"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".

Глава 13. Страница 13.2.1.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: "ИСТОРИЯ ДОМАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ".
Глава XIII. "ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
в СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ и АМЕРИКИ XIX - XX веков".
Содержание:
2. "Прагматизм".
1). "Ранний прагматизм Ч.Пирса.
2). Прагматизм Джемса.
3). Инструментализм Дьюн.

"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947097314639
gif
2. "ПРАГМАТИЗМ".

"Прагматизм", как философское течение*(*18) возник и сложился в США, основные признаки "философии" высказали в 70-х годах XIX века Ч.Пирсом (1836-1914 годы) и развиты в более популярной форме У.Джемсом (1841-1910 годы). "Главным жрецом" прагматизма в США явился Д.Дьюи (1859 - 1952 годы). 

*(*18). - /Это очень удобное, приближенное к религии "философское течение", объясняющее, правила поведения и чувствования, удобное в случае если "денег нет, но очень хочется попасть на банкет за чужой счёт". И вновь, как в эпоху "Средневековья", невостребованные на собственной Родине в Старом Свете, безземельные рыцари Нового Света, перебежавшие на "новый континент", отжатый у местных народов, одевают очищенные от крови аборигенов доспехи своих предков, выдвигаясь "крестовым походом", неся стягом "торговый бренд" своего "сада" на "джунгли", остальной "колониальный мир", в функции последнего, по сценарию прописано лишь обеспечение достойного существования "садовников" из "цивилизованной части мира"/.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947126510415
gif
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947126148687
/Взгляните на карту мира и подивитесь, тому, как  жители микроскопического кусочка земли, поделённого на клочки, который, можно разглядывать только через лупу, диктуют правила жизни и смерти остальной части земного шара, исходя исключительно из собственного "прагматического" мировоззрения/. 
Глава 15. Прагматизм
https://www.youtube.com/watch?v=Uy6t8YJwW_Q

Для того, что бы добиться нужного эффекта, используется целый ряд мировоззренческих "этико-эстетических манипулирования", снижающего уровень образования и ответственности населения той страны, на которую обращены пристальные взгляды колонизаторов*(*19). В случае, когда вопрос не решить путём подкупа и махинаций, включается программа уничтожения непокорного населения, как это было с "решением индейского вопроса в Америке".

*(*19). - /Прежде чем приступим к изучению темы, позвольте представить мнение эксперта на предмет навязываемой российскому народу из-вне сектантской повестки "рационализма и прагматизма", по мнению Ирины Медведевой, директора "Общественного института демографической безопасности":

- "Мы живем в обществе, в котором психиатрические симптомы - именно те симптомы, которые принадлежат настоящей психиатрии, выдаются за эталоны моды и поведения. Психиатрические поражения ведут к нарушению нравственности, а нравственные искажения обязательно влекут за собой психические деформации. Происходит искусственное психическое заражение российского народа, в особенности молодого поколения, и даже детей. Иногда это называется "сексуальным просвещением", иногда предлагается что-то иное, при этом всякие гадости, ядовитые для нравственности человека, для его психики подаются в очень красивых гуманистических уловках". Обратите внимание, сейчас активно пропагандируется неряшество - грязные засаленные волосы, рваные чулки, драные джинсы, полы пальто или рубашки разной длины или застегнуты не на те пуговицы. В психиатрических больницах знают, что в истории болезни есть такая графа: опрятность больного. Если больной неопрятен, это показатель очень тяжелого психиатрического расстройства. Когда человек постоянно носит рваные носки или чулки, не моет волосы или неправильно застегивает рубашку, это есть психиатрический симптом, который сегодня, к сожалению, существует в качестве признака молодёжной моды. Или возьмём героев многих боевиков и триллеров - это сверхсильные люди, которые решают свои проблемы, круша и уничтожая все живое и неживое на своем пути. Этот эффект в психиатрии называется гипоидная шизофрения, в которой сочетается юношеская патологическая жестокость с "патологическим отупением сердца", т.е. "патологическим бесчувствием". Другое качество человека, излишний рационализм, который сегодня навязывается как прагматизм - это тоже признак шизофрении. Обыватель часто думает, что шизофреник иррационален, это не так. Шизофреник излишне рационален, но при этом бесчувственен. Собственно к этому – "меньше эмоций, больше прагматизма" - и призывают сегодня молодых людей идеологи новой моды, но это очень тяжёлый симптом. А что такое разрушение интимного стыда с т.з. психиатрии? Это не просто навязывание разного рода извращений, типа вуайеризма (когда по телевизору показывают то, что происходит в чужих спальнях), но и популяризация сексопатологических отклонений. А сексопатология - часть "психопатологии". Самое главное в разрушении интимного стыда то, что, рассказывая молодым людям о безопасном сексе, их подталкивают к удовлетворению сексуального интереса, принижая ценность семейно-брачных отношений, которые являются важнейшим элементом в строительстве нормальной психики. При их отсутствии неизбежны различные нарушения, весьма болезненные для психики. Это ведёт, в частности, к умственной деградации всего общества"/.
Курс лекций "Западная философия XIX-XX веков" профессора Карипбаева Б.И.
https://www.youtube.com/watch?v=9AnErYxcLzo

