Школа позднего средневековья в Армении. В XV-XVI веках бурные политические события, длительные войны с сопровождающими их разрушениями и депортацией сильно отрицательно повлияли на развитие армянской культуры. Уже в XV веке начался спад в некоторых ветвях науки и искусства. Он усугубился во второй половине XV века и продолжался на протяжении всего XVI века.
Только после окончания иранско-турецкой войны зародились стремления по предотвращению дальнейшего культурного падения, которое дало эффективный результат. Как в Армении, так и за ее пределами восстановлению прерванных традиций последовало духовное возрождение.
Тесное соприкосновение с европейской наукой, литературой и искусством привело к таким изменениям в традиционной системе армянской культуры, результатом которых стал новый подъем. Таким образом, разрыв духовно-культурной жизни армянского народа не был настолько глубоким и долговременным, чтобы исказилась национальная картина мира и забылись обычаи.
Меняющиеся и сложные условия этого периода оставили свой след в первую очередь в организации школьного дела и его общего состояния. Татевский университет, ведущий в XIV веке активную научно-культурную и общественно-идеологическую деятельность, в XV веке потерял свою роль и значение.
После смерти Григора Татеваци (1409) он быстро прекращает свою деятельность (1410-1412). Не долговременной оказалась также деятельность Мецопской школы. В период преподавательской деятельности Товмы Мецопци здесь изучались многочисленные области науки и искусства, составлялись учебники. В их числе учебник армянского языка, составленный Товмой Мецопским, труды Акоба Хримеци по естественным наукам.
В первой половине XV века действующие школы Армении и диаспоры, которые с трудом пытались сохранить Гладзорско-Татевские традиции, постепенно блекнут в XV-XVII веках в период войн и экономического упадка. Первой являлась Большая Сюникская школа (школа Пустыни Аранц), которая действовала при Татевском монастыре.
Его знаменательным учителем был Мовсес Татеваци (1578-1632), который позже стал Католикосом всех армян, основал школы в Ереване и Ованнаванке. В 1620-х годах открывается школа в Эчмиадзине. В XV-XVII веке плодотворную деятельность вели также школы Амирдолийского монастыря Багеша, острова Лим Ванского озера, а также Новой Джуги.
«ТИФЛИСЪ И АРМЯНЕ»
🔴 Армения — Школа периода позднего средневековья
Только после окончания иранско-турецкой войны зародились стремления по предотвращению дальнейшего культурного падения, которое дало эффективный результат. Как в Армении, так и за ее пределами восстановлению прерванных традиций последовало духовное возрождение.
Тесное соприкосновение с европейской наукой, литературой и искусством привело к таким изменениям в традиционной системе армянской культуры, результатом которых стал новый подъем. Таким образом, разрыв духовно-культурной жизни армянского народа не был настолько глубоким и долговременным, чтобы исказилась национальная картина мира и забылись обычаи.
Меняющиеся и сложные условия этого периода оставили свой след в первую очередь в организации школьного дела и его общего состояния. Татевский университет, ведущий в XIV веке активную научно-культурную и общественно-идеологическую деятельность, в XV веке потерял свою роль и значение.
После смерти Григора Татеваци (1409) он быстро прекращает свою деятельность (1410-1412). Не долговременной оказалась также деятельность Мецопской школы. В период преподавательской деятельности Товмы Мецопци здесь изучались многочисленные области науки и искусства, составлялись учебники. В их числе учебник армянского языка, составленный Товмой Мецопским, труды Акоба Хримеци по естественным наукам.
В первой половине XV века действующие школы Армении и диаспоры, которые с трудом пытались сохранить Гладзорско-Татевские традиции, постепенно блекнут в XV-XVII веках в период войн и экономического упадка. Первой являлась Большая Сюникская школа (школа Пустыни Аранц), которая действовала при Татевском монастыре.
Его знаменательным учителем был Мовсес Татеваци (1578-1632), который позже стал Католикосом всех армян, основал школы в Ереване и Ованнаванке. В 1620-х годах открывается школа в Эчмиадзине. В XV-XVII веке плодотворную деятельность вели также школы Амирдолийского монастыря Багеша, острова Лим Ванского озера, а также Новой Джуги.
Маргарян А.