"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".

Глава 13. Страница 13.3.1.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: "ИСТОРИЯ ДОМАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ".
Глава XIII. "ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
в СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ и АМЕРИКИ XIX - XX веков".
Содержание:
- "Феноменология".

"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947130117455
gif
"ФЕНОМЕНОЛОГИЯ".

В начале XX века поиски "буржуазными философами новых форм обоснования идеализма привели к возникновению ещ` 1-го "идеалистического учения", получившего название "феноменология".
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". - 947129106767
Рисунок выше - /Немецкий "философ", "родоначальник 1-го из основных направлений современной философии - феноменологии", основные сочинения: "Логические исследования" в 2-х томах; "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология"; "Первая философия". Эдмунд Гуссерль принадлежит к числу самых оригинальных философов ХХ в. Он умел, как никто другой, соединить несоединимое, "вплести" в свои рассуждения мнения разных философов, в том числе и тех, которые стояли на совершенно противоположных философских позициях. В глазах многочисленных учеников и почитателей Гуссерль предстает как мыслитель, сумевший преодолеть т.н. "негативизм", столетиями мешавший развитию "позитивной мысли". В заслугу Гуссерлю ставится, то, что он явился "основателем феноменологии" - учения, оказавшего огромное влияние на всю "философскую мысль" ХХ века, включая "экзистенциализм" и даже "философскую антропологию". Эдмунд Гуссерль родился 8 апреля 1859 года в небольшом моравском городке Проснитце. Изучал математику в Берлине, затем психологию в Вене, где был учеником знаменитого в то время австрийского психолога и философа Франца Брентано, чьё сочинение "Психология в эмпирической точке зрения" стало значительным событием в 70-е годы XIX в. В теориях Брентано уже содержались "зародыши феноменологических идей", но Гуссерль, прежде чем начал развивать их, некоторое время занимался "психологией". Своё первое сочинение он назвал "Философия арифметики", посвятив её объяснению "математических законов с помощью психологии". В дальнейшем философ считал свою первую творческую работу ложной по самой своей идее, совершив решительный поворот в сторону "антипсихологизма". "Духовными отцами" ученого стали Аристотель и ныне полузабытый чешский теолог и философ Б.Больцано, последний был автором нескольких довольно оригинальных работ, в частности 4-томного "Наукоучения" - цель Больцано состояла в обосновании "чистой логики", независимо от каких-либо данных и конкретного содержания сознания. Другим вдохновителем Гуссерля стал Аристотель. Представление об "органичном" характере философии полностью почерпнуты Гуссерлем из сочинений древнегреческого мыслителя. Правда, связь с ним была опосредованной, поскольку шла через "средневековую схоластику". Исходная точка в рассуждениях Гуссерля - "полный хаос в современной ему западноевропейской философии". Этот "хаос" проявился не только в огромном количестве "философских систем", "вавилонском столпотворении" теорий, течений, идей и направлений. Главное - в неустойчивости, невыразительности принципиальной постановки вопроса: что такое философия и каков ее предмет? Или же наоборот: есть слишком много определений, которые мало согласуются между собой. По убеждению Гуссерля: 
- "История философии знает несколько периодов своей "научности" -  сократовско-платоновский и декартовский, которые дали толчок великой философии XVII и XVIII веков, найдя своё завершение в критической мысли Канта. В эти периоды философия была наиболее отдалена от других наук и вплотную приближалась к созданию собственного предмета исследования. "Гегельянство" вызвало реакцию, благодаря которой возникла "натуралистическая философия", породившая "историцизм" и "философию мировоззрения". Всё это привело к созданию психологизма, ставшего основной чертой европейской культуры, поскольку он был тесно связан с теорией мышления".
"Натуралистический психологизм" / "психологический натурализм", согласно Гуссерлю, не выдерживает никакой критики. Но как преодолеть психологизм, не отрицая психологии как 1-й из вспомогательных наук "философии"? Именно эти размышления и привели Гуссерля к идее феноменологии, которая в буквальном смысле означает науку о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. Это "строго научная философия" о феноменах сознания как о чистых "сущностях, образующих мир идеального бытия", о "самоочевидных логических принципах", дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода "феноменологической редукции", то есть сведения сложного к простому и единичному.

