"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".

Глава 6. Страница 6.5.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: "ИСТОРИЯ ДОМАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ".
Глава VI. "РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
в ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ в ПЕРИОД БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
(с конца XVI до конца XVIII века)", автор - В.С.Асмус.
Содержание:
§1. "Основоположники буржуазной философии". Часть 5-я.
- н). "Материалистическая философия Д.Локка".
- о). "Социально-политические взгляды Локка".

"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 923381906255
Джон Локк и Томас Гоббс о природе власти и общественном договоре
https://www.youtube.com/watch?v=n9KroAKA7MU

Глава VI. "РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 
в ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ в ПЕРИОД БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 
(с конца XVI до конца XVIII века)", автор - В.С.Асмус.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 923392693071
1. "ОСНОВОПОЛОЖНИКИ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ". Часть 5-я.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 923381814863
н). "МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ  ЛОККА".

Крупным представителем "английского материализма" (продолжателем Бэкона и Гоббса) был - Джон Локк (1632 - 1704 годы), по словам К.Маркса:

- "Гоббс систематизировал Бэкона, но не дал более детального обоснования его основному принципу - происхождению знаний и идей из мира чувств"*(*11).

*(*11). - /К.Маркс и Ф.Энгельс "Сочинения", том 2, стр.143/.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 923393315663
/Диафильм по теме "Английская буржуазная революция XVII века можно посмотреть по ссылке: 
https://ok.ru/group/66950927876137/album/918458933801 /.

Эту задачу для своего  времени решил Локк. Его "философская деятельность протекала в эпоху реставрации в Англии" (т.е. во время 2-й "английской буржуазной революции" (в 1688 году) и после неё). Эта "революция" закончилась "Политическим компромиссом" между "английской буржуазией" и "новым дворянством", который создавал "политические предпосылки для дальнейшего развития капитализма". Опираясь на уже достигнутые успехи, "английская буржуазия продолжила борьбу за расширение своих политических прав и устранение пережитков феодализма". Локк "принимал участие в происходившей борьбе в качестве философа, экономиста, Политического писателя, стремившегося обосновать правомерность компромисса между 2-мя господствующими классами английского общества".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 923393388879
"Борьба против схоластики (начатая Галилеем, Бэконом и Гоббсом), выдвинула на 1-й план (как отмечалось выше) - вопрос "о методе познания, который в свою очередь был тесно связан с вопросами теории познания"; этим вопросам посвящено главное "произведение" Локка - "Опыт о человеческом разуме", 1690 года. "Трактат" Локка начинался с "критики учения Декарта о врожденных идеях". Локк доказывал, что:

- "В уме человека нет никаких прирожденных уму идей, нет их ни в теоретическом мышлении, ни в нравственных убеждениях. Единственным источником всех идей может быть только опыт". 
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 923393388623
При этом Локк различал "внешний и внутренний опыт", в соответствии с этим он видел 2 "опытных ("эмпирических") источника наших идей": 1-й из них - "ощущение", 2-й - "рефлексия". "Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас" (таковы, например: идеи, приобретаемые посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и т.д.)". "Идеи ощущения - основной фонд всех наших идей". "Идеи рефлексии - возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутренние состояния и деятельность нашей души (таковы, например: идеи о различных операциях нашего мышления, эмоциях, желаниях и т.д.). "Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей" - эти идеи Локк поделил на 2 класса: 

1). "Идеи первичных качеств". "Первичными (Локк называл) качества, принадлежащие самим предметам и пребывающие в них такими, какими они представляются нам в наших ощущениях". "Первичные качества неотделимы от тела и сохраняются в нем постоянно при всех его изменениях". Т.к. "первичные качества находятся в самих телах, то Локк называл их реальными качествами, таковы: плотность, протяженность, фигура, движение (или покой) и число". "Идеи первичных качеств представляют копии самих этих качеств". 

2). "Идеи вторичных качеств". "Вторичными (Локк называл) качества, которые кажутся нам принадлежащими самим вещам, но на самом деле не находятся в самих вещах". "Идеями вторичных качеств (Локк считал) идеи цвета, звука, вкуса и т.д." "В вещах имеется только способность производить в нас эти ощущения". "То, что представляется - приятным, голубым или тёплым, в самих вещах есть только известный объём, фигура и движение недоступных восприятию частиц". 

