Глава 15. Страница 15.1.1. "ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ". Содержание: - а). "Исторический путь развития философии". - б). "Основные виды материализма в истории философии".
gif
От себя:
- "Основной материал запланированный для оцифровки первых 2-х из 4-х томов по "ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ" завершён, в принципе, с очерченным "масштабом трагедии" я вполне прилично справилась. Само по-себе ничего не делается, для всего требуется желание, внимание, осмысление, затрата собственной энергии и как ни странно... мотивация. Поэтому, за отстуствием некоторых составляющих оцифровка дальнейшего материала будет продолжена по мере "созревания" моего личного субъективного интереса к "философско-идеологическому" направлению. Вопрос в создании 2-х последующих томов "замораживается во времени". Сейчас предлагаю рассмотреть что же такое предмет "ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ" и для чего здравомыслящему человеку его изучать... #ИсторияФилософии
gif
а). "ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ".
В предыдущих 2-х томах мы рассмотрели важнейшие вехи "философской мысли" человечества, за исключением раздела второго "ИСТОРИЯ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ и её БОРЬБЫ с БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИЕЙ" - эта тема заслуживает отдельного изучения, на её оцифровку потребуется много времени. Однозначно, что со времени своего зарождения наука "философия" прошла гигантский и сложный путь, в процессе своего формирования, распространения и смены различных "философских течений", борьбы "материализма" и "идеализма", "диалектики" и "метафизики" шло приращение и развитие знаний об общих законах бытия и мышления, преодолевались ошибки, заблуждения и искажения истины. Происходило поступательное, т.е. прогрессивное движение "философского познания" мира от низшего к высшему*(*1), от незнания к знанию. В основе этого исторического процесса лежало развитие "экономической жизни общества и борьбы классов. 1-й из важнейших движущих сил этого прогресса - стал прогресс науки, особенно "естествознания". Борьба "материализма" с "идеализмом", выражавшая противоречия мировоззрения прогрессивных классов и социальных групп, с 1-й стороны и мировоззрения отживающих, но не сдающихся сил общества - с другой, всегда находилась в центре развития мировой "философской мысли", с этой борьбой была связана и во многом от неё зависела борьба между "диалектическим и "метафизическим" методами мышления.
- "Развитие "философской мысли" в борьбе материализма и идеализма, диалектики с метафизикой послужило теоретической предпосылкой для возникновения в 40-х годах XIX века подлинно "научной философии" современности - диалектического материализма".
В многообразных формах древне-эллинской*(*2) "философии" имелись "зародыши всех позднейших типов мировоззрения. В дальнейшем историческом процессе развития "философской мысли" первоначальные, во многом ещё "наивные материалистические" представления древних восточных и греческих мыслителей о мире как едином и связанном целом, состоящем из "первоматерии", сменялись основанными на достижениях "естествознания" научными понятиями о "материальности мира" и различных формах движения. На их почве проросла "высшая форма научно-материалистического мировоззрения - диалектический материализм". раскрывший общие законы развития объективного мира, давший научно диалектическую картину многообразного, противоречивого и сложного процесса развития материального мира. В ходе "Истории философии" на смену первоначальным "материалистическим представлениям о том, что идеи и понятия порождаются "материальными и даже вещественными явлениями, пришли научные понятия материалистов нового времени о первичности материи как объективной реальности, воздействующей на наши чувства и о вторичности сознания. В XIX - XX веках возникло "диалектико-материалистическое учение о единстве объекта и субъекта, общественного бытия и общественного сознания, в основе которого лежит общественная практика. Процесс развития "философской мысли" шёл т.о, что возникшие ещё у древних "философов-материалистов" представления о способности человека познавать мир, в результате развития общественной практики и прогресса науки переросли в "материалистическую теорию познания", доказавшую, что понятия людей, верно отражающие действительность, представляют собой объективные истины. Высшей ступень развития материалистических взглядов на познание мира стала "материалистическая диалектика", выступающая как новая теория познания марксизма и рассматривающая познание мира как обусловленный развитием общественной практики "диалектический процесс", в ходе которого из относительных истин складываются абсолютные истины, а истинность познания также проверяется практикой.
*(*1). - /По аналогии "эволюция, всегда идёт вперёд - это прогресс, деградация - скатывает вниз, это регресс"/.
