"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".

Глава 13. Страница 13.1.1.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: "ИСТОРИЯ ДОМАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ".
Глава XIII. "ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
в СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ и АМЕРИКИ XIX - XX веков".
Эту тему планировалось выложить в самом окончании импровизированных цифровых "Книг - Подборок", однако, в связи со смещением в другое направление моего личного, субъективного интереса, "не откладывая в долгий ящик" предлагаю материал из черновиков.
Содержание:
§1. "Иррационалистическое Направление. Интуитивизм А. Бергсона".
1). "Реакционное учение об обществе".

"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947062182991
gif
Глава XIII. "СОВРЕМЕННАЯ ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 
в СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ  ЕВРОПЫ и АМЕРИКИ  XIX - XX веков".

В середине ХХ века в "буржуазной философии" ХХ века всё более усиливались те упаднические тенденции, которые наметились на рубеже XIX века. Реакция по всем линиям, которую нёс с собой "империализм", захватывала всё больше "философию", победа "Великой Октябрьской социалистической революции", "всемирно-политический разгром наиболее агрессивных империалистических сил во Второй Мировой войне", образование "мировой социалистической системы" в противовес 16-ти независимым республикам Британской Империи - всё это ещё более усиливало враждебность "буржуазной идеологии" не только "марксизму", но и тем прогрессивным "буржуазным учением", которые ему предшествовали. Великие открытия в науке и всё возрастающая роль, которую наука играла в жизни, приводили к тому, что "естественнонаучные данные" вторгались в область "философии". "Материалистические" и "атеистические" выводы из данных науки, которые со всё большей силой навязывались каждому непредубеждённому уму, вызывали резкую оппозицию со стороны "буржуазных " философов. Так возникали различные школы "псевдонаучной философии", которые идеалистически истолковывали содержание и метод современной науки, пытались выхолостить её "материалистическое"  содержание, примирить её с "идеалистическими" и "фидеистическими" взглядами.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947062211407
gif
"Идеалистическая философия" в силу своего объективного положения в капиталистическом обществе противопоставляет себя прогрессивным силам, развитию передовой науки и действительным потребностям народов. Являясь формой общественного сознания, теоретическим самосознанием класса, идущего к упадку враждебная прогрессивным силам общества, "идеалистическая философия" всё больше проникалась "духом пессимизма" / "упадничества", всё менее становилась способной дать ответ на научные, моральные и даже политические запросы своих эпох. Современная "идеалистическая философия" представляет собой сложное переплетение всевозможных школ и систем, из которых каждая стремится отстоять свою "самостоятельность", но в то же время охотно заимствует идеи других школ. В современной "идеалистической философии" можно выделить несколько ведущих тенденций. Это прежде всего:

1). "Иррационализм", наиболее типичными проявлениями которого является интуитивизм Бергсона*(*1) и "экзистенциализм", т.е. "философия существования", пришедшей на смену "философии жизни". 

2). 2-я главная тенденция современной "буржуазной философии" - "псевдонаучный эмпиризм", отличающийся от прежних форм эмпиризма тем, что нередко пользуется аппаратом современной науки "логика". Наиболее типичный представитель этой тенденции - "неопозитивизм". 

3).  3-я тенденция современной "идеалистической философии" - это "фидеизм". 

Склонность к "фидеистическим" выводам присуща всем течениям этой "философии"; в чистом виде она выступает в открыто религиозных учениях, прежде всего в "неотомизме", возрождающем схоластические догмы Средневековья. помимо этих главных тенденций и направлений, в современной "идеалистической философии" есть промежуточные течения, в той или иной пропорции сочетающие указанные выше черты. "Прагматизм" и "феноменология" могут быть указаны как наиболее влиятельные учения этого типа.

*(*1). - /Наиболее развитая форма т.н. "философией жизни"/.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947062231119
gif
§1. "ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
ИНТУИТИВИЗМ А. БЕРГСОНА". 

