"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".

Глава 4. Страница 4.2.1.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: "ИСТОРИЯ ДОМАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ".
Глава IV.2. "ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА".
II. "ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ в СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ". Часть 1.
Автор - В.Ф. Асмус.
Содержание:
а). "Условия развития философии в западно-европейском феодальном обществе".
б). "Христианская апологетика и патристика".
в). "Августин".
г). "Ранняя схоластика. Иоан Скот.
Возникновение борьбы между реализмом и номинализмом".
д). "Реализм" XII.
е). "Мистика в западной философии XII века".
ё). "Расцвет западно-европейской схоластики в XII века".

"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916309464399
gif

Глава IV.2. "ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА". 
II. "ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ в СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ", автор - В.Ф. Асмус, раздел "Философская мысль в России в IX - XVII веках" - И.Я.Щипанов.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916306621775
а). "УСЛОВИЯ  РАЗВИТИЯ  ФИЛОСОФИИ  
в  ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОМ ФЕОДАЛЬНОМ  ОБЩЕСТВЕ".

На развалинах "рабовладельческого строя" в Западной Европе возникло "феодальное (крепостническое) общество". Основными его классами были крестьяне, занимавшиеся хлебопашеством на землях на землях, принадлежавших помещикам, "феодалы-помещики, угнетавшие "крепостных" и державшие в своих руках власть. В сёлах и городах трудились выделившиеся из крестьян "ремесленники" и вели "торговлю купцы". В "феодальном обществе" значительную роль  играло "духовенство". Монастыри были одновременно крепостями и центрами земледелия крепостнического типа, "очагами просвещения и культуры".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916158996559
Медленные темпы исторического развития "феодального общества способствовали возникновению неправильного представления о нём как о периоде застоя и даже регресса по сравнению с уровнем "рабовладельческого общества". На самом деле "научные и философские знания", накормленные в эпоху "рабовладельческого строя", с переходом к "феодальному обществу" на Востоке в значительной своей части были сохранены и могли продолжать медленное развитие в новых условиях.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916163383375
Крушение "Римской империи" сопровождалось в Западной Европе значительным снижением уровня образованности (как в самом Риме, так и в молодых государствах, начавшихся складываться на территориях бывших провинций Рима: нынешней Италии, Испании, Франции, Германии и Англии).
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916163402063
"Хранительницей письменности", следовательно и "образованности" в Европе самопровозгласилась "церковь, однако враждебное отношение "отцов церкви" к "языческой философии" и особенно враждебное отношение к "материализму" привели к тому, что  их сохранившегося "философского наследства" усваивались и допускались к распространению г.о. "идеалистические представления".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916306680655
Неудивительно, что в течении ряда столетий - примерно до XVI века - "арабская и арабоязычная наука", развивавшаяся в странах Востока и в покорённой арабами части Испании, шла далеко впереди "западноевропейской науки" (передовой во многих отношениях, была "наука феодального Китая). Не смотря на неравномерность "культурного уровня" стран Востока и Запада "эпохи феодализма", развитие общества и его культуры на Востоке и Западе было развитием однородной "феодальной общественной системы".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916162967887
На Востоке и на Западе господствующей формой "идеологии" в течении "феодального периода" стала - "религиозная", а "философия" превратилась в "служанку богословия".
Условия развития философии в западно-европейском феодальном обществе".

#УсловияРазвитияФилософииВЗападноЕвропейскомФеодальномОбществе
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916164738895
б). "ХРИСТИАНСКАЯ АПОЛОГЕТИКА и ПАТРИСТИКА".

