Христос Воскресе . Православная жизнь.
9 июн

Устраивать быт по церковному принципу

Проповедь в День Святого Духа
Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
Сегодня, во второй день после праздника Святой Троицы, Святая Православная Церковь особо прославляет третье Лицо Святой Троицы – Духа Святого. Православное богослужение устроено таким образом, что на другой день после праздника Господня совершается особое почитание главных участников этого события. После Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы, после Благовещения – Собор Архангела Гавриила, после Крещения – Собор Иоанна Крестителя, после Троицы – Духов День. Это Собор, если можно так сказать, Духа Святого. Так Святая Православная Церковь, празднуя главное, отдает почтение и тому, кто в этом особо участвовал. Господь воплотился, но воплотился через Пресвятую Приснодеву Богородицу, Матерь Божию, поэтому Ее и прославляет Церковь после Рождества Христова. Сошествие Святого Духа – в нем участвовал Бог Отец, потому что Дух Святой, по словам Спасителя, «от Отца исходит». И этот Дух Святой сегодня прославляется Церковью.
По тому же закону устроены и остальные праздники. Рождество Пресвятой Богородицы ‒ на следующий день память Иоакима и Анны, родителей ее. Рождество Иоанна Предтечи ‒ на следующий день празднуются Захария и Елисавета. Первоверховные апостолы Петр и Павел ‒ на следующий день Собор двенадцати апостолов. Таким образом, в Церкви устроено так, что и иерархия соблюдается, и никто не остается не прославленным. Поэтому, когда памяти святых совпадают с праздниками Господними, то празднование святым переносится на другой день. Так же и апостольские и евангельские чтения, которые им положены, переносятся на другой день, чтобы ничто не оставить не отмеченным, не упустить.
Этот принцип построения богослужения является для нас и примером построения нашей жизни. Часто задают вопрос: как быть, если вдруг чей-то юбилей приходится на Великий пост или же совпадает с церковным праздником, и в этот день нужно быть в церкви, а хочется отпраздновать событие? Ответ очень простой: если память святых переносится на другой день, то нашу-то «память» тоже спокойно можно перенести. Церковь своим богослужением даже учит нас, как поступать в житейских ситуациях. Например, часто жалуются: утром вскочил, проспал, не успел молитвы прочитать. Прочитай в другое время, восполни. Как встал, прочти хотя бы «Царю Небесный…», Трисвятое, «Отче наш…», «От сна востав…», где поминается именно восстание от сна, – это две минуты. Очень редко бывает, что невозможно две-три минуты выделить. Поэтому нужно прочитать сколько-то, а остальное – когда сможешь. Священномученик отец Сергий Мечёв так и наставлял своих духовных чад.
Некоторые говорят (а это часто и враг накручивает), что за день «ухайдакаешься» так, что падаешь от усталости, – когда ж тут читать вечерние молитвы! Один раз так получилось, другой раз... Чтоб не попасться на этом, прочитай их заранее, когда еще ты можешь, когда не падаешь. Редко бывает, чтобы человек падал так, что не мог прочитать «Да воскреснет Бог…» или какую-то в несколько секунд молитву.
У нас часто говорят, что в храме длинные службы, надо сократить. А вы посмотрите, сколько времени занимают молитвы. Тропарь канона, который входит в богослужение утрени (иногда у нас их как раз сокращают), читается в среднем 15 секунд! И это много? Сколько у нас времени пролетает впустую? Не секунды ‒ а часы, даже не минуты. «Ну что ж, так получилось». Тут мы снисходительны. А когда вопрос касается молитвы – «нет возможности». Это как раз нам наставление для повседневной жизни. Даже в уставах Церкви есть то, что относится и к нашему ежедневному бытию.
Суточный богослужебный круг распределяется так, чтобы каждое время суток освятить молитвой. Есть вечерня, есть повечерие, есть полунощница. Кто допоздна засиделся ‒ тому полунощница. Кстати, отец Сергий Мечёв, когда собирались духовные чада и беседа задерживалась почти до полуночи, вставал и говорил: «А теперь споем «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» Пели, вспоминали полунощницу. Существует утреня – это утро. Потом часы и Литургия, еще и девятый час ‒ окончание суточного круга. Вот вчера как раз читался девятый час, потом следовала вечерня, сегодня было малое повечерие, на котором читался канон Святому Духу. И это ‒ особенный канон, потому что ирмосы его (кроме первого и последнего) ‒ Рождественские: «Христос раждается, славите!» Прославляется день рождения Церкви, Сошествие Святого Духа.
Так премудро построено православное богослужение. И наставники нам говорили: изучайте богослужение, в нем все богословие. Поэтому молитвенный церковный строй очень важен. И люди, которые не ходят в церковь, не соприкасаются с церковным строем, начинают жить духом мира сего. А когда человек живет церковной жизнью, то все время вспоминает: а что в церкви сейчас? Он все время живет богослужением. Раньше так и было.
Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2025/06/08/ustraivat_byt_po_cerkovnomu_principu

Показать ещё

Комментарии

Комментариев нет.