В начале ХХ века "прагматизм" проник в Европу, приобретя энергичных защитников в лицах: английского философа  Ф.Шиллера, итальянцев Папини и Прецоллини и других Перед "Второй Мировой войной" он получил  некоторое распространение в Чехословакии*(*20) и весьма значительное - в Китае*(*21). "Прагматизм" оставил "свой след во многих других странах", но нигде на тот период не сыграл такой роли мирового значения, как в США, где внедрился во все сферы духовной жизни и значительной мере подчинил  своему контролю систему народного образования. Выход "прагматизма" на "широкую арену" сопровождался большим шумовым сопровождением, "прагматисты" заявляли,  о произведённом ими "коперникианском перевороте" и о "полной реконструкции в философии". Уверяли, что "нашли наконец-то ключ к решению вековых вопросов философии, поняв, что смысл философских проблем заключён в их практическом отношении к человеческой жизни*(*22). 

*(*20). - /К.Чапек, И.Фишер и другие/.

*(*21). - /Ху Ши/.

*(*22). - /Что бы вы сказали, если бы узнали, что человеческая жизнь вне зависимости от расы и народа, имеет свою стоимость? В "смете" посчитано приблизительное количество воды, которую человек напьёт за свою жизнь, сколько надышит воздуха, сколько съест пищевых ресурсов и даже какое количество использует невозвратно-возвратных ресурсов. Исходя из этой "сметы", можно предположить, что существует некий фонд, ориентированный на оплату посреднических услуг, в изыскивании способов и средств в устранении "короткожителей", чрезмерно расплодившихся на планете Земля. Иван Ефремов в своём произведении "Час быка", делил общество на "короткожителей" и"долгожителей"/.
Прагматизм
https://www.youtube.com/watch?v=1XQlPO3CObc

Эти декларации соблазнили множество людей по всему миру, в середине ХХ века это было заметно особенно в США, где интерес к отвлечённому теоретическому мышлению всегда был невелик, лишь практически направленная теория могла рассчитывать на то, что ею, вообще кто-нибудь займётся. В настоящее время весь мир, включая Россию, захлестнула волна "прагматизма", который на первый взгляд производит впечатление "мистической философии преуспевающих буржуа", но на самом деле проникнут "пессимизмом*(*23)  и упадничеством, боязнью науки и неверием в разум человека". Сущность "прагматизма" выражается кратко:

- "Человек должен действовать в иррациональном и непознаваемом мире, попытки достичь объективной истины не имеют смысла, поэтому к научным теориям, социальным идеям, моральным принципам и т.д. следует подходить "инструментально", т.е. с т.з. их выгоды и удобства для достижения собственных целей; то что полезно, что приносит успех – то и истинно"*(*24).