В ХХ веке "иррационализм" оказал сильное влияние на всю духовную жизнь "буржуазного общества", на рубеже XIX - XX веков значительно силилось влияние "волюнтаризма" Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900 годы жизни), произведения которого были опубликованы ещё при жизни автора и на тот момент имели не многочисленных читателей. С начала ХХ века постепенно приобретали влияние на психологическую науку, социологию", учения австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856 - 1938 годы жизни). В 1-й период своей бурной деятельности Фрейд развивал мысль о том, что подсознательные, "иррациональные" импульсы и стремления сексуального характера. В дальнейшем сам Фрейд, но в особенности его ученики попытались и развитие общества, социальные отношения объяснить, исходя из биологических и психологических влечений человека. "Фрейдизм" превратился в 1-ну из весьма распространённых "философско-социологических" доктрин, противопоставленную "материалистическому пониманию" истории. В тот же период волна "иррационализма" стала захлёстывать "буржуазное" искусство: в литературе, изобразительном искусстве, в музыке характерными чертами становились - отречение от реалистической традиции классиков, замена закономерно развивающегося действия беспорядочным потоком переживаний, разложение формы и утрата содержания, отказ от ясности, логической стройности, прославление бессмысленности, алогизма, выпячивание подсознательных мотивов и не поддающейся контролю разума - "игры иррациональных сил".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947063772495
Крупнейшим представителем "иррационализма" начала ХХ года начала ХХ века был французский "идеалист" А.Бергсон (1859 - 1941 годы жизни). В своей "философии" Бергсон довольно искусно сплавил воедино идеи заимствованные у немецких "иррационалистов" /Шеллинга в последний период его деятельности и Шопенгауэра/, и спиритуалистические и "иррационалистические" идеи французских идеалистов - Мен де Бирана и Э.Бутру. "Философия" Бергсона - столь же "антиинтеллектуальнистична" и "иррационалистична", как "философия" Ницше, но выражено это в менее глубокой форме. Основную цель своей "философии" Бергсон видит в том, что бы "преодолеть точку зрения разума"* (*2). Согласно Бергсону: 

- "Сущность Мира образует жизнь, а жизнь иррациональна и столь же иррациональным должно быть им её постижение".

*(*2). - /А.Бергсон. "Творческая эволюция. Авторизованный перевод с французского В.А.Флеровой, М.-СПБ, 1914 год, стр. IX/.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947063803983
В "философии" Бергсона, как и во всей "философии жизни", жизнь отождествляется с переживаниями. Наиболее достоверным фактом, образующим "исходный пункт всего философствования", Бергсон считал:

- "Собственное существование, проявляющееся в непрерывной смене ощущений, эмоций, желаний, проще говоря в переживании состояний нашей психики". 

Этот поток переживаний образовывал для Бергсона единственную подлинную реальность и составлял поэтому предмет "философии". Важнейшим понятием своей "философии" Бергсон черпал из "психологического рассмотрения душевной жизни", однако психологическое исследование Бергсон рассматривал как "метод философского исследования", как "способ построения системы "метафизики": состояниям "индивидуального сознания он приписывает онтологическое значение и выдавал их за определения самого бытия". Отправляясь от психической жизни субъекта для построения своей философской системы, Бергсон усматривал 2-е способности сознания: "интуицию", связанную с созерцательной стороной жизни; и "интеллект", связанный с действительной её стороной. Бергсон шёл вглубь через интуицию, в глубь сознания субъекта к безличному сознанию, духу, составляющему "сущность жизни" и всей Вселенной, а через интеллект и действие - во вне, к наполняющим пространство телам, к материи. Интуитивное проникновение и углубление в изменчивую жизнь "сознания" открывает его внутреннюю субстанциальную основу, "длительность", под которой Бергсон имел ввиду "субъективное переживание времени". Длительность изображается им как основа нашего бытия и сущность вещей"*(*3).