Однако при всём различии между "первичными" и вторичными" качествами в них есть и нечто общее: "и те и другие производят свои идеи через "толчок" (например: "фиалка через "толчки" недоступных восприятию частиц материи, различающихся объёмом и фигурой, степенями и видами своих движений, производит в душе идеи голубого цвета и запаха этого цветка"). "Учение Локка о различии между первичными и вторичными качествами представляло собой развитие идей - намеченных "древнегреческим атомистом" Демокритом и возрождённых Декартом и Галилеем". "Учение это опиралось "на метафизическое противопоставление субъективного объективному и являлось  уступкой капиталистическому пониманию мира". "Не умея механически объяснить качественное многообразие явлений и не зная другого, немеханического объяснения этого факта, метафизические материалисты не редко склонялись (к ошибочному представлению о том, что ряд  качеств существует не объективно, а представляет  собой субъективные образы определённых, механических свойств предметов". В действительности "деление на "вторичные" и "первичные" качества - "не научно". "Все чувственно воспринимаемые качества существуют объективно, хотя образ того или иного  качества, конечно, не тождественен самому качеству". "Образ - розы не обладает ни запахом, ни цветом, но даёт представление о том и другом". "Метафизический метод", "элементы" которого возникали в ходе всего предшествующего развития философии, окончательно складывалась в эпоху возникновения "капиталистического способа производства". Развитие "производительных сил буржуазного общества требовало от науки - анализа, расчленения явлений природы, классификации их, изучения каждого явления в отдельности". "Этой же временной изоляции отдельных явлений требовало и экспериментирования".

На 1-х порах развитие эксперимента приводило к тому, что анализ и изоляция изучаемых явлений получали явно преобладание над синтезом  и над рассмотрением их связей и взаимодействий. Приучаясь в обстановке различных экспериментов рассматривать явления природы не в естественной целостности, а в расчленении, достигаемом посредством  анализа, и не в их взаимодействии, а в той изолированности, взаимной отделённости, какая необходима для успешности эксперимента, исследователи, создавшие экспериментально естествознание нового времени, переносили приёмы анализа и изоляции, составляющие только 1-но из условий исследования, на всю  Природу в целом. Они невольно начинали думать, что не только  в искусственной обстановке, какую они создавали для опытов, но и в самой Природе все вещи состоят из  независимых друг от друга, не связанных взаимодействием элементов". Этот "Метафизический способ рассмотрения стихийно возник в мышлении естествоиспытателей". Энгельс отмечал, что:

- "Бэкон и Локк перенесли его из естествоиспытания в философию, где он на долго стал господствующим". 
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 923393704783
По Локку:

- "Идеи, приобретённые из обоих источников опыта - из ощущения и из рефлексии, составляют лишь материал для знания, но не само знание. Для получения знания необходимо, чтобы этот материал прошел определенную обработку, которая совершается деятельностью 3-х способностей души, отличных и от ощущения, и от рефлексии".  "Эти деятельности - сравнение, сочетание, отвлечение или абстракция". "Посредством  сравнения, сочетания и отвлечения душа преобразует простые идеи ощущения и идеи рефлексии в сложные". "Так благодаря сравнению образуются идеи о многочисленных отношениях". "Установив источники идей - простых и сложных, - Локк исследовал вопрос о ценности идей познания, не все они одинаково ценны: 1-ни из них ясны и отчётливы, другие - темны и запутаны". по своему значению для знания идеи делятся на 3-и класса:

1). "Реальные" (или напротив, "фантастические"). "Реальные идеи имеют основание в Природе, они сообразны с действительной сущностью вещей". "Фантастические идеи не имеют основания в Природ, они не сообразны с реальной сущностью".

2). "Адекватные" (или напротив "неадекватные"). "Адекватные идеи полностью представляют те образы, от которых они отвлечены". "Все простые идеи - адекватны"

3). "Истинные" (или напротив, "ложные"). "Истинность" и "ложность" принадлежат (по Локку), собствено не идеям, а предложениям ("суждениям"). "Истинность всегда предполагает утверждение или отрицание".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 923393715791
В "теории познания" Локка - важное значение имело развитое им в "Опыте о человеческом разуме" учение о языке", с этим учением у Локка связана его "теория абстракции". По Локку:

- "Слова - это чувственные знаки, необходимые людям для общения. Большая часть слов языка суть не единичные обозначения, а общие термины. Отсюда возникает вопрос: - "Если все вещи существуют только как единичные, то где мы находим те общие сущности, которые, по предложению, обозначаются общими терминами?" Слова становятся общими от того, что их делают знаками общих идей".

- "Каким образом становятся общими идеи?", ответ на этот вопрос давала  локковская "теория абстракции", по разъяснению Локка:

- "В опыте существует много вещей, частично сходных между собой: по форме, по качествам и т.д. На этом основывается возможность образования общих понятий. Возникают такие понятия в результате  выделения из состава нескольких предметов, признаков. которые общи для всех предметов, все остальные признаки исключаются. Так образуются отвлечённые идеи, например: "человека", "животного", "растения", "живого существа" и т.д." Все отвлечённые  общие идеи - произведения разума, но такие  произведения. в основе которых лежит сходство самих вещей".