*(*23). - /"Пессимизм" от латинского слова "pessimus" - "наихудший". "воззрение, согласно которому в Мире преобладает зло, человек обречён на страдания и будущее не обещает ему ничего лучшего". Противоположен "оптимизму". Настроения "пессимизма" обычно порождаются "ломкой устоявшихся общественных отношений, когда отдельные социальные группы или целые классы теряют под собой историческую почву и обречены на исчезновение". "Пессимистические настроения" распространяются и в среде трудящихся, угнетённых экономически и социально, когда люди не видят путей и способов изменить своё положение, не видят: - "какие общественные силы способны принести избавление от неисчислимых, особенно острых бедствий, свойственных эпохам "ломки", по В.И.Ленину, (том 20, стр.102). "Настроения обречённости и бесцельности существования трагически влияют на жизнь человека, зачастую приводят его к гибели - это отчётливо проявляется в кризисные периоды истории (когда многие люди переживают крушение своих идеалов), также в периоды "засилья реакции и антидемократизма, когда человек лишён духовной свободы и возможности творчески относиться к своей социально-политической деятельности". Черты "пессимизма" заметны уже в поэзии "эпохи разложения первобытнообщинного строя". К примеру: греческий поэт Гесиод (VIII век до н.э.) считал, что: - "горя и страданий человеку избегнуть никак невозможно: такова воля богов". "Пессимизм" в оценке человека присущ "этике стоицизма". "Пессимистична в основе своей религиозная мораль". Согласно "христианскому учению": "Мир пребывает во зле, а человек греховен по своей природе". - "И возненавидел я жизнь... - читаем мы в "Библии" слова Экклезиаста, - ибо всё суета и томление духа... Всё произошло из праха, и всё возвратится в прах"; "человек рождается на страдание", - говорится в книге Иова. В религии буддизма все, что привязывает человека к жизни, признаётся "причиной страданий". В произведении Гёте "Фауст", также в поэзии "Серебряного века" признанными мастерами литературного пера, преподносится аналогичный смысл. "Религиозная мораль смягчает свой пессимизм" признанием возможности "избавиться от горя и страданий в потустороннем мире", (в христианстве) или в состоянии "нирваны", т.е. при "полной отрешённости человека от всего земного", (в буддизме). Но подобный "оптимизм иллюзорен": он строится "на отрицании ценности реальной материальной жизни человека, на эсхатологических чаяниях, на ожидании Конца Мира, на вере в пришествие мистического царства духа". Распространение настроений "пессимизма" в т.н. "новое время" было вызвано "социальными противоречиями, связанными с периодом становления, а затем господства и гибели капиталистических отношений", (после развала СССР, соответственно в обратном порядке, вынесло "пессимизм" на 1-й уровень). В "литературе" и "поэзии" - "пессимизм" он нашёл непосредственное выражение в "декадентском восприятии действительности. По словам итальянского поэта-романтика Дж.Леопарди: - "Горечь и скука - вот вся наша жизнь; она такова, ибо мир - ничтожество... Судьба уделила нашему роду одну только смерть". Складывались философские концепции "пессимизма". например Шопенгауэр считал, что "желания человека никогда не смогут быть удовлетворены до конца, что поэтому жизнь со всех сторон, по существу своему - страдание". Избавиться от него можно, лишь отказавшись от воли к жизни. Развивая идеи Шопенгауэра, Э.Гартман полагал, что: - "человечество, осознав невозможность счастья, вечность и неизбежность страданий, признает существование мира абсурдным и проникается жаждой небытия". Ф.Мейнлендер говорил уже "о воле к смерти, т.к. других целей у человечества в гибнущем мире быть не может". И всё в таком духе. Своеобразную концепцию "пессимизма" развил Ницше.
Отвергая "философию упадка" и "пессимизм" шопенгауэровского типа, Ницше призывал к "оправданию жизни", в т.ч. и "её наиболее ужасных, двусмысленных и лживых сторон". "Смертельную борьбу со слабыми", "предрасположение к жестокому, злому, ужасному" - он называет "дионисским пессимизмом" или "пессимизмом силы". Эту идею заимствовали у Ницше "идеологи фашизма". Для Шпенглера, назвавшего себя "решительным пессимистом", человечество являлось "зоологической величиной". В конце ХХ века в "философии" - "пессимистическое воззрение" было выражено в "экзистенциализме", (т.е. в "идее свободы и бытия для смерти" и т. п.). "Марксистская этика" отвергала "пессимистическое воззрение на мир", т.к. оно находилось по мнению её идеологов "в противоречии со всей историей развития общества и парализовало социальную активность человека". Она связывала этот вопрос не просто с тем, каково "соотношение добра и зла в каждый конкретный момент (часто зло торжествовало над добром), а с пониманием законов поступательного развития общества, представлением о социальном и моральном прогрессе". Отсюда был вывод, что: - "правильный взгляд на действительность, противоположный пессимизму", подразумевает не отрицание существования социального и морального зла, а понимание необходимости борьбы с ним". "Пессимизм" - жалоба на шум, когда в дверь стучится Удача"/.

*(*24). - /Еще можно сказать: - "За что платят, тем и следует заниматься, что не приносит прибыли, не имеет смысла".
#Прагматизм
Фалев Е. В. - Философия первой половины 20 века - Прагматизм и философия Ч. С. Пирса
https://www.youtube.com/watch?v=QRr41rahcpc

"РАННИЙ ПРАГМАТИЗМ Ч.ПИРСА".

"Родоначальник прагматизма" - Пирс пытался защищать "агностицизм" с помощью "биологии", утверждал, что:

- "Познавательная деятельность человека - не отражение реальности в сознании человека, но лишь биологическая функция, направленная на выработку привычки тем или иным способом реакции на окружающие условия. Осознаваемая привычка действовать определённым образом составляет верование, а достижение устойчивого верования - единственная цель мышления". 

Пирс смешал "гносеологический", "психологический", "биологический" аспекты деятельности сознания, видя в познающем мышлении движение не от сознания к знанию, а от состояния сомнения и колебания к твёрдому мнению, к устойчивому верованию, способному направлять действие. При этом вопрос о том, соответствует ли верование человека независящей от него реальности, отбрасывается Пирсом, как не имеющее смысла. С его т.з.:

- "Говорить об истине и лжи можно лишь в том единственном смысле, что в 1-м случае действие приводит нас к цели, а в другом не приводит".

"Агностицизм" Пирса в понимании назначения и функции познания привёл его к отрицанию объективного существования предмета познания. Он утверждал:

- "Всё содержание наших идей и понятий исчерпывается теми практическими последствиями, которые мы можем от них ожидать".

Этот основополагающий "принцип Пирса" обнажал её субъективно-идеалистическую сущность, с этой т.з.:

- "Существовать - значит иметь практические последствия".

Теоретический фундамент "прагматизма" составляют 3-и идеи, выдвинутые Пирсом:

1). Понимание мышления как достижения субъективного психологического удовлетворения.