"Христианство" на Западе не сразу стало безраздельно господствующей "религией" - в Византии и Риме, в "эллинизированных" центрах передней Азии (будет отдельно создана подборка) и в Северной Африки, в принявших "новую веру" странах Западной европы "христианству пришлось вести долгую и упорную борьбу (которая по сию пору не закончена), прежде чем оно победило своих противников, конкурентов и соперников. Ещё в V веке, много времени спустя после того, как "христианство в Греции и Риме были провозглашено "государственной религией", в "образованных кругах общества" сильным было влияние "философии неоплатонизма", враждебной "христианству". Любые "не христианские школы" были официально закрыты по декрету императора Юстиниана в 529 году, при этом 1-ни "христианские идеологи" склонялись к отрицанию (порой безоговорочному), другие к использованию учений "философов-идеалистов" древности в различных течениях "христианства". Вслед за "апологетикой" возникла "патристика" - сочинения т.н. "отцов церкви" (писателей, заложивших основы "философии христианства"). "Апологетика" и "патристика" развивались в греческих центрах и в риме. Начиная со II века "апологеты", жившие в Греции, обращаются к императорам, преследовавшим "христиан, они стремятся доказать, что "христианство" поднимает некоторые вопросы, которые ставила "языческая греческая философия", но даёт более совершенно их разрешение. Среди "апологетов" действовавших в Риме, видное место принадлежало уроженцу Карфагена Тертулиану (II век), он доказывал. что имеется непримиримое разногласие между "религией", "божественным откровением", "Священным Писанием и человеческой мудростью". Не создав собственных "философских систем", "апологеты" наметили круг вопросов , которые впоследствии стали главными для "христианских философов" - это были вопросы о "Боге", о "Природе", "человеке и его целях". Во II веке развернулась борьба "христианства" с возникшим в I веке "гностицизмом", который соединял "христианскую веру в воплощение Бога, пришедшего спасти человечество" с "учениями античных и восточных религий". "Гностицизм" - не только учение о "вере в бытие Бога", но и о" пути, посредством которого достигается непосредственное "познание", (т.е. "гносис") Бога, или личное общение "верующего с Богом". Самыми крупными представителями "гностицизма" были Климент из Александрии (конец II века и начало III века) и Ориген из Александрии (около 185-254 годов).
#ХристианскаАпологетикаИПатристика
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916166422607
в). "АВГУСТИН".

Из всех западных "отцов церкви" наибольшее влияние на развитие "философии феодального общества" вплоть до XIII века оказал Августин (354-430 годы), уроженец Тагеста в африканской Нумидии, Августин уже в зрелом возрасте принял "христианство". Посмотрим в чём суть знаменитого в "истории христианства" учения "о божественном предопределении", в ряде "богословских сочинений", Августина, в которых доказывал, что:

- "Бог является высшим Бытием".
- "В Боге пребывают вечные и неизменные идеи, обуславливающие существующий в Мире порядок".
- "Бог сотворил Мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости".
- "Мир неоднороден, он представляет собою непрерывную лестницу существ, восходящую к Создателю Мира".
- " Особое место на этой лестнице занимает человек - Малый Мир ("микрокосм"). Он соединяет в себе природу материального тела (растения и животного, обладает, сверх того разумной Душой и свободой воли".
Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях.
- "Субъективно, человек действует свободно, но всё что он делает, делает через него Бог".
- "Своим предвечным решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, а других - для осуждения на вечные муки в Аду".

В учении Августина отражены глубокие противоречия "деградирующего рабовладельческого общества" и "потуги рождения шедшего на его смену- "феодального общества". В его учении "о предопределении" сказалось - "бессилие отдельной личности, не властной изменить порядок, существующий в Мире, активно воздействовать на протекающие в нём процессы и на действующие в нём враждебные с т.з. данной личности силы".
#Августин
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916167694159
г). "РАННЯЯ СХОЛАСТИКА. ИОАНН  СКОТ. 
ВОЗНИКНОВЕНИЕ  БОРЬБЫ МЕЖДУ РЕАЛИЗМОМ  и  НОМИНАЛИЗМОМ".

Главным направлением в развитии "философии феодального общества" была т.н. "схоластика" (от латинского слова "schcolа" - "школа") - это "философия, преподававшаяся в школах, а с середины XII века - в университетах. Впоследствии слово "схоластика" стало синонимом "науки" , оторванной от жизни, практически бесплодной, далёкой от наблюдения и опыта, основывающейся на некритическом следовании преимущественно "церковным авторитетам". В развитии "схоластики" различают 3 периода:
1). "Период ранней схоластики" (с IX века по XII век).
2). "Период зрелости" (XIII век).
3). "Период упадка" (XIV-XV века).
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916302628431
В центре вопросов, которыми занимались "схоластики", был вопрос об отношении "знания к вере". "Схоласты" исходили из тезиса "о первенстве и главенстве веры над разумом". Обсуждение некоторых "религиозных догматов" вело к постановке "философских вопросов", важнейшим из них являлся вопрос "об отношении общего к единичному". В "истории философии" спор по этому вопросу известен как спор об "универсалиях", т. е. "о природе общих родов или понятий" ("universalia" или "genera" - "общие роды"). "Схоластики" предложили множество решений этого вопроса, основных было 2:

1-е состояло в утверждении, что "универсалии" ("общие роды") существуют реально независимо от человеческой мысли и речи. Взгляд этот получил название "реализма".

