арктика» открыл новые возможности для арктического судоходства, когда достиг Северного полюса.
СМП остаётся важной транспортной артерией, через которую проходит северный завоз — снабжение товарами районов Крайнего Севера, а также вывоз добываемых полезных ископаемых.
Хотя прошло уже пять сотен лет с начала освоения Севморпути, его история еще только начинается. На сегодняшний день Севморпуть стал не только стратегически важным российским водным маршрутом, но и крупным международным проектом. Глобальное потепление, модернизация портовой инфраструктуры, строительство мощных ледоколов сделало Арктику более доступной, а судоходство практически круглогодичным.
СМП короче традиционного пути через Суэцкий канал на 40%, по северным водам проходят суда водоизмещением в сотни тысяч тонн. Объемы перевозок по СМП за последние годы увеличились до десятков млн.тонн в год, в основном за счет экспорта углеводородов и сырьевых ресурсов. В развитии Севморпути участвуют крупнейшие российские компании: «Росатом» «Новатэк», «Роснефть» и другие. Господдержка предоставляет льготы для судовладельцев, финансирует портовые проекты, организовывает международный транспортный коридор через Арктику.
В последние десятилетия особенно уделяется внимание экологии Арктики. Строятся суда, работающие на сжиженном природном газе, чтобы снизить выбросы вредных веществ. Внедряются технологии мониторинга состояния окружающей среды, принимаются меры по защите арктической флоры и фауны от промышленного воздействия.
За 500 лет Севморпуть из опасного малоизученного маршрута вырос в крупнейшую транспортную артерию мирового значения. Это один из примеров в истории России того, как человек может покорить природу, но при этом сохранить ее уникальность. Что ждет СМП в будущем, покажет время. Но одно известно абсолютно точно – Россия продолжит развивать этот великий морской путь.
О праздновании 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути