Комментарии
- 6 мар 2023 23:21"ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ"Тема немного не доделана (комментарии к фотографиям, иллюстрации, терминология), выложен в открытые доступ, чтобы в "долгом ящике" не задерживать. Позже подправлю.
- 18 ноя 2023 03:28"ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ"А может и не подправлю и так сойдёт, "некогда", от слова "совсем".
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
"ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ"
ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".
Глава 14. Страница 14.1.4.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: "ИСТОРИЯ ДОМАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ".
Глава XIV. "РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ
в ЕСТЕСТВОЗНАНИИ ХХ века".
Содержание:
- ё). "Проблема наследственности".
- ж). "Мозг и мышление".
Проблема наследственности занимает 1-но из центральных мест в "биологии", в прямой зависимости от её решения нашло признание или непризнание передачи благоприятного / или заданного свойства и признаков по наследству, т.е. "процесса развития в Живой Природе ". В философской борьбе вокруг проблем наследственности выделяют 2-а основных этапа.
На протяжении 1-й четверти ХХ века велась борьба "дарвинистов" против открытых и скрытых противников учения Дарвина.
Выдающуюся роль в защите "дарвинизма" в ХХ веке сыграли Э.Геккель в Германии и К.А.Тимирязев в России. Последовательный и "воинствующий материалист" К.А.Тимирязев сделал в сравнении с Дарвиным существенный "шаг вперёд", в стремлении освободить "дарвинизм" от надуманного "преувеличения роли конкуренции в естественном отборе", от сомнений в реальности существования вида и постоянно указывал на решающую роль среды в изменении наследственности организмов.
Противники "дарвинизма" положили в основу своих воззрений представление Вейсмана о 2-х принципиально различных видах живого в обычном теле:
- "Сомы*(*24) и наследственного вещества*(*25). Бренное тело подвержено изменениям вследствие изменений в условиях существования, но эти изменения не могут передаваться по наследству т.к. "наследственное вещество" неизменно. Постоянные изменения в строении организмов и, следовательно, в их наследственности Вейсман объяснял перекомбинацией извечно данных частичек "наследственного вещества", генов, происходящей при скрещивании организмов с целью получения потомства".
На вопрос о происхождении этого загадочного "наследственного вещества", "антидарвинисты" отвечали, либо что оно непознаваемо, либо ссылались на Бога, т.е. открыто смыкались с "теологами".
*(*24). - /"Протоплазмы"/.
*(*25). - /"Идиоплазмы"/.
К.А.Тимирязев решительно выступил против доводов "антидарвинистов" и "неодарвинистов", ссылавшихся на работы Менделя по расхождению признаков родительских пар гороха, считая что"менделисты" не способны разрешить проблему изменения наследственности, поскольку занимаются не изучением воздействия условий среды на организм, а статистическим подсчётом признаков у потомства:
- "Вопрос о наследственности в конечной инстанции разрешается не статистикой, а физиологией"*(*26).
*(*26). - /К.А.Тимирязев "Сочинения", Том VI, "Сельхозгиз", стр. 264/.
2-й этап борьбы вокруг проблемы наследственности в ХХ веке связан с борьбой "материалистической биологии" и прежде всего "мичуринского" направления против "морганизма". И.В.Мичурин выработал новую "теорию направленного изменения наследственности" путём расшатывания наследственности при отдалённой гибридизации и воздействия изменёнными условиями среды. После Великой Октябрьской Революции" Мичурин положил в основу своего учения об изменении наследственных признаков организма в соответствии с потребностями общества - "диалектический материализм":
- "В результате разумного вмешательства, мы с успехом можем значительно ускорить формообразование новых видов и уклонить строение их в сторону, наиболее полезную для человека"*(*27).
*(*27). - /И.В.Мичурин "Сочинения". Том I, "Сельхозгиз", М., 1948 год, стр. 579/.
Развитие "философских" основ "биологии" в капиталистических странах Запада шло в ином направлении. Воззрения Вейсмана по проблемам наследственности были положены Морганом. Основное отличие "морганизма"*(*28) от "вейсманизма"*(*29) состоит в признании возможных изменений "наследственного вещества" - мутаций.
https://ok.ru/group/60364675219497/topic/151075609333033
Мутации для "морганистов" - случайные изменения в "наследственном веществе", происходящие либо самопроизвольно, либо под влиянием разрушающих факторов среды*(*30), но не вследствие изменения общих условий существования организмов.
*(*28). - /"Морганизм", комментарий пришью позже/.
*(*29). - /"Вейсманизм", комментарий пришью позже/.
*(*30). - /Радиоизлучение и т.д./.