2-е - противоположное 1-му - решение вопроса состояло в утверждении, что "универсалии" не существуют реально независимо от человека. Они только "общие имена". Согласно этому взгляду, например: "человек вообще" как "родовая общность" не существует, реально существуют только "отдельные люди". "Человек" лишь - "общее имя, которым называется каждый единичный человек". Взгляд этот получил название "номинализма" (от латинского слова "nomina" - "имена").
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916302713167
В IX-XII веках большинство "схоластиков" были "реалистами"; крупнейшим из них в IX веке был ирландец Иоанн Скот (Эриугена), на его "мировоззрение" сильное влияние оказала "идеалистическая философия неоплатонизма". По учению Эриугены:

- "Между истинной философией и религией не может быть никакого противоречия. Однако критерием правильного толкования Священного Писания - разум". 
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916302712911
По учению Эриугены:

- "Всё, что в чувственном мире кажется вещественным, в действительности - духовной природы, телесное состояние - эт только иллюзия. Природа представляет собою последовательность "Ступеней Явления Бога". Непостижимый и невыразимый никаким "понятием" и "словом", "Бог" как бы изливается вовне".

1-е противники "реализма" выступили в XI веке, по их утверждению, "роды" и "виды" - это "не вещи" (не "res"), а только "звуки речи", "слова", "имена" ("nomina"). "Зачинателем номинализма" был Росцелин из Компьени (родился около 1050 года). "Отрицание реальности общего, признание её только за единичным" привели Росцелина к "конфликту с церковью". Росцелин вынужден был отречься от своих взглядов.
#РанняяСхоластика
#ИоанСкот
#ВозникновениеБорьбыМеждуРеализмомИНоминализмом
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916302791503
д). "РЕАЛИЗМ" XII века.

В XI веке видным "реалистом" был уроженец Северо-Западной Италии Ансельм (1033-1109 года), он начал свою деятельность в Нормандии, с 1093 года и до своей смерти был "архиепископом Кентерберийским". 
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916302893391
У Ансельма "реализм" принял крайнюю форму: по его мысли, понятия "добра", "истины", "справедливости" существуют, как таковые, реально и вне отдельных поступков, которые оцениваются людьми как "добрые поступки", вне понятий, которые оцениваются как "истинные понятия", и вне действий, которые характеризуются как "справедливые действия".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916302893135
Наряду с "крайним реализмом" у Ансельма было "стремление доказать при помощи разума необходимость  догматов о бытии Бога", он утверждал, что:

- "Бог должен существовать не только понятие о Боге  в нашем уме, но и реально, вне нашего ума". 
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916302839887
Ансельм отстаивал "политические притязания папства", за что был посмертно канонизирован (причислен к кругу "святых").
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916302973519
Крупнейшим "философом западной схоластики" XII века был Пьер Абеляр (1079-1142 годы), при обсуждении противоречий, имеющихся в "священных книгах" и "богословской литературе", он провозгласил "критерием" - "разум".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916302973263
В споре об "универсалиях" Абеляр выступил и против "крайнего номинализма", и против "крайнего реализма". По Абеляру, существовать могут "только единичные вещи" ("субстанции"). Однако "вещи могут быть сходными между собой", на этом "сходстве" и основывается возможность "универсалий". Когда мы "утверждаем нечто о многих вещах, наше утверждение относится не к вещам, а к слову". В этом, по Абеляру "истина номинализма". Наряду с этим следует признать "реальность общих понятий, или идей, в уме Бога, они образцы, по которым Бог творит вещи".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916302973007
https://www.liveinternet.ru/users/3780265/post326216473/

Абеляр содействовал "водворению в схоластике умеренного реализма", учение Абеляра вызвало сильное противодействие со стороны "реакционной части схоластиков".
#РеализмXII
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916303138895
е). "МИСТИКА  в  ЗАПАДНОЙ  ФИЛОСОФИИ  XII века".

"Мистикой" называют "учение о путях и средствах, с помощью которых человек буд то бы  способен вступать в общение с Богом", "растворять собственную личность в личности Бога". Большинство "мистиков говорили о возможности непосредственного единения человека с Богом". "Субъективное чувство" ("иллюзию") "связи" или "единения с Богом" - "мистики ставят выше всякого догмата и богословского учения о Боге". Для "мистика", "авторитет церкви и её учений" ниже, чем свидетельство "личного чувства" и "субъективного сознания".
В "духовной жизни феодального общества" - "мистика" иногда становилась "формой оппозиции против официального и обязательного вероучения, т.к. общеобязательной догме мистика противопоставляла личное отношение верующего к Богу, личное толкование веры, а это отношение при известных условиях переходило в критику и даже в борьбу против феодальной идеологии и феодальной системы". Ф.Энгельс говорил:

- "Революционная оппозиция феодализму, проходит через всё Средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооружённого восстания"*(*1).