Собственно, термин "феноменология" в XIX веке имел различные значения. С тех пор, как его в начале ХХ века стал использовать Гуссерль, под ним стал подразумеваться и феноменологический метод создания философии, и любой описательный метод изучения данной темы. В своих трудах Гуссерль постоянно подчёркивал, что посвятил себя обоснованию человеческого знания, называя это "ахиллесовой точкой". Он утверждал, что:
- "Философ никогда не должен принимать всё как само собой разумеющееся и всегда должен быть готов к тому, чтобы отбросить то, что он делает, и начать все заново".
Он развил "чистую феноменологию" - процедуру, основанную на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Его метод требовал исключения всех предположений о внешних причинах и результатах их содержания. Цель этого метода - прояснение существенной природы ментальных актов и, тем самым, истин, которые являются источниками человеческого знания. Критику "психологизма" Гуссерль повел, г.о., в первом томе своих "Логических исследований". В 1905 году он встретился с известным философом Вильгельмом Дильтеем, который вскоре объявил, что:
- "Это произведение является "новым, плодотворнейшим направлением в философии". 
Такая высокая оценка вдохновила Гуссерля, и в дальнейшем появилось продолжение его фундаментального труда. В "Логических исследованиях" Гуссерль так определял цели и метод философии: 
- "Её основной объект - это научное знание и познание. Её цель - построить науку о науке, т.е. "наукоучение". Решающая проблема теории познания – проблема объективности познания. Философу, недостаточно того, что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым можем предсказывать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее. Он стремился сделать ясными такие понятия, как "вещи", "события", "законы Природы" и т. п. 
Если наука строит теории для систематического решения своих проблем, то философ задавал вопрос: 
- "В чём сущность теории, что вообще делает возможным теорию?".
Отвечал: 
- "Лишь философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает чисто и подлинно теоретическое познание".
Довольно долгая творческая жизнь Гуссерля протекала в основном в университетских аудиториях и за письменным столом. Он был "профессором философии" в Геттингене и во Франкфурте, где преподавал до 1929 года, постоянно страдая от беспокойств и ограничений, связанных с еврейским происхождением. В 1-м из последних докладов в Вене 76-летний мыслитель выступил как "борец за возрождение Европы на основе духа философии и героизма разума". Умер Эдмунд Гуссерль во Франкфурте 17 апреля 1938 г. Гуссерль оказал влияние, по меньшей мере, на 2-х выдающихся "философов" ХХ века: Николая Гартмана - в том, что касается "онтологии",т.е. "системы всеобщих определений бытия"; и Мартина Хайдеггера - в решительном обращении к субъекту, к "существованию". Сам Гуссерль из "Логических рассуждений" никогда не выводил "экзистенциальных идей", в отличие от последователей и учеников, по-своему истолковавших идеи своего учителя/.

Начало ему было положено Эдмундом Гуссерлем (1859-1938 годы). Распространение и успех "феноменологии" объясняются в первую очередь тем, что она отвечала общему стремлению "субъективного идеализма" найти какой-то выход из неизбежного для него тупика "солипсизма". Задача состояла в том, чтобы, не покидая исходных позиций "субъективного идеализма", в то же время внести в них известный момент "объективизма". Суть учения Гуссерля можно свести к 3-м главным идеям: 

1). Философия не имеет никакого отношения ни к окружающему нас миру, ни к изучающим его наукам; её предмет - это исключительно лишь явления / феномены сознания, рассматриваемые как единственно и непосредственно данное.

2). Эти феномены понимаются не как психические явления, а как некие абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение, независимые от индивидуального сознания, но в то же время находящиеся только в нём и не обладающие существованием вне его.

3). Указанные сущности не познаются путем абстрагирующей деятельности рассудка, а непосредственно переживаются и затем описываются т.к. они созерцаются в акте интуиции.

В своих ранних работах Гуссерль особенно подчеркивал логический аспект своего учения, что было связано не только с известной близостью "феноменологии" к "неокантианству", но н с возросшей ролью логических проблем в результате чрезвычайно быстрого развития новых отраслей математики, потребовавших своего логического обоснования. "Иррационалистическая тенденция, характерная для буржуазной философии" XX века и столь отчётливо выраженная в "философии жизни", встретилась с противодействующим движением, идущим из сферы "математики, логическая структура которой была неуязвима для коррозии иррационализма". В этих условиях возникли попытки "примирить иррационализм с логикой, облечь иррациональное содержание в логические формы". Гуссерль выступил с требованием:

- "Сделать философию строгой наукой, её положения должны обладать той же абсолютной истинностью, как законы логики и положения математики".