*(*2). - /Екатерина II стремилась возродить "эллинскую философию", ей в этом активно мешали, век её правления назван "Золотым"/.
Если у древних мыслителей существовало во многом ещё "стихийное диалектическое представление о том, что мир есть единое целое, все части которого находятся во взаимной связи и взаимодействии, в движении и развитии", то последующий прогресс "философской мысли" привёл к тому, что в большинстве "философских учений" в XVI - XVIII веков, укоренился неизбежный для своего времени "метафизический метод мышления", сводившийся г.о. к "анализу и систематизации различных явлений действительности". Элементы "диалектики", содержавшиеся в "философских учениях" XVIII - XIX веков и развитый в "классической немецкой философии" на "идеалистической" основе "диалектический" метод, при всей плодотворности применения "диалектики" к сфере человеческой мысли, не могли ещё стать "подлинно научным методом познания действительности". Только на высшей ступени развития "философской мысли", "диалектика", поставленная на "материалистическую" основу была распространена на познание всех явлений Природы, общества и мышления, превратилась во "всеобщий метод научного познания и революционного преобразования мира". "Философская мысль" на всём протяжении своего развития, как правило занималась проблемами "социологии", вопросами о законах развития общества. От первоначальных , ненаучных представлений об общественном устройстве, характерных для мыслителей древности*(*3) и "утопических теорий эпохи Возрождения"*(*4), "философская и социологическая мысль пришла к революционным идеалам общественного переустройства*(*5), развившимся в борьбе с реакционными и консервативными взглядами на общественную жизнь". Даже самые прогрессивные общественные идеалы не были научно обоснованы и не могли привести к коренным преобразованиям общественной жизни до появления революционного движения рабочего класса и возникновения "марксизма"*(*6), который распространил "диалектико-материалистическую теорию" и метод на познание общества. Созданная на этой основе "теория исторического марксизма" раскрыла общие законы развития общества и стала теоретическим фундаментом борьбы за революционное преобразование капиталистического общества в коммунистическое. "Диалектический и исторический материализм явился теоретической основой научной этики и эстетики, научного атеизма". поступательное развитие "философии" происходило в самых различных странах мира, вершилось мыслителями многих народов в процессе постоянного идейного общения и растущих связей между народами, их культурами, научной и общественной мыслью. Если в прошлом многие "философские учения" были известны в отдельных странах, в которых они и возникали, за частую не играя крупной и заметной роли в развитии всемирной философской мысли" или оказывали влияние лишь на философскую мысль некоторых, преимущественно соседних стран, то с возникновением "марксизма" человечество получило "всемирную научную философию", ставшую "знаменем международного пролетариата и трудящихся масс всех народов"*(*7). Если все предшествующие "марксизму", "философские учения", в т.ч. прогрессивные, связанные с "освободительными движениями" своей эпохи, так или иначе объясняли мир, но не знали ещё "законов революционного преобразования" его, не могли последовательно соединить теорию с практикой, "философию" с жизнью, то "диалектический и исторический материализм" впервые в истории стал "философией действия широчайших народных масс, преобразующих мир".
*(*3). - /Платон, Аристотель и другие/.
*(*4). - /Кампанелла, Т.Мор.../.
*(*5). - /Просветители XVIII века, революционеры-демократы XIX века/.
*(*6). - /Теорию и практику "материалистической диалектики", включая "марксизм" рассмотрим 3-м и 4-м томах/.
*(*7). - /"Революция пролетариата" и "борьба пролетариата", "Пролетарии всех стран соединяйтесь!" Интересно отследить по словарям термин "пролетариат", можно заметить, как плавно подменялись свойства и характеристики наименования социальной группы. Более того, никто не мог на тот момент предугадать, что со временем такая группа, вообще перестанет существовать, а Западно-Европейские "идеалистические философы" заменив единственное слово в своих "призывах к баррикадам", попробуют устроить обещанную "всемирную революцию" подменив всего 1-но слово - "П**орасы / меньшинства, всех стран соединяйтесь!" И ведь 0, сколько десятых %, пытаются соединиться, пользуясь поддержкой кураторов хаоса/.
"История философии" своим существованием опровергает взгляды "буржуазных идеологов" на "философскую жизнь человечества". 1-ни "реакционные философы" принижают и третируют сам факт существования "Истории философии", называя предмет "Плоским оптимизмом прогресса", другие изображают давно изжившие себя "философские учения" прошлого, называя их "Золотым веком человечества", утверждая при этом, что:
- "Все философские учения прошлого "нетленны" и сохраняются по сей день".