*(3). - /А.Бергсон "Творческая эволюция", стр. 35/.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947063803727
Жизнь сознания, развёртывающуюся в длительности. Бергсон противопоставляет Миру материи, подходя к последней с крайне механической т.з. Бергсон утверждал, что:

- "Материя - это нечто косное, инертное, мёртвое, это тела, обладающие лишь пространственными определениями, сфера вечной повторяемости и однообразия, механического детерминизма и фатальной неопределённости".

В противоположность делимости и механическому однообразию мира материи духовная жизнь характеризовалась Бергсоном как неотделимый поток сознания, в котором только искусственным образом, путём остановки внимания, могут быть выделены отдельные состояния. Длительность, составляющая основу психической жизни, якобы не имеет ни "прежде", ни "теперь"; она единственный неразделённый акт, в котором прошлое не падает в небытие, но сохраняется и накапливается непрерывно. Развитие личности, представляющее, в сущности говоря, её длительность, согласно Бергсону:

- "Беспрестанное создание нового, каждый момент нашей жизни, это творческий акт, не подчиняющийся никакой закономерности, порождающий непредвиденные, неожиданные состояния. Духовная жизнь - это "царство индетерминизма". 

Противопоставление длительности и мира духовной жизни миру материи и твёрдых тел образует 1-ю предпосылку той критики Бергсоном интеллекта, которая составляла основу его "философии". 2-я предпосылка его критики интеллекта - это разрыв между практикой и теорией, противопоставление "действия" - "познанию". Согласно Бергсону:

- "Человек как физическое тело, как организм вынужден действовать среди материальных вещей, необходимых ему для жизни. действия человеческого тела управляются мозгом, но он не в силах порождать представления и не имеет отношения к деятельности сознания. Психические процессы не порождаются процессами, совершающимися в теле. Разрыв между материей и духом выступает здесь как крайний "психофизический параллеизм". 

Бергсон был согласен, что интеллект, мышление связаны с мозгом, как органом действия, однако связь эта лишь в том, что мозг указывает интеллекту на то, что нужно для действия, а интеллект избирает способы практического действия, пути овладения вещами. По мнению Бергсона, в этом и состояла единственная функция интеллекта и создаваемой им науки.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947063803471
Бергсон полностью не отрицал значение интеллекта для понимания твёрдых тел, но утверждал, что интеллект совершенно не пригоден для познавания движения и 

- "Характеризовался естественным непониманием жизни"*(*4). 

Основная особенность интеллекта состояла в том, что он:

- "Представляет себе ясно только неподвижное"*(5). 

Слабость интеллекта, в том, что он пытаясь сделать доступной своему пониманию живую, изменчивую реальность, останавливает движение, разлагая его на моменты покоя, он расчленял сложное и изменчивое, сводя его к простому и покоющемуся. В своей критике интеллектуального познания, Бергсон совершил 2-е грубейшие логические ошибки: 

1). Во-1-х, он отождествлял всякое мышление с метафизическим мышлением, которое оперирует застывшими, неподвижными категориями и поэтому не может достигнуть адекватного познания движения, развития. В этой ограниченности метафизического перехода к диалектическому мышлению, но лишь повод для полного отказа от логического мышления как средства мышления как средства познания истины.

* (*4). - /А.Бергсон "Творческая эволюция", стр. 148/.

*(*5). - /А.Бергсон "Творческая эволюция", стр. 140/.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947063864399
2-й софизм Бергсона состоял в том, что стремясь доказать непригодность интеллекта для познания движения и жизни, он подменял объективно существующее движение и процессы жизни "длительностью", т.е. переживаемым потоком сознания:

- "Жизнь"*(*6) "иррациональна", невыразима в понятиях. 

Все рациональные пути её познания Бергсон отвергал. В тоже время он претендовал на её познание, которое должна была дать его "философия":
- "Жизнь познаётся (по его мнению) путём мистической интуиции". И продолжал: 

- "Интуицией называется род интеллектуальной симпатии, путём которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нём единственного и, следовательно, невыразимого"* (*7).