Критикуя модный "релятивизм" и "скептицизм", решительно настаивая на существовании "абсолютной истины", Гуссерль подчёркивал необходимость "отличать познавательный акт как психический процесс, происходящий в сознании человека, от содержания или смысла этого акта". Он доказывал, что:

- "Законы логики истинны совершенно независимо от тех психических процессов, которые происходят в сознании людей. Содержание и смысл истинного суждения не зависят от того, что о них говорят или думают. Что истинно…истинно "само по себе"; истина тождественно едина, воспринимают ли её в суждениях люди или чудовища, ангелы или Боги".

Однако Гуссерль превратно толковал тот факт, что законы и формы логического мышления не зависят от особенностей психики каждого отдельного индивидуума. Вслед за "неокантианцами" он утверждал, что:

- "Законы логики идеальны и априорны, что "чистая логика", как и математика, достоверна лишь потому, что она априорна и не имеет никакого отношения ни к реальному миру, ни к реальному процессу мышления. Оторвав законы логики от объективной действительности и реального процесса мышления".
Гутнер Г.Б. 4/7 Феноменология. Понятие жизненного мира (Гуссерль) (начало).
https://www.youtube.com/watch?v=zoN6kkrGNBc

Гуссерль пошёл дальше и объявил, что:

- "Вообще никакое истинное знание не может относиться к фактам реального мира, философия, если она хочет быть строгой наукой, должна отказаться от попытки делать свои выводы, опираясь на данные опытных наук. Желание обосновать или отвергнуть идеи на основании фактов - это бессмыслица".

Гуссерль стремился "отделить философию от естествознания, стихийно стоящего на материалистических позициях, отвести ей какую-то совершенно изолированную от всех других наук область". Такой областью, согласно Гуссерлю, должен быть "трансцендентальный мир чистого сознания". Гуссерль признавал, что:

- "Обычно наше сознание обращено к внешнему миру". 

Но предлагал отказаться от этой естественной установки, отрешиться от всего того, что связывает нас с внешним миром, переключить наше сознание на внутренний мир, на само сознание. Тогда его содержание и образует предмет феноменологического исследования. Это изменение установки сознания Гуссерль называл "феноменологической редукцией". 

- "Осуществляя её, мы исключаем из рассмотрения или "заключаем в скобки" весь окружающий материальный мир, отбрасываем все существующие взгляды, теории и учения, наконец, снимаем вопрос о существовании того, что представляет собой предмет исследования После того как вся эта операция произведена, в качестве предмета познания остается "феноменологический остаток", область чистого сознания, свободного от отношения к внешнему миру, но сохраняющего каким-то образом всё богатство своего содержания. Феноменологическая редукция - это своеобразный и тонкий приём обоснования идеализма".

Гуссерль формально не отрицал существования материального мира, он "только"№ утверждал, что:

- "Этот мир не может быть источником истинного знания". 

Гуссерль предлагал не принимать его во внимание, воздержаться от каких бы то ни было суждений о нём. 

- "Если я сделаю это, что я вполне свободен сделать, то я не отрицаю этого "мира", как если бы я был софистом, я не подвергаю сомнению его существование, как если бы я был скептиком; но я применяю феноменологическое "эпохэ"*(*34), которое полностью закрывает возможность обращаться к любым суждениям о пространственно-временном существовании".

*(*34). - /"Эпохэ" - "воздержание"/.
Феноменология Эдмунда Гуссерля
https://www.youtube.com/watch?v=crsuNHC4TFQ

Хотя Гуссерль не утверждал прямо, что внешний мир не существует, он делал это косвенно, отрицая его реальность как предмета познания, которым становится само же сознание. Гуссерль формулировал этот идеалистический тезис, прибегая к заимствованному у схоластики выражению "интенциональность" / "направленность". Он утверждал, что:

- "Сознание не беспредметно, а всегда направлено на какой-либо объект. Однако этот объект сознания или мышления не существует вне сознания, а находится внутри него как мыслимый предмет и лишь постольку, поскольку он "полагается" мышлением. В результате феноменологической редукции мышление оказывается направленным на само себя, его предмет - внутри сознания".