Факты "Истории философии" свидетельствуют о несостоятельности этих утверждений "реакционных философов", отрицающих самостоятельность "философской науки" и её "историческую традицию", превращающих "философию" либо в придаток теологии, либо в средство истолкования "языка". Глубокая и содержательная "история философского познания мира" свидетельствует о том. что "философские проблемы" и их решения оказали плодотворное влияние на науку, разбивает т.з. "буржуазных философов"*(*8), которые утверждают, что:
- "У философии не было и нет своих собственных проблем, всё её назначение сводилось к тому или иному истолкованию положений частных наук".
Действительная "История философской мысли " опровергает "нигилистический взгляд идеологов реакции на Историю философии как "бесплодную борьбу противоречивых мнений", далёкую от истины и не имеющую (якобы) положительного значения для современной науки*(*9). Объявляя единственно правильной только ту "философию прошлого", которой те или иные "буржуазные философы" следуют по-ныне*(*10), "реакционные буржуазные философы" вопреки исторической правде упорно твердят, что:
- "История философской мысли, особенно Бекона и Декарта до наших дней свидетельствует о её регрессе и упадке".
Однако, "История философии" показывает. что при всех отступлениях от научной истины в сторону "идеализма" и "метафизики", при всех заблуждениях и односторонностях, в которые зачастую впадает "философская мысль", всё же в целом шла и продолжает идти вперёд, по пути прогрессивного развития, расширяя и совершенствуя "философские познания мира, обогащая культуру человечества, способствует решению задач, стоявших перед обществом и наукой.
*(*8). - /"Неопозитивистов", "прагматистов" и прочих Западно-Европейских и Американских реакционеров/.
*(*9). - /На мой субъективный взгляд "История философии" собирает воедино цепочку идеологических измышлений, наглядно показывая тот или иной инструментарий, цели, действия, а главное - даёт видимую картину развития идеологий/.
б). "ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛИЗМА в ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".
При всём многообразии и богатстве "материалистических философских учений" от древности до наших дней, на различных этапах общественного развития характеризовались общими существенными признаками, позволяющими отнести эти учения к тому или иному историческому виду "материализма". Главными отличительными чертами "философских учений, определяющими принадлежность их к тому или иному виду "материализма" в "Истории философии", являются:
а). "Характер понимания мира, решения основного вопроса философии".
б). "Общий способ подхода к познаванию мира*(*11) и соответственно этому определённый метод мышления.
в). "Форма связи с естествознанием, характер и уровень развития которого оказывают большое влияние на характер материализма" в известной мере определяют его вид".
г). "Отношение данного философского учения" к общественному строю соответствующей исторической эпохи, выражающее мировоззрение определённого класса или общественной группы".
*(*11). - /"Стихийно-диалектический", "метафизический" и "диалектический"/.
К "домарксистскому материализму" относятся следующие "исторические виды материализма":
1). "Первоначальный материализм древних мыслителей", включавший в себя "стихийно-диалектический подход к явлениям мира; этот "материализм" являлся "составной частью первоначально нерасчленённого научного знания; он выражал мировоззрение передовых сил рабовладельческого общества".
2). "Метафизический материализм мыслителей" XVI - XVIII веков, и 1-й половины XIX века, включивший в себя "метафизический метод мышления", этот "материализм" опирался в основном на "механистическое естествознание"; он выражал "мировоззрение поднимавшейся буржуазии и других сил общества, выступавших за капиталистический путь развития".
3). "Материализм идеологов революционной демократии XIX века" в странах переходивших от "феодализма" к капитализму", включавший в себя "диалектический" способ подхода к явлениям мира, понимаемый как теоретическое обоснование "революционных изменений", но ещё не разработанный в "цельный диалектический метод". Он опирался на "стихийно-диалектическое" по своему характеру "естествознание" и в ряде случаев на великие "естественнонаучные открытия" XIX века - этот вид "материализма" выражал мировоззрение крестьянства и других "революционных сил", выступающих против "феодального строя" и его остатков.