*(*6). - /Согласно основному постулату Бергсона, как и всей "философии жизни" вообще/.

*(*7). - /А.Бергсон "Собрание сочинений". Том 5, СПБ, 1914 года, стр.6/.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947063864143
1-е условие интуиции - полное отрешение от всяческого интереса, от отношения к полезному действию. Бергсон различал 2 вида интуиции: 

1). "Философская", постигающая общее течение жизни. 

2). "Художественная", направленная на индивидуальные явления.

"Художественный талант"*(*8) . Т.о. "концепция чистого искусства", "искусства для/ради искусства" приобрели в лице Бергсона своего теоретика. 2-м условием интуиции, Бергсон считал - огромное напряжение воли. По признанию Берсона:

- "Интуиция противоречит обычной деятельности нашего сознания, настроенного на интеллектуальное сознание окружающих вещей". 

Чтобы достичь "интуитивного постижения", необходимо переместить своё внимание: 

-"Употребить насилие и актом воли толкнуть интеллект вне его самого"* (*9).

Интуиция непосредственно направлена на наше собственное Я, однако, поскольку волевое усилие продолжается: 

- "Мы переходим границы самих себя"*(*10), длительность нашего Я расширяется до масштабов Вселенной, до жизни как мирового процесса".

"Жизнь", рассматриваема Бергсоном прежде всего как "переживание", неожиданно меняет своё содержание, превращаясь в биологическое явление, в жизнь органического мира, эволюция которого становится предметом специального рассмотрения Бергсона. "Психологические" проблемы уступают место "биологическим", однако Бергсон подходил к проблеме "биологии", вооружённый лишь всё тем же методом самонаблюдения и интуиции, предполагая, что: 

- "Эволюция допускает в каждый момент психологическое толкование..."*(*11).

Эволюция органического мира для него - растянутая и проецированная во внешний мир "эволюция индивидуального сознания". Биологические формы и термины дают только оболочку для этой внутренней "эволюции сознания".

* (*8). - /По Бергсону - это отрицательная способность отрешаться от практического интереса, уходить в себя, в свой внутренний мир/.

*(*9). - /А.Бергсон "Творческая эволюция", стр. 174/.

*(*10). - /А.Бергсон "Собрание сочинений". Том 5, СПБ, 1914 года, стр.33/.

*(*11). - /А.Бергсон "Творческая эволюция", стр. 47/.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947063863887
Поскольку Бергсон в своём исследовании не выходил их круга психических состояний, в его акте интуиции, представляющем собой усилие воли проникнуть в длительность, не обнаруживается ничего, кроме самого волевого усилия. 

- "Интуиция в сущности говоря есть воля, созерцающая самоё себя, но она оказывается теперь не напряжением индивидуальной воли личности, но неким космическим усилием, движущим началом жизни".

Или по выражению Бергсона: 

- "Жизненным порывом". 

Если при рассмотрении "мира твёрдых тел и длительности" Бергсон противопоставлял "материю" и "сознание", то при рассмотрении новых явлений жизни оказывается, что эта его дуалистическая т.з. была мнимой и имела своей основой "спиритуализм". Бергсон объявлял что: 

- "Материя - это не какое-то другое, самостоятельное по отношению к духу начало, а низшая ступень духовности, продукт ослабления творческой силы духа. Дух - это реальность творящая, материя - это тоже реальность, но не распадающаяся, деградирующая. Ссылаясь на "2-е начало термодинамики", Бергсон утверждал, что: 

- "Неизбежный упадок - является законом для всей материи. Жизнь же - это результат внедрения активного духовного начала в мёртвую инертную материю и попытка задержать её падение, эта реальность, которая создаётся в реальности разрушающейся"*(12). 