2). Определение истины, как того, что ведёт нас к цели.

3). Отождествление вещей с совокупностью их "чувственных" или "практических" последствий.
#РаннийПрагматизмЧПирса
Уильям Джемс У истоков функционализма и прагматизма
https://www.youtube.com/watch?v=oyoOoLGc_38

"ПРАГМАТИЗМ ДЖЕМСА".

Подхватив идеи Пирса, Джемс развил и использовал их прежде всего для защиты "религиозной веры", что придало ярко выраженный "фидеистический характер" его варианту "прагматизма". Исходя из "агностического" понимания Пирсом мышления как средства достижения верования, Джемс выдвинул тезис "о воле к вере", утверждая, что:

- "При решении важнейших вопросов мировоззрения, в частности вопроса о том, нужно ли верить в Бога, мы не можем рассчитывать на помощь разума и науки, которые бессильны дать на него ответ, поэтому этот вопрос следует решать с помощью чувства и воли. Мы имеем право верить на свой собственный риск в любую гипотезу…"*(*25), которая способна принести нам удовлетворение, одного лишь желания, что бы Бог был достаточно для веры в Бога, поскольку вера даёт человеку удовлетворение и покой, она получает полное прагматическое оправдание"*(*26).

*(*25). /У Джемс "Зависимость веры от воли", СПб, 1904 года, стр. 33/.

*(*26). - /Здесь мы видим психоаналитический рычаг воздействия на конечный выбор принятия решения/.

Провозглашение "права на иррациональную веру в Бога", не являлось случайным отступлением от научного взгляда на мир, вся действительность представлялась Джемсу, как хаос неосязаемых событий, как "плюралистическая вселенная", в которой нет ни необходимости, ни причинной связи, в которой безраздельно царит случай. Согласно Джемсу:

- "Окружающий нас мир в существе своём непознаваем, то что мы обычно считаем нашими знаниями об окружающем мире, не имеет никакого объективного источника и содержания, оно целиком заключено в пределах "опыта", понимаемого как "поток сознания".

В "прагматизме", так же как в "философии махизма", понятие "опыт" - прикрывает "спутывание материалистической и идеалистической линий философии".

Развивая "концепцию опыта", названную им "радикальным эмпиризмом", Джемс объявил "первичной основой мира - чистый опыт, природа которого не является ни материальной, ни идеальной и по отношению к которому различие между субъектом и объектом имеет чисто условное значение". Любой "отрезок опыта в 1-м сочетании фигурирует как мысль, в другом как вещь"*(*27)

*(*27). - /"Новые идеи в философии". Сборник №4, СПб, 1913 года. Стр. 108/.

Джем считал, что :

- "Все вещи, реальности, с которыми мы имеем дело в опыте, продуктами нашего произвольного постулирования. Усилием внимания и воли мы выделяем из непосредственного потока сознания или "чистого опыта" отдельные сгустки, которые т.о. становятся вещами окружающего мира. Они существуют лишь постольку, поскольку в них верят; в свою очередь "объекты верования суть единственные реальности, о которых можно говорить"*(*28).

*(*28). /М.Эбер "Прагматизм". Приложение "Ответ Вильяма Джемса", СПб, 1911 года, стр. 124/.
Уильям Джеймс. Цитаты которые откроют глаза на многое
https://www.youtube.com/watch?v=Lnv4qZ-5x-M

Поскольку вещи существуют лишь в качестве объектов веры, Джемс объявил  всю реальность абсолютно "пластичной", поддающейся нашим познавательным, т.е. чисто идеальным усилиям. 

- "Достаточно напряжения воли и реальность приобретает ту форму, которую мы пожелали ей придать". "Эмпиризм" оказывается субъективным  идеализмом и волюнтаризмом. Радикальность состоит в том, что понятие "опыт" растягивается настолько, что охватывает  сны и галлюцинации, религиозный экстаз и спиритические видения, и вообще всё то, что может так или иначе переживаться человеком. В результате понятие утрачивает  познавательное значение и становится таким же иррациональным, как понятие "жизнь" в "философии жизни".

Согласно учению Джемса:

- "В опыте мы не имеем дела с объективной  реальностью, наши понятия, идеи, теории, создаваемые в процессе опыта, лишены объективного содержания. Они представляют  собой не слепки или копии объективной реальности, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения наших целей. поэтому идеи могут оцениваться лишь прагматически, и говорить об их истинности нужно не в смысле их  соответствия действительности, а в смысле  их работоспособности. Иначе говоря, истинность идеи - это её полезность".

"Прагматическую теорию истины" Джемс применил "для защиты религии", утверждая, что:

- "Поскольку религиозные идеи имеют огромную ценность для жизни внося  в неё успокоение и надежду, то с т.з. прагматизма они будут истинны в меру своей пригодности для этого"*(*29).