Этот "идеальный предмет мысли" Гуссерль называл "сущностью" или "эйдосом", истинное знание и есть знание этих сущностей; законы логики и положения математики - наиболее известная часть этого идеального мира. То, что Гуссерль называл "областью чистого сознания", в действительности есть "совокупность знаний, накопленных человечеством и отражающих объективный мир". Богатство и беспредельность "сферы феноменологического исследования" - это отражение бесконечного многообразия материального мира. Но Гуссерль отбрасывает материальный источник познания и рассматривает имеющееся в сознании людей знание или отражение объективного мира как непосредственный и единственный предмет феноменологического исследования. Элементы логической структуры науки, её общие принципы и понятия, представляющие собой результат долгой абстрагирующей деятельности разума, Гуссерль выдавал за "вечные идеальные сущности, составляющие основу науки". Своим учением о "сущностях" он склонялся к "объективно-идеалистическому учению Платона об идеях". Однако важное отличие "феноменологии" от "платонизма" состоит в том, что, согласно Платону:

- "Идеи образуют идеальный мир истинного бытия".

Согласно же Гуссерлю:

- "Сущности, строго говоря, вообще не обладают бытием". 

Гуссерль истолковывал Платона "в духе субъективного идеализма", в учении Гуссерля "сущность отделена от существования":

- "Сущности не существуют, они лишь мыслятся и представляют собой идеальный смысл наших познавательных переживаний. Отсюда следует, что ни 1-но высказывание о сущностях не имеет отношения к действительным фактам".

Вопрос о том, "соответствует ли идеальной сущности какое-либо реальное существование", Гуссерля не интересовал:

- "Идеальным предметом сознания могут быть лошадь и кентавр, ангел и круглый квадрат; любая фикция и любой абсурд входят в "поле феноменологического исследования" на равных правах с истинами логики и математики".

Подобная неразборчивость Гуссерля в отношении содержания сферы "феноменологического исследования", его готовность "смешать и уравнять идеальное и материальное, выдумку и реальность в качестве феноменов сознания" указывало на отклонение Гуссерля от "логицизма неокантианцев" и переход его к "иррационализму". Его "феноменологическая редукция" напоминает ту насильственную, противоестественную перемену установки внимания, которая у Бергсона была условием интуиции. Учения Гуссерля и Бергсона "суть общее проявление иррационалистической тенденции современной буржуазной философии, которая пытается убедить человека в негодности естественных, проверенных и подтвержденных историей науки и практикой форм и средств познания, в предпочтительности таких путей, которые в действительности не ведут никуда". Гуссерль отрицал, что "сущности", или "эйдосы", представляют собой "результат процесса абстрагирования". С его т.з.:

- "Знание сущности достигается не в результате какой-либо логической операции, а в результате интуитивного акта непосредственного "созерцания сущностей". Чтобы познать "сущности", человек должен отвернуться от внешнего мира, забыть всё, что он знал о нём, и сосредоточить внимание на своём сознании. Однако очевидно, что, кроме психических феноменов, кроме смены состояний сознания и переживаний, он таким способом ничего не обнаружит". 

Но Гуссерль и не призывал искать за феноменами сознания какую-либо вызвавшую их причину, изучать их физиологическую основу и социальную обусловленность, наоборот, он отказывался видеть между ними какую-либо причинную зависимость или связь. Предметом "феноменологии" оказывается "непосредственно данное", т.е. "поток психических переживаний без каких-либо рациональных связей". Он по существу своему "иррационален" и может быть поэтому только описан так, как он предстаёт самонаблюдению. "Феноменология" Гуссерля оказывается формой "психологического самонаблюдения", "интроспективного психологического анализа", "чисто имманентного исследования психического". "Марксистская критика учения Гуссерля давно уже установила, что формально-логические ухищрения Гуссерля - не что иное, как попытка придать логическую оболочку алогическому содержанию". "Лежащая в основе феноменологии тенденция оказывается иррационалистической". "Феноменология" Гуссерля на первый взгляд кажется "абсолютизацией логической ступени познания"; в действительности же Гуссерль брал от этой ступени лишь форму, заполняя её "иррациональным содержанием". Несмотря на свою "схоластичность, пустоту", "научную бесплодность", а может быть, в известной мере и благодаря этому "феноменология" Гуссерля приобрела значительное влияние на "философскую мысль" в "капиталистических странах". В Германии наряду с линией, идущей от Дильтея, она "стала 1-м из главных каналов для распространения иррационализма". Под непосредственным влиянием "феноменологии" сложилось и главное "иррационалистическое течение" 2-й четверти ХХ века - "экзистенциализм".
#Феноменология
#ИдеалистическаяФилософияВСтранахЗападнойЕвропыИАмерикиXIX/XXвеков

Комментарии

Комментариев нет.