- "Источник жизни (согласно Бергсону) - это "сверхсознание", образующийся некий центр, из которого, как из огромного букета, выбрасываются Миры", другими словами, это бог. - "Бог, т.о. определяемый, не имеет ничего законченного; он есть непрекращающаяся жизнь, действие, свобода"*(*13).

*(*12). - /А.Бергсон "Творческая эволюция", стр. 222/.

*(*13). - /А.Бергсон "Творческая эволюция", стр. 222/.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947063863631
Философия Бергсона становится здесь откровенным "фидеизмом": жизненный порыв, творческое волевое начало - всё это восходит в конечном счёте к богу. Переход от "неживой материи к живой" Бергсон объяснял при помощи особого "жизненного начала": 

- "Куски материи, пронизанные сознанием - оживают, превращаются в организмы и начинают эволюционировать, подгоняемые исходящим из божественного сверхсознания жизненным порывом". 

Наука неопровержимо доказала, что жизнь появляется на основе долгой "геологической эволюции на планете, а сознание возникло на самой высокой ступени развития жизни. Бергсон же "единую линию эволюции" связывающую неорганическую и органическую природу, рассекают надвое и отбрасывают ту часть её, которая предшествовала возникновению жизни. Сознание он помещал в начало эволюционного процесса в качестве его движущей силы, его жизненного порыва. Мистифицируя характер эволюционного процесса, Бергсон приписывал эволюции черты, якобы обнаруженные им при описании жизни индивидуального сознания. Поскольку "Дух наделён Бергсоном полной свободой, психическая жизнь личности рассматривалась им как непрерывная серия творческих состояний". Соответственно этому и развитие жизни оказывается лишённой всякой закономерности "творческой эволюцией", в ходе которой жизненный порыв создаёт непредвиденные, качественно новые формы.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947063863375
Выступая против учения Дарвина и смыкаясь со сторонниками витализма, Бергсон приспосабливает к своей мистической концепции и учение Вейсмана, заявлял, что жизненный порыв передаётся от зародыша к зародышу и гонит организмы вперёд по пути эволюции. В ходе её первоначально "единый жизненный поток дробится и в своём дальнейшем развитии приводит к возникновению 2-х противоположных ветвей эволюции. В них вырабатываются 2-е противоположные формы приспособительного отношения организма к окружающему миру: инстинкт и интеллект. Инстинкт получает своё выражение в создании органических орудий*(*14), заранее приспособленных к выполнению необходимых для организма функций, интеллект - в сознательном создании искусственных орудий, нужных для практического применения. Так замыкался круг в учении Бергсона: под отречение от интеллекта как средства познания подводилась "псевдонаучная база в виде фальсифицированной теории эволюции".

*(*14). - /Клешни, зубы и т.д./.
#ИррационалистическоеНаправление
#ИнтуитивизмАБергсона
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947063954767
1). "РЕАКЦИОННОЕ  УЧЕНИЕ  об  ОБЩЕСТВЕ".

"Иррационализм" Бергсона получает своё дальнейшее развитие в учении об обществе, характерными чертами которого являются грубый "биологизм, дополняемый переходящим в мистику спиритуализмом". Согласно Бергсону:

- "Вся совокупность реальных отношений между людьми определяется биологическими причинами". 

"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947063994191
Какое-либо принципиальное отличие человеческого общества от муравейника*(*15) Бергсон отрицал: 

- "Во всех случаях "инстинкт" - провозглашается "основой совместной жизни и её организации". 

"Биологическое сообщество" людей Бергсон называл "замкнутым обществом":

- "Оно всегда охватывает замкнутые человеческие группы в границах племени, города или государства".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947089515087
Бергсон полагал, что:

- "Человек не только животное, но и "мистик": природа человека включает и духовное начало, находящееся в мистическом родстве с пронизывающей Мир "божественной энергией и волей". В духовном общении с "божественной силой" люди не связаны никакими границами и образуют, правда, лишь в идеале, "открытое общество", охватывающее все человечество".