Борьба "мичуринского" направления с "морганистскими" воззрениями в бытность существования Советской России развернулась в 30-х годах ХХ века, но решающий удар по "морганизму" был нанесён в 1948-м году на сессии "Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина". Продолжая традиции Тимирязева, Мичурина, Т.Д.Лысенко вскрыл метафизический и агностический характер воззрений сторонников "формальной генетики", т.е. "морганизма" - эти воззрения по его утверждению - "метафизические":
- "Морганизм разрывает организм и среду, а также и сам организм на 2-а независимых друг от друга вида живого, отрицание взаимосвязи наследственных клеток с телом и тела со средой приводит морганистов к отрицанию исторического развития организмов".
"Метафизика морганистов" неизбежно ведёт к "агностицизму" и "идеализму", не видя связи организма со средой, "морганизм" рассматривает мутации как случайные явления, т.е. не видит "необходимости", которая пробивает себе дорогу через бесконечные "случайности т.о. приходит к выводу о невозможности познания действительных причин развития организмов. "Мичуринское учение" получало всё большее распространение за пределами Советского Союза - в странах т.н. "народной демократии" и ряде капиталистических стран. В странах Запада многие учёные начинали отходить от "морганизма", поскольку это направление в "биологии" всё явственнее обнаруживало свои коренные пороки - неспособность объяснить мутациями "прогрессивное историческое развитие Живой Природы". Экспериментальные исследования клетки доказали. что хромосома не может быть представлена набором независимых друг от друга молекул нуклеиновых кислот, каждая из которых (якобы) связана с каким-то 1-м , определённым признаком развивающегося половой клетки взрослого организма. Накопление нового экспериментального материала укрепляло позиции "мичуринского" направления в "биологии"*(*31), рассматривающего наследственность с позиций "материализма" и "диалектики".
*(*31). - /Дальше, по идее следовало бы добавить довольно грустную историю о том, как в 90-х годах ХХ века, с развалом "страны ожидающей "ПЕРЕМЕН ! ! !", измученной коммунистами 20-ти копеечным хлебом", сданной на разграбление и зачистку под будущий "рынок потребления" для товаров иностранных партнёров, уничтожалось наследие величайших учёных. В частности, в разных городах были вырублены под корень сады, где ставились опыты и выводились новые сорта полезных растений. Прошла информация о том, что в городе Хабаровск было принято решение восстановить ранее уничтоженный "Мичуринский сад", это информация на мой субъективный взгляд положительная/.
#ПроблемаНаследственности
1-м из наиболее важных по своему "философскому" значению достижений "естествознания" ХХ века является открытие И.П.Павловым механизма ВНД*(*32) животных и человека.
*(*32). - /Высшей нервной деятельности/.
Продолжая "материалистическое" направление в русской "физиологии", заложенное И.М.Сеченовым, Павлов распространил "детерминизм" на объяснение деятельности коры головного мозга, которая является "материальным" носителем наиболее сложных "психических явлений" и "абстрактного мышления".
Учение Павлова нанесло "решающий удар" по "идеалистическим дуалистическим а также агностическим представлениям в самой "сокровенной для идеализма области - его учении о нематериальной "душе". Основополагающую роль для понимания ВНД сыграло открытие "условного рефлекса", следует добавить, то "безусловные рефлексы" были известны задолго до Павлова. "Безусловные рефлексы" - врождённые, действуют безотносительно к изменению условий; их материальным носителем является спинной и низшие отделы головного мозга. Павлов показал, что в коре головного мозга непрерывно возникают и угасают иного рода рефлексы, зависящие от условий среды и позволяющие несравненно более тонко приспосабливаться к изменяющимся условиям. "Безусловные и условные рефлексы" - общие для всех высших животных, включая человеке, в последний период своего научного творчества Павлов вскрыл сущность отличия "высшей нервной и психической деятельности" человека по сравнению с его животными предками, согласно его выводов: они заключаются в наличии у человека т.н. "второй сигнальной системы".
"Первая сигнальная система", обращённая у человека с животными, состоит в том, что при воздействии предметов внешнего мира на органы чувств в них возникает нервное возбуждение, которое передаётся в ЦНС*(*33) и служит для неё сигналом.
*(33). - /Центральную нервную систему/.
Во "второй сигнальной системе" таким раздражителем выступают, по Павлову, слова:
- "Произносимые, слышимые и видимые".
Слово, как сигнал заменяет соответствующие явления действительности. Слово-сигнал не существует без того понятия, которое в нём воплощено. Павловская "физиология", т.о., обосновывает важнейшие положения "диалектического материализма" о качественном отличии человеческого мышления, как мышления в понятиях, от психики животных и о единстве слова и понятия, языка и мышления. Павлов вёл активную борьбу с "идеалистами" и "дуалистами", упрямо отстаивавшими существование "души", "агностиками, твердившими о "непознавании психических процессов". Основным противником "материализма в физиологии" - явился "дуализм"в форме "психо-физического параллелизма". Сторонники последнего либо прямо утверждали, что:
- "В нервном физиологическом процессе есть своя, а в психическом - своя причинность", - либо проводили эту же мысль замаскировано.