*(*1). - /К.Маркс и Ф.Э. "Сочинения". том 7, "Госполитиздат", М., 1956 год, стр. 361/.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916303139407

Представителем "реакционного крыла" - "мистики" в 1-й половине XII века был Бернар из Клерво (около 1091-1153 годы).
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916303139151
Бернар противопоставил "рассудочной логике схоластического богословия" - "мистический экстаз", который достигается при помощи "свободного акта воли".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916303316559
Очагом "мистики" в XII веке стал находившийся невдалеке от Парижа монастырь Сен-Виктор. Из числа "викторианцев" выделялись уроженец Саксонии Гуго и шотландец Ришар. Для обоих характерны "мистическое понимание интуиции и интерес к вопросам психологии", в которой они видели "исследование путей, прямо ведущих к Богу". В том же XII веке против господствующих "учений схоластики" выступил французский "философ" Гийом из Конш, который пытался ввести в "философию" некоторые "идеи античной материалистической атомистики". По его учению:

- "Мир состоит из весьма малых, недоступных чувствам и неделимых частиц (или атомов). Последние могут возникать, но сумма вещества по Вселенной 1-на и та же".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916303345743
Гийом, кроме того, требовал, чтобы:

- "Вопросы науки решались на основе логических выводов, а не на основе 1-х ссылок на авторитет Священных Книг".

Ожесточенная "борьба", которую повели против Гийома Бернар из Клерво и другие "мистики", вынудила его отказаться от своих взглядов. В ещё более отчётливой форме "материалистическая тенденция" выступила в сочинении Давида из Динана. Давид сводил бытие к 3-м неделимым ("атомарным") началам:
1). "Материя", из которой состоят "тела".
2). "Ум", из которого состоят "Души".
3). "Бог".
#МистикаВЗападнойФилософииXIIвека
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916303946063
ё). "РАСЦВЕТ  ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ  СХОЛАСТИКИ  в XII веке".

XIII век был "вершиной развития западной схоластики" - "эпохой её зрелости и расцвета", причины этого подъёма в конечном счете коренились "в развитии общественной жизни". XIII век - время значительного "роста городов с их ремесленниками и купечеством, с их расширяющейся торговлей и совершенствующейся техникой, с усилением классовой борьбы и обострением противоречий между политическими притязаниями светской власти и папства, с появлением "ересей", охватывающих значительные массы людей и нередко выливающихся в форму восстаний".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916304180303
https://zen.yandex.ru/media/id/5eac817d79cddb12c52fdd64/proishojdenie-idei-krestovogo-pohoda-5eb7ee829ad7a153781a01fc