*(*15). - /Чтобы изучить данную тему, следует обратиться к цифровкам по Дени Сорра. В частности, по теме, меня, как исследователя, интересует материал "Душа белого муравья", здесь не сложно уловить, что под термином "муравей"  проводится аналогия с "человеком". С цифровкой "АТЛАНТИДА и ЦАРСТВО ГИГАНТОВ". и "РЕЛИГИЯ ГИГАНТОВ и ЦИВИЛИЗАЦИЯ НАСЕКОМЫХ", можно ознакомиться по ссылке: 
https://ok.ru/group1.knizhnyk/topic/70171635045673
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947089660239
На основе этой двойственной природы человека вырабатывалось 2 типа социальных отношений, 2 типа морали и религии. В замкнутом обществе господствует "социальный инстинкт", получающий своё выражение в замкнутой морали, предназначенной для укрепления данного социального общества, на границе которого её действие прекращается. подобно закрытой морали статическая религия также предназначена для сохранения замкнутого общества. Она осуществляет свою цель, повелевая человеку соблюдать требования закрытой морали, а также с помощью мифов вселяя в него веру в бессмертие и надежду на помощь "высших сил". Согласно Бергсону каждое "замкнутое общество" предназначено для войны, по его утверждению, природа:

- "Хотела войны или по крайней мере создала человеку условия жизни, делающие войну неизбежной"*(*16).

Он уверял, что:

- "Глубоко укоренившийся "инстинкт войны", присущий каждому индивиду, лежит в основе всей цивилизации".


Несколько смягчая учение Бергсона о разделении людей на расу "господ и расу рабов", утверждая, что между этими группами нет резкой переходной грани, однако иерархическое построение общества и разделение его на высший класс немногочисленных привилегированных индивидов, обладающих абсолютной полнотой власти, и подчиняющих "массу" Бергсон считал незыблемым условием всякой общественной организации. В отличии от "закрытой морали" - "открытая мораль", присущая открытому обществу, выходит за рамки национальных и государственных границ, она выдвигает "принципы святости индивидуума", личной свободы, равенства всех людей, совершенно чуждые "замкнутой морали". Эти принципы формулируются отдельными гениями и имеют характер призывов, а не приказов, им следуют по влечению, а не по принуждению. Такая мораль смыкается с динамической религией, создаваемой исключительными личностями, пророками, святыми, духовными вождями человечества. Эта религия проповедует мистическую любовь ко всем людям и своими корнями уходит в глубины человеческой души, которая вступает в интуитивное соприкосновение с жизненным порывом, с творческой энергией "божества". Кристаллизацию этой религии Бергсон видел в "христианстве". Т.о., общим выводам из учения Бергсона оказывается то, что в "замкнутом и в "открытом обществе" непосредственной силой, направляющей и определяющей развитие общества, является "воля" и "деятельность" отдельных великих личностей. Поэтому общественное развитие не подчинено действию законов и недоступно предвидению. Никакой разум, даже сверхчеловеческий (по словам Бергсона) не может сказать, в каком направлении идёт общество; оно пойдёт туда, куда его поведут выдающиеся личности:

- "Мы не верим в фатальность истории. Нет такого препятствия, которое не могло бы быть сломлено волями, надлежащим образом, нет никакого неизбежного исторического закона"*(*17).

Приведённые слова, представляют собой "квинтэссенцию" политических взглядов Бергсона, отчётливо указывая на "два источника" его социального учения, а именно: 

- "Страх перед объективными законами истории и надежду на то, что силой можно повернуть ход истории вспять".

*(*16). - /H.Bergson "Les deux sources de morale et  la religion". Paris, 1932, p.297/.

*(*17). - /H.Bergson "Les deux sources de morale et  la religion". Paris, 1932, p.317/.
#РеакционноеУчениеОбОбществе
#ИдеалистическаяФилософияВСтранахЗападнойЕвропыИАмерикиXIX/XXвеков

Комментарии

Комментариев нет.