Критикуя философские взгляды видного английского "физиолога" Ч.Шеррингтона, Павлов утверждал, что:
- "Он приводит к чрезвычайно странному заключению, он оказывается, до сих пор вовсе не уверен в том, что мозг имеет какое-нибудь отношение к нашему уму"*(*34).
В противовес этому Павлов утверждал, что
"Психическая деятельность нераздельна с физиологической, является особой, внутренней стороной последней".
Значение своего учения Павлов видел в том, что оно:
- "Позволяет "сливать" явления нашего субъективного мира с объективными физиологическими процессами, "накладывать" первые на вторые".
*(*34). - /И.Павлов "Избранные произведения", Госполитиздат, М., 1951 года, стр. 493/.
Рисунок выше - /Вниманию предлагается ссылка на оцифрованную мной Книгу-Подборку "Кибернетическая смесь", автора - Виктора Пекелиса/.
В середине ХХ века в ряде стран Запада и Америке стало наблюдаться оживление "вульгарно-материалистической трактовки мышления, связанное со спекулятивно-философской оценкой достижений науки "кибернетика". Кибернетика - основная отрасль "математического" знания - "наука об управлении", "вызванная к жизни" прогрессом в создании автоматов, электронно-счётных машин и т.д. Наличие некоторых общих черт в действии электронных автоматических устройств, живых организмов и процессов управления в обществе - несомненный факт. К примеру:
- "Рефлекс есть ответ организма на внешнее раздражение, воспринимающееся органами чувств, передающееся от них в мозг, перерабатывающееся там и вызывающее ответ в виде двигательной реакции".
Если отвлечься от специфики этого процесса в организме, то перед нами определённый тип "связи" сложной системы с внешним миром: из последнего выступает "информация", она перерабатывается и обуславливает ответ нашей системы на эту "информацию". В более сложном случае система действует по принципу "обратной связи": ответное воздействие системы на окружающие условия порождает в них изменения, эти изменения в свою очередь являются источником новой "информации", которая снова перерабатывается и позволяет нашей системе соразмерить свои дальнейшие ответы с результатами своего первоначального действия. "Саморегулирующиеся" автоматические устройства, воплощающие принцип обратной связи с помощью электронных ламп, стали находить всё более широкое применение в промышленности и военном деле. Поскольку человек создаёт свои инженерные решения по принципу аналогии, отражения и подражания, соответственно, конечный результат технических решений по своей структуре напоминает связь организма с внешним миром, ведь дальнейшее воздействие организма на окружающие условия зависит от "информации" о результатах предшествующего действия организма, поступившей в организм из окружающей среды. Именно по этому, "принцип обратной связи" оказывается т.о., общим для технических устройств и живых организмов, также процессов управления в человеческом обществе. Подлинно "философское" значение науки "кибернетика" состоит в том, что она даёт новые доказательства "единства мира", поскольку вскрывает наличие общего в самых разных явлениях действительности. В Старом и Новом Свете весьма широко распространилось воззрение, будто бы:
- "Кибернетика "сняла" различие между машиной и мозгом, машина имеет "память" и даже "мыслит"..."
Известные основания для распространения подобных "вульгарно-материалистических воззрений" дали некоторые видные учёные, начиная с основателя "кибернетики" - американского учёного Н.Винера. Ошибочные "философские выводы из "кибернетики" состоят также в том, что некоторые учёные, отвергая прямое отождествление мога с машиной, всё-равно допускают, что интеллектуальная деятельность в определённой мере доступна машине. К примеру в утверждении, что:
- "Между мышлением человека и "мышлением машины" существует только "количественное" различие".
"Кибернетика", в частности, так же как "математика"вообще, выделяя общее, отвлекается от качественных различий, но после того как "математик" отвлёкся от качественных различий между мышлением человека и деятельностью машины, он забывает об этом, пытаясь, не выходя за пределы "математики", решать вопрос о самих этих качественных различиях, в т.ч. между процессами, происходящими в машине, в живом организме и в сознании человека. "Математика" должна вскрывать качественно различимые объекты, но вопрос о сущности качественных различий между этими объектами*(*35) уже не является областью "математики", а разрешается "философией" на основе обобщения совокупного опыта всех наук, изучающих эти процесс.
*(*35). - /Машина, организм, процесс мышления/.
#МозгИМышление
#ИсторияДомарксистскойФилософии
#РазвитиеФилософскихИдейВЕстествознанииХХвека