Это была "эпоха крестовых походов", которые вскоре привели Запад к знакомству с "культурой Востока" и с некоторыми сохранившимися, но до того времени неизвестными Западу "античными источниками культуры".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916303945295
Расширение круга "философской и научной литературы" стимулировало развитие "схоластической философии". Очень важно было влияние впервые усвоенных "научных трактатов" Аристотеля. Значительное влияние  оказала "философия" ирано-таджикского мыслителя Ибн-Сины (Авицены), особенно предложенное им решение "проблемы универсалий". "Научные и философские идеи" Аверроэса стали "идейным оружием" возникшего в XIII веке сильного "антисхоластического течения, представленного Сигером Брантским (умер в 1282 году) и другими. В числе "неоплатонических произведений" широкую популярность приобрела ошибочно приписанная Аристотелю "Книга о причинах".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916303945551
В начале XIII века "сочинения" Аристотеля и его "арабоязычных комментаторов" были враждебно встречены "церковью", однако "взгляды папской курии" на Аристотеля медленно изменялись в более благоприятную сторону, по мере того как она убеждалась в "возможности приспособить толкование учений Аристотеля к церковным догматам". Вскоре учение Аристотеля стало рассматриваться как "философская опора католической веры". Важную роль  в этом процессе приспособления учения Аристотеля сыграла "интерпретация его философии", выполненная "схоластиками" - членами т.н. "нищенствующих монашеских орденов": "доминиканского и францисканского". Возникновению этих монашеских орденов в начале XIII века предшествовала  вспышка  опасного для церкви "еретического движения вальденцев". "Социальную основу его составлял - протест бедных против богатства и роскоши". Одновремено "вальденцы" выступили против исключительного права на чтение и толкование "Священных Книг" ("Библии"), которое присвоила себе церковь. Движение "вальденцев" было подавлено. Крайне жестоким было подавление "ереси альбигойцев", также направленной против "церкви".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916305094735
Именно в целях "отпора еретическим, антицерковным выступлениям", а также  в целях борьбы против проникших в "богословие новых философских идей" был учреждён в 1215 году. "Домиником орден доминиканцев".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916306174031
Основное назначение ордена состояло в искоренении "ересей" и в утверждении "правоверного состояло в искоренении ересей и в утверждении правоверного учения католической церкви". Члены ордена называли себя "псами господа" (т.е. "domini canes").
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916305094479
Наряду с "нищенствующими орденами" сильнейшей опорой "папской политики и церковной идеологии" стала начиная с XII века "инквизиция". Со временем "доминиканцы" и "францисканцы"  получили преобладающее влияние, ими был осуществлён "проект" папы Григория, имевший своей целью "исправить" в интересах католической идеологии " - учение Аристотеля  В этот период начинают оказывать воздействие и те "философские теории арабских и арабоязычных учёных, которые склонили к свободомыслию, к раскрепощению науки, к ослаблению её зависимости от религии". Особенно велико было в этом отношении влияние  Аверроэса. В середине XIII века внутри западноевропейской "схоластики" появились убеждённые и энергетические пропагандисты" и защитники всех этих учений. В Париже учение Аверроса пропагандировал Сигер Брабанский. Большое значение для развития "антисхоластической оппозиции" получили высказывавшиеся в XIII веке "атеистические воззрения". Возникали они обычно в кругах, где увлекались "аверроистской философией". 
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916303945807
Обеспокоенное размахом и успехами "антисхлоластической и антицерковной оппозиции", руководство католической церкви" противопоставило ему "философию наиболее ревностных и преданных церкви воинственных организаций".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 916305700175
Из числа "доминиканцев" наиболее выдающимися были Бонавентура и Фома Аквинский. Воззрения Бонавенуры сложились под влиянием Аристотеля и особенно Платона и "геоплатоников", также Августина, он убеждал, что все знания должны подчиняться "богословию", вместе с тем, подобно "мистикам", он полагал, что само "богословие есть не столько результат разума, сколько чувства". Цель "богословия" - указать путь, ведущий к Богу". В сравнении с "Богом" вся человеческая "мудрость" казалась Боневентуре - глупостью.
#РасцветЗападноЕвропейскойСхоластикиВXIIвека

Комментарии

  • 8 авг 2021 16:08
    Объект не найден, недоступен или удалён.
  • 22 янв 2022 03:07
    "Запад готовит новый крестовый поход на Восток? Врут не только календари, но и учебники, где написано, будто крестовые походы завершились в 1272 году. На самом деле даже под микроскопом не найти в ленте истории такого промежутка, когда бы "богоизбранный Запад" не бряцал оружием, пропихивая свою "исключительную правду" в окружающее пространство. В качестве самого эпохального примера можно привести "drang nah osten" - "поход на восток под руководством Гитлера", в котором самое непосредственное участие приняла вся католическая Европа с подключением к процессу протестантов, других сочувствующих в лице униатов и даже морально нестойких православных наподобие болгар. Ответ незадачливым крестоносцам в 1945 году был настолько сокрушительным, что многие тут же записались в Варшавский договор. Правда, сразу же выписались, когда СССР не стало. Но на его обломках образовалась Российская Федерация, существование которой опять не даёт покоя блюстителям "священного престола" западной цивилизации. Вот только фюреры (фюрер в переводе с немецкого - вождь) нынче другие - преимущественно американского происхождения. Видимо, в самой Европе настоящих буйных мало, вот и нету своих вожаков - в том смысле, что не из кого поставить. Ну какой Аттила, например, из дипломированной «повивальной бабки» Урсулы фон дер Ляйен? Или из британского премьера Бориса Джонсона, при котором Даунинг-стрит, 10 превратилась в паб высшей наценочной категории? Что и говорить, измельчал европейский кадровый состав! Вот и приходится искать новых вождей цивилизованных народов за океаном - где деньги, где, как считается, сила и нерастраченные ещё геополитические амбиции..."  https://zvezdaweekly.ru/news/20221191752-bEjo0.html
  • 26 янв 2022 03:58
    "В арабской библиотеке". Миниатюра:
    Фотография
  • 10 фев 2023 01:06
    На 4-й минуте, 50-й секунде, Невзоров рассказывает сам, из чьего кресла ведёт свой монолог. Приютили его извечные враги Руси. Маски сброшены: https://www.youtube.com/watch?v=oaOjS-t6LDg
    Объект не найден, недоступен или удалён.