На этих основах Локк строил своё "учение о знании и его видах". Следуя за Гоббсом, Локк определял "знание как восприятие соответствия (или несоответствия") друг другу 2-х идей". Локк различал 2 вида "знания":

1).  "Знание бесспорное, достоверное, точное". "Бесспорным знанием (Локк считал) всё умозрительное знание, т.е. знание, приобретаемое рассмотрением в мысли наших представлений и отношений между представлениями".  

2). "Знание вероятное" (или "мнение"). "Вероятным знанием (Локк считал) опытное ("эмпирическое" знание, в котором суждения доказывают ся ссылкой на подтверждающие их факты опыта". 

"По степени точности" Локк различал 3-и вида "бесспорного знания": "созерцательное" ("интуитивное"), "демонстративное знание" и "знание, основанное  на убеждении в существовании внешних предметов". По убеждению Локка:

- "Вероятное и опытное знание не есть знание в строгом смысле, оно лишь мнение. Повторяя мысль Гоббса. Локк полагал, будто знакомство с частными фактами не может дать твёрдой уверенности в том, что определённое соединение фактов (или свойств предметов), имеет  всеобщий характер".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 923393728335
По Локку:

- "Познание частных фактов и существования единичных вещей достигается посредством чувств и потому называется "сенсетивным" (т.е. "чувственным познанием)".

По разъяснению Локка:

- "Сенсетивное познание выше простой вероятности, но ниже тех ступеней достоверности, которые даёт умозрительное ("рациональное" знание".

При всех оговорках, ограничивающих область доступного нам знания, "учение Локка о знании далеко от агностицизма, характерного для последующего развития буржуазной идеалистической философии в Англии и Германии". По мнению Локка:

- "Из неспособности ума получить ясное и отчётливое познание не следует, будто человек обречён на полное незнание. Наша задача - знать не всё, а только то, что важно для нашего поведения и такое знание нам вполне обеспечено".

Характеризуя "историческое значение сенсуализма Локка", К.Маркс указывал:

- "Локк обосновал философию "bon sens", "здравого человеческого смысла", т.е. сказал косвенным образом, что "не может быть философии, отличной от рассудка, опирающегося на показания здоровых человеческих чувств"*(*12).

*(*12). - /К.Маркс и Ф.Энгельс "Сочинения", том 2. стр. 144/.
#МатериалистическаяФилософияДЛокка
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 923389943631
о). "СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛОККА".

Локк разработал также "учение о государстве", "о государственной власти" и "о праве". "Учение это - 1-на из виднейших в XVII веке "теорий естественного права". По мнению Локка:

- "Кроме свободы, в естественном состоянии человеку принадлежит собственность, приобретенная посредством труда. Государство возникает там, где свободные люди отказываются от природного права самозащиты, от права наказания насильников и предоставляют это право обществу в целом. Причина перехода от естественного состояния к гражданскому - ненадежность прав в естественном состоянии. Но т.к. цель образования государства - сохранение свободы и собственности, то государственная власть не может быть произвольной. Её задачи - издавать законы, наказывать нарушителей права и защищать граждан от внешних нападений. Поэтому государственная власть делится на "законодательную", "исполнительную" и "союзную" ("федеративную")".

Локк требовал "чёткого отделения исполнительной власти от власти законодательной". По его мнению:

- "В то время как "законодательная власть", создав законы, уже не нуждается в деятельности "законодательного собрания"; "исполнительная власть" - нуждается в постоянно действующих органах".

Во взглядах Локка на "политическое устройство общества" обнаруживается "стремление приспособить теорию к той политической форме правления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688 года". В целом "политические воззрения Локка представляли теоретическое оправдание и обоснование программы партии либералов - "вигов".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 923393763663
Значительным было "влияние педагогических идей Локка". Т.к. "все идеи (по Локку) приобретаются только из опыта, то:

- "Воспитание может быть успешным только при условии, если воспитатель воспроизведёт перед учащимися ту последовательность впечатлений и идей, которая необходима для правильного формирования характера и ума".

С этой "идеей" у Локка была связана другая, также чрезвычайно важная и заключавшая в себе оправдание "буржуазной революции", а именно:

- "Если общественный порядок и Политический строй таковы, что личность, воспитываемая в обществе, не может получать необходимые для воспитания впечатления и идеи, то такой порядок и такой строй должен быть изменён самими людьми".
#СоциальноПолитическиеВзглядыЛокка
#ОсновоположникиБуржуазнойФилософии

Комментарии

Комментариев нет.