*(*29). - /В.Джемс "Прагматизм", СПб, 1910 года, стр. 50/.
Теория религии: Уильям Джеймс. Многообразие Религиозного Опыта. Психология религии.
https://www.youtube.com/watch?v=C7V-w_2kq7U

Т.о., "философия" Джемса разными путями подводила к 1-й и той же цели -" к защите религии против науки". В.И.Ленин писал:

- "Прагматизм, высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику… и… преблагополучно выводит изо всего этого Бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта"*(*30).

*(*30). - /В.И.Ленин "Сочинения", Том 14. стр. 327/.
Ролик недоступен
https://www.youtube.com/watch?v=X4tsufwmL7M

"Прагматистская теория истины" использует тот факт, что "истинное знание приносит пользу людям и что практическая проверка в конечном счёте остается единственным критерием истинности". Порочность этой теории состоит:

1). Во-1-х, в неправомерном выводе о том, что "если истина полезна, то полезность и есть все содержание истины".

2). Во-2-х, в том, что "прагматисты отрывают знание от успешного действия".

"Человеческое действие, как правило, может быть успешным в том случае, если оно опирается на истинное знание тех вещей и их свойств, с которыми приходится действовать человеку". "Прагматисты же останавливаются на 1-м лишь факте полезности идеи или теории, уклоняясь от вопроса о том, почему данная идея могла оказаться полезной". По словам В И Ленина:

- "Для материалиста "успех" человеческой практики доказывает соответствие наших представлений с объективной природой вещей, которые мы воспринимаем. Для солипсиста "успех" есть всё то, что мне нужно на практике…"*(*31).

*(*31). - /В.И.Ленин "Сочинения", Том 14. стр. 127/.
150 лет прагматизма. История и современность. Сессия 1
https://www.youtube.com/watch?v=ieZn9yXFgNA

"Прагматизм, говоря о практической проверке истин, трактует практику чисто субъективистски, не видя в ней ничего, кроме осуществления целей и намерений отдельного индивида". В действительности же "практика как критерий истины - это совокупная общественно-производственная и критически-революционная деятельность масс, деятельность, основу которой составляет взаимодействие человека и объективного мира и изменение человеком окружающей действительности". Поэтому вопреки утверждениям "ревизионистов" и многих "буржуазных философов" между "прагматистским пониманием практической проверки истины и марксистским положением о практике как критерии истины лежит целая пропасть, отделяющая субъективный идеализм от диалектического материализма". Принципы прагматизма Джемс распространил на область общественных отношений, поскольку для Джемса "общественная жизнь - тот же поток субъективно-идеалистически понимаемого опыта, человек оказывается не подчиненным никакой объективной необходимости, он волен выбирать любую линию поведения, руководствоваться любыми моральными нормами и убеждениями". Единственная заповедь морали, которая вытекает из учения прагматизма:

- "Делать то, что окупается", что даёт "платежи".

Развивая свою "индивидуалистическую и волюнтаристскую мораль", Джеме выдвигал т.з. "мелиоризма, признающего возможность постепенного улучшения мира усилиями каждого отдельного индивида". Давая теоретическое обоснование "американской легенде о равных возможностях", Джеме утверждал, что:

- "Успех в жизни целиком зависит от энергии и воли личностей, каждый - кузнец своего счастья, которого он может добиваться любыми доступными ему средствами".

Учение Джемса "о морали" смыкается с его "социологической концепцией", в которой он отвергал "законы истории" и "доказывал", что:

- "Никакое научное предвидение её хода невозможно". 

Джемс защищал "волюнтаристскую"*(*32), "антинаучную теорию элиты", согласно которой "история общества определяется не деятельностью народных масс, а лишь энергией, волей и индивидуальной инициативой выдающихся личностей, за которыми послушно следуют массы".

*(*32). - /"Волюнтаризм" от латинского слова "voluntas" - "воля". "в морали - это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности, согласно которому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо социальных законов и общественных норм, "свободно" определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением". "Волюнтаризм" - крайнее выражение" этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали". Как практический принцип поведения "волюнтаризм" выражает т.з. "крайнего индивидуализма" и "нигилизма", в конечном итоге ведёт к "аморализму". Термин "волюнтаризм" был введен Ф.Тённисом в конце XIX века, однако "волюнтаристские идеи в этике", как и в "философии" выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип "волюнтаризма" для "этического иррационализма", для Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, термины: "Экзистенциализм", "Этика самореализации", "Гуманистическая этика". Широкое распространение "волюнтаристского понимания нравственности" в "буржуазной этике" связано с "общим кризисом капитализма и обусловленным им обострением противоречия между человеком и обществом". Научной критике принцип "волюнтаризма" в "философии" и "этике" был подвергнут с позиций "марксизма-ленинизма", термины: "Причинность в морали", "Свобода воли", "Волюнтивная этика", "Неопозитивизм/.
#ПрагматизмДжемса
Джон Дьюи: философия и психология
https://www.youtube.com/watch?v=elH4OA2J_nI

"ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ  ДЬЮИ".