Кроме этих основных "исторических видов материализма", были в "Истории философии" некоторые другие разновидности "материализма", к примеру "пантеистический материализм" Д.Бруно в XVI века, "материализм китайских просветителей" XV - XVIII веков, "естественно-исторический материализм" и других. Высшим "историческим видом материализма". вместе с тем принципиально новой его формой, качественно отличающейся от всех принципиально новой формой, качественно отличавшейся от всех предшествующих видов "материализма", является "диалектический и исторический материализм". В "Истории диалектического и исторического материализма" выделяются отдельные этапы и ступени. тесно связанные с изменениями в жизни общества и развитием революционного, коммунистического движения. Первым этапом в "Истории марксистской философии" явилось формирование, развитие и распространение "диалектического и исторического материализма" Марксом и Энгельсом и их последователями в эпоху "домонополистического капитализма"*(*12). Новым - высшим этапом в "Истории марксистской философии" явилось дальнейшее развитие диалектического и исторического материализма" В.И.Лениным, его соратниками и учениками в эпоху "империализма и пролетарских революций", а также перехода к "социализму" и период долгожданного в советском обществе "построения коммунизма". "Ленинский этап" в "философии марксизма", начавшийся в середине XIX века, продолжался вплоть до окончания существования Советского Союза, в конце ХХ века*(*13)
*(*12). - /Примерно до середины 90-х годов XIX века/.
"ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ"
"ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ".
Глава 15. Страница 15.1.1.
"ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ".
Содержание:
- а). "Исторический путь развития философии".
- б). "Основные виды материализма в истории философии".
- "Основной материал запланированный для оцифровки первых 2-х из 4-х томов по "ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ" завершён, в принципе, с очерченным "масштабом трагедии" я вполне прилично справилась. Само по-себе ничего не делается, для всего требуется желание, внимание, осмысление, затрата собственной энергии и как ни странно... мотивация. Поэтому, за отстуствием некоторых составляющих оцифровка дальнейшего материала будет продолжена по мере "созревания" моего личного субъективного интереса к "философско-идеологическому" направлению. Вопрос в создании 2-х последующих томов "замораживается во времени". Сейчас предлагаю рассмотреть что же такое предмет "ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ" и для чего здравомыслящему человеку его изучать...
#ИсторияФилософии
В предыдущих 2-х томах мы рассмотрели важнейшие вехи "философской мысли" человечества, за исключением раздела второго "ИСТОРИЯ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ и её БОРЬБЫ с БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИЕЙ" - эта тема заслуживает отдельного изучения, на её оцифровку потребуется много времени. Однозначно, что со времени своего зарождения наука "философия" прошла гигантский и сложный путь, в процессе своего формирования, распространения и смены различных "философских течений", борьбы "материализма" и "идеализма", "диалектики" и "метафизики" шло приращение и развитие знаний об общих законах бытия и мышления, преодолевались ошибки, заблуждения и искажения истины. Происходило поступательное, т.е. прогрессивное движение "философского познания" мира от низшего к высшему*(*1), от незнания к знанию. В основе этого исторического процесса лежало развитие "экономической жизни общества и борьбы классов. 1-й из важнейших движущих сил этого прогресса - стал прогресс науки, особенно "естествознания". Борьба "материализма" с "идеализмом", выражавшая противоречия мировоззрения прогрессивных классов и социальных групп, с 1-й стороны и мировоззрения отживающих, но не сдающихся сил общества - с другой, всегда находилась в центре развития мировой "философской мысли", с этой борьбой была связана и во многом от неё зависела борьба между "диалектическим и "метафизическим" методами мышления.
- "Развитие "философской мысли" в борьбе материализма и идеализма, диалектики с метафизикой послужило теоретической предпосылкой для возникновения в 40-х годах XIX века подлинно "научной философии" современности - диалектического материализма".