"Философия" Джемса, "пленившая умы" американской "буржуазной" публики, бизнесменов, имела серьёзные недостатки: "крайний субъективизм", слишком явный "индивидуализм", откровенный "антидемократизм" и "аморализм в области "этики" и "социологии", неприкрытый "иррационализм" помноженный на "воинствующую антинаучность", приводившие Джемса к оправданию "телепатии" и "спиритизма". Всё это ослабляло позиции Джемса в борьбе против "материалистического мировоззрения" в то время, когда наука приобретала всё большее значение.
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947116680015
Когда же в годы, последовавшие за "социалистической революцией" в России, а затем и за "мировым кризисом" 1929-1933 годов*(*33), американская интеллигенция стала всё чаще выражать симпатии к "марксизму", "прагматизм" в том виде, который придал ему Джеме, практически "сошёл со сцены". Он был заменён новой разновидностью "прагматизма" - "инструментализмом Дьюи", самая важная причина огромного влияния Дьюи в США состояла в том, что он чрезвычайно умело использовал 2-е идеи, близкие и дорогие многим американцам; эти идеи - "наука" и "демократия". Дьюи ни много ни мало, претендовал на "создание научной философии демократического общества, философии, которая по его замыслу противопоставила бы марксистскому пролетарскому мировоззрению буржуазно-идеалистическое учение, выдержанное в духе "американской традиции". "Философия Дьюи" разыгрывалась как козырная карта, являвшаяся "преградой", задерживающей распространение "марксизма" в США, и в значительной мере действительно сыграла такую роль.

*(*33). - /Вы, конечно же слышали о том, что в США в 30-е годы ХХ века была "Великая депрессия", в ту пору утверждалось, что это был - "спад вызванный кризисом перепроизводства, не приводящий к росту цен, когда товарное предложение устойчиво перекрывало платежеспособность, сократившуюся в связи с непомерной безработицей". В поисковике любого браузера можно найти иллюстрации относительно "очередей за работой, во время "Великой Депрессии". И слышали о том, что во времена "покорения Америки" проходило - "уничтожение бизонов", т.е. бесконтрольная массовая охота на бизонов с 1830-х годов в коммерческих целях, приведшая к угрозе исчезновения этого вида животного в Северной Америке. Индейцы традиционно охотились на бизонов только для удовлетворения своих жизненных потребностей: для пропитания, а также изготовления одежды, жилища, орудий и утвари, и выживание многих племён зависело от бизонов. В XIX веке некоторые индейские племена также занялись "коммерческим промыслом" бизонов, продавая шкуры "американским торговцам". Тем не менее, именно действия "белых американских охотников" и "железнодорожных компаний" США имели "критические последствия для популяции бизонов". В том, как эти 2-а события произошедшие на "Американском континенте", почти 100 лет назад связаны между собой и к каким последствиям они приводят Мир в настоящее время. Продолжение по ссылке: 
https://ok.ru/group/59158121676841/topic/154326446329129  /.
Глава 16. Инструментализм Джона Дьюн
https://www.youtube.com/watch?v=MfK1bfVx1VU

Сторонники Дьюи видели 1-ну из его главных заслуг в том, что он разработал "логику науки", "теорию научного исследования", применив этот научный метод ко всем отраслям общественной жизни. Однако Дьюи считал науку и научный метод не средством познания объективного мира, а лишь методом, обеспечивающим успешное поведение человека в мире, о котором никакое объективное знание, по сути дела, невозможно. Важнейшее требование "научного метода" Дьюи - отказ от признания объективной реальности как предмета познания Дьюи утверждал, что:

- "В процессе познания мы не имеем дела с "предшествующей реальностью", т.е с реальностью, существовавшей до её познания".

Он критиковал тех "философов", которые считали "познание - пассивным созерцанием внешней реальности", Дьюи утверждал, что:

- "Познание предполагает энергичное вмешательство познающего субъекта в познаваемое явление, активное экспериментирование, которое приводит к преобразованию познаваемого предмета". 

При этом Дьюи смешивал "материальную физическую деятельность человека, изменяющую тот объективный предмет, на который он воздействует, с идеальной познавательной деятельностью, при которой человек лишь всё глубже отражает различные стороны познаваемого предмета".

Дьюи абсолютизирует активный характер познавательного процесса настолько, что объективно существующий предмет познания утрачивает свою реальность и исчезает, остается только сам "волюнтаристски" понимаемый "процесс исследования". Дьюи исправлял Джемса в том духе, что вещи возникают в результате нашей веры в их реальность и представляют собой «объекты верования». Дьюи исправляет Джемса в том духе, что "вещи" возникают в процессе познания и представляют собой объекты научного исследования, создаваемые этим процессом. Так, например:

- "Вода как химическое соединение, обозначаемое формулой Н2О, согласно Дьюи, не существовала до ее исследования, она - результат, продукт химических исследований".

Дьюи фактически отождествлял существование объективной реальности с её познанием, объективный мир - с научной картиной мира. Изменение наших представлений о предмете, всё более глубокое познание его, открытие его новых свойств и сторон расценивалось Дьюи и его последователями как "создание реальности". Если для Беркли "быть - значит быть в восприятии", то для Дьюи "быть - значит быть объектом научного исследования". При этом процесс исследования Дьюи толковал превратно, согласно Дьюи:

- "Жизнь ставит человека в различные затруднительные ситуации, в которых он первоначально не знает, как себя вести. Задача мышления - преобразовать "проблематическую", или "неопределённую", ситуацию в определённую, решённую. Для этой цели-человек создаёт различные идеи, понятия, законы, которые служат ему инструментами для ориентировки в этой ситуации. Они не отражают никакой объективно существующей реальности, а лишь используются в меру их выгодности и удобства. Наука - своего рода ящик с инструментами*(*34), из которых чисто эмпирическим путём выбираются те из них, которые оказываются наиболее полезными при данных обстоятельствах".

Этот грубо "эмпирический метод проб и ошибок" Дьюи и объявил "экспериментальным методом" современной науки, но современное "естествознание" является не только "экспериментальным", но и "теоретическим"; его метод предполагает "эксперимент", который ставится на основе научной гипотезы и который ведет к широким теоретическим обобщениям. Действительное развитие научного познания ничего общего не имеет с примитивной "эмпирической схемой", предлагаемой Дьюи.

*(*34). - /Понятиями и теориями/.
Джон Дьюи / Американский философ и реформатор образования / Философия Джона Дьюи
https://www.youtube.com/watch?v=Mbj1inPiwBw

Свой "научный метод" - "логику ситуаций" - Дьюи использовал для оправдания и защиты "американского образа жизни". "Инструментальный метод", по характеристике Дьюи, предполагает:

- "Свободное, не связанное никакими догмами исследование, постоянно расширяющийся и идущий вперёд опыт. Но именно в реализации такого опыта и состоит сущность американской демократии, которая обеспечивает людям возможность беспрепятственного экспериментирования и поисков путей улучшения социального опыта". 

Понимание Дьюи "социального опыта" столь же "антинаучно", как и "прагматистское понимание опыта вообще". В общественной жизни Дьюи видел "нагромождение социальных событий и влияющих друг на друга факторов". "Сваливая в 1-ну кучу" различные "взаимодействующие компоненты" социальной жизни, такие, как: "искусство и политику", "воспитание и торговлю", "промышленность и мораль", он отрицал определяющее значение какого-либо фактора и закономерный характер общественного развития. С его т.з.:

- "Результаты перекрещивающихся влияний всех факторов и сил, действующих в обществе, не поддаются учёту, рациональное познание общественной жизни и создание общественной науки невозможно. Поэтому и при решении социальных проблем рекомендуется обратиться к "экспериментальному" методу проб и ошибок и с его помощью искать способы улучшения каждой конкретной социальной ситуации".

В области морали этот метод неизбежно приводит к "этическому релятивизму". "Инструментализм по самой сути дела отвергает какие-либо общеобязательные правила морали и твердые нравственные убеждения; он считает моральные принципы такими же инструментами, как и вообще все понятия". С т.з. "инструментализма":

- "Моральность поступка должна оцениваться лишь в зависимости от успешности решения каждой отдельной моральной "проблематической ситуации", т. е., по сути дела, совершенно субъективно*(*35).

*(*35). - /Метод оправдывает "частнособственнические интересы", поощряя позитивное "отношение к собственности". "экономическая и этическая категория, характеризующая как объективное отношение человека к средствам производства и потребления (формы собственности), так и субъективное отношение людей к предметам общественного богатства". "Отношение к частной собственности" неразрывно связано с "отношением к труду" - в ходе развития изменяется вместе с "экономическим строем общества. В "предмете собственности" - воплощён "человеческий труд", в формах "отражено социальное положение людей в обществе". В том, как человек относится "к собственности, выражено его отношение к самому себе как к общественному существу, созидателю и потребителю материальных и духовных благ, к другим людям и к обществу в целом". "Буржуазно-капиталистическая мораль" - рассматривает "частную собственность" - как "определяющее условие проявления возможностей и способностей человека, гарантию свободы личности и критерий её достоинства". "Частная собственность" делает человека несвободным, искажает его потребности. С т.з. "буржуа" - "обладание предметом тождественно его полному присвоению". "Частная собственность на предмет и его употребление на благо человека постоянно вступают между собой в противоречие" По К.Марксу и Ф.Энгельсу: - "Чем меньше ты ешь, пьешь, чем меньше покупаешь книг, чем реже ходишь в театр... тем больше ты сберегаешь, тем больше становится твоё сокровище... Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твое имущество... Т.о., все страсти и всякая деятельность должны потонуть в жажде наживы, "Из ранних произведений". С т.з. "идеологов "коммунизма" - "буржуазное отношение к частной собственности" - состоит в "корыстолюбии", "стяжательстве", "скупости", "скаредности", термин "Бережливость" и в их оборотной стороне - "расточительности", при этом в 1-ю очередь "приносятся в жертву потребности рабочего, рассматриваемые капиталистом как "издержки производства" которые можно свести до минимума". "Буржуа видит в своём богатстве не средство всестороннего развития своей личности, а орудие власти, гарантию кредита, символ престижа". Принципиально иное "отношение к частной собственности" утверждалось в "социалистическом обществе", где "общественная собственность - являлась достоянием самих трудящихся, залогом удовлетворения постоянно возрастающих потребностей каждого члена общества". Требование её неприкосновенности отнюдь не означало принесение в жертву интересов людей ради потребностей производства самого по себе. Бережливое отношение к "социалистической", т.е. "общественной" - "государственной собственности", прежде всего предполагало наиболее целесообразное (экономичное и эффективное) использование имеющихся в распоряжении об-ва средств для повышения благосостояния самих трудящихся. Именно такой смысл имели требования "морального кодекса строителя коммунизма": - "Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния". Борьба с "расхитителями общественной собственности", с "бесхозяйственностью и расточительством" - не что иное, как "защита интересов трудящихся". Одновременно "коммунистическая мораль" требовала "уважения к личной собственности, поскольку в ней воплощены мера участия её владельца в общественном труде и труд других людей". Отношение к "предмету потребления как к материальной и эстетической ценности не должно было приводить к превращению его в фетиш, в объект накопления и стяжательства, в символ обывательски понимаемого благополучия", термин "Мещанство". "Коммунистическая нравственность" требовала от человека, чтобы "не он становился рабом вещи, термин "Потребительство", а вещь всегда служила ему, была средством разумного удовлетворения его разносторонних потребностей". Принцип применения воспитания в той или иной идеологии, является ключевым, на данном базисе основывается тот или иной строй/.
PT202 Rus 49. Пять ступеней развития мыслительного процесса по Дьюи.
https://www.youtube.com/watch?v=Mw_67cxvOt4

В применении к политическим отношениям развитый Дьюи "принцип инструментализма" легко используется для оправдания самого безрассудного авантюризма, произвола и любых насильственных действий в качестве средства решения политических проблем. Но основное социальное назначение "инструментализма" состояло в том, чтобы "приучить трудящихся терпимо относиться к капиталистическому обществу, несмотря на все его очевидные пороки и противоречия". Любое социальное зло с т.з. "инструментализма" рассматривается как "преходящая фаза в незавершённом, незаконченном, но непрерывно растущем опыте, как ещё не полностью решенная задача", или "проблематическая ситуация", которую вполне возможно разрешить, если будут проявлены терпение и изобретательность в поисках соответствующих средств. Отрицая возможность "социологической теории", "инструментализм" лишает людей перспективы, не позволяет им заглянуть в будущее и трезво оценить настоящее. По Дьюи:

- "Общественный прогресс, может быть достигнут не путём классовой борьбы и социальной революции, а путём постепенного решения отдельных частных социальных проблем в рамках существующего капиталистического общества".

"Инструментализм с его проповедью мелких, частичных улучшений как единственной формы социального развития оказался идеальной теоретической базой реформизма и оппортунизма". "Прагматизм господствовал в духовной жизни американского общества в течение полувека", оказав огромное влияние на мышление учёных и философов, общественных деятелей и политиков США; его идеи проникли в сознание некоторой части американского рабочего класса. Как самостоятельное "философское течение" он находил всё меньше последователей, однако многие "идеи прагматизма" были восприняты другими "философскими течениями", органически слившись с ними. Сам Дьюи в последний период своей жизни начал искать сближения с "неопозитивизмом", попытавшись создать некий "синтез прагматистских и неопозитивистских идей". 

Ч.Моррис сделал попытку соединить "прагматизм" с учением Пирса "о знаках" и дать "систематическую разработку семиотики на прагматистско-бихевиористской основе". 

Известный американский физик П.Бриджмен воспользовался некоторыми "прагматистскими" и "неопозитивистскими" идеями для "идеалистической интерпретации метода современной физики" в форме "операционализма".

Влиятельный американский логик К.Льюис внёс принципы "прагматизма в проблемы символической логики". 

По его стопам пошёл и известный логик более молодого поколения У.Куайн.

Среди наиболее "ортодоксальных прагматистов" пользовался скандальной известностью С.Хук, "прославившийся" не столько "экспериментальным натурализмом" - его собственным малооригинальным вариантом "прагматизма", - сколько "попытками прагматистской фальсификации марксизма, антисоветскими выпадами и активным участием в преследовании прогрессивных деятелей США". "Философия прагматизма" по настоящее время остаётся главнейшим оружием врагов "марксизма", прогрессивные "философы" из тех, что остались, считают разоблачение этой воинствующей формы "философии" 1-й из своих главнейших задач. 
#ИнструментализмДьюи
#ИдеалистическаяФилософияВСтранахЗападнойЕвропыИАмерикиXIX/XXвеков

Комментарии

Комментариев нет.