В многообразных формах древне-эллинской*(*2) "философии" имелись "зародыши всех позднейших типов мировоззрения. В дальнейшем историческом процессе развития "философской мысли" первоначальные, во многом ещё "наивные материалистические" представления древних восточных и греческих мыслителей о мире как едином и связанном целом, состоящем из "первоматерии", сменялись основанными на достижениях "естествознания" научными понятиями о "материальности мира" и различных формах движения. На их почве проросла "высшая форма научно-материалистического мировоззрения - диалектический материализм". раскрывший общие законы развития объективного мира, давший научно диалектическую картину многообразного, противоречивого и сложного процесса развития материального мира. В ходе "Истории философии" на смену первоначальным "материалистическим представлениям о том, что идеи и понятия порождаются "материальными и даже вещественными явлениями, пришли научные понятия материалистов нового времени о первичности материи как объективной реальности, воздействующей на наши чувства и о вторичности сознания. В XIX - XX веках возникло "диалектико-материалистическое учение о единстве объекта и субъекта, общественного бытия и общественного сознания, в основе которого лежит общественная практика. Процесс развития "философской мысли" шёл т.о, что возникшие ещё у древних "философов-материалистов" представления о способности человека познавать мир, в результате развития общественной практики и прогресса науки переросли в "материалистическую теорию познания", доказавшую, что понятия людей, верно отражающие действительность, представляют собой объективные истины. Высшей ступень развития материалистических взглядов на познание мира стала "материалистическая диалектика", выступающая как новая теория познания марксизма и рассматривающая познание мира как обусловленный развитием общественной практики "диалектический процесс", в ходе которого из относительных истин складываются абсолютные истины, а истинность познания также проверяется практикой.
*(*1). - /По аналогии "эволюция, всегда идёт вперёд - это прогресс, деградация - скатывает вниз, это регресс"/.
*(*2). - /Екатерина II стремилась возродить "эллинскую философию", ей в этом активно мешали, век её правления назван "Золотым"/.
Если у древних мыслителей существовало во многом ещё "стихийное диалектическое представление о том, что мир есть единое целое, все части которого находятся во взаимной связи и взаимодействии, в движении и развитии", то последующий прогресс "философской мысли" привёл к тому, что в большинстве "философских учений" в XVI - XVIII веков, укоренился неизбежный для своего времени "метафизический метод мышления", сводившийся г.о. к "анализу и систематизации различных явлений действительности". Элементы "диалектики", содержавшиеся в "философских учениях" XVIII - XIX веков и развитый в "классической немецкой философии" на "идеалистической" основе "диалектический" метод, при всей плодотворности применения "диалектики" к сфере человеческой мысли, не могли ещё стать "подлинно научным методом познания действительности". Только на высшей ступени развития "философской мысли", "диалектика", поставленная на "материалистическую" основу была распространена на познание всех явлений Природы, общества и мышления, превратилась во "всеобщий метод научного познания и революционного преобразования мира". "Философская мысль" на всём протяжении своего развития, как правило занималась проблемами "социологии", вопросами о законах развития общества. От первоначальных , ненаучных представлений об общественном устройстве, характерных для мыслителей древности*(*3) и "утопических теорий эпохи Возрождения"*(*4), "философская и социологическая мысль пришла к революционным идеалам общественного переустройства*(*5), развившимся в борьбе с реакционными и консервативными взглядами на общественную жизнь". Даже самые прогрессивные общественные идеалы не были научно обоснованы и не могли привести к коренным преобразованиям общественной жизни до появления революционного движения рабочего класса и возникновения "марксизма"*(*6), который распространил "диалектико-материалистическую теорию" и метод на познание общества. Созданная на этой основе "теория исторического марксизма" раскрыла общие законы развития общества и стала теоретическим фундаментом борьбы за революционное преобразование капиталистического общества в коммунистическое. "Диалектический и исторический материализм явился теоретической основой научной этики и эстетики, научного атеизма". поступательное развитие "философии" происходило в самых различных странах мира, вершилось мыслителями многих народов в процессе постоянного идейного общения и растущих связей между народами, их культурами, научной и общественной мыслью. Если в прошлом многие "философские учения" были известны в отдельных странах, в которых они и возникали, за частую не играя крупной и заметной роли в развитии всемирной философской мысли" или оказывали влияние лишь на философскую мысль некоторых, преимущественно соседних стран, то с возникновением "марксизма" человечество получило "всемирную научную философию", ставшую "знаменем международного пролетариата и трудящихся масс всех народов"*(*7). Если все предшествующие "марксизму", "философские учения", в т.ч. прогрессивные, связанные с "освободительными движениями" своей эпохи, так или иначе объясняли мир, но не знали ещё "законов революционного преобразования" его, не могли последовательно соединить теорию с практикой, "философию" с жизнью, то "диалектический и исторический материализм" впервые в истории стал "философией действия широчайших народных масс, преобразующих мир".
*(*3). - /Платон, Аристотель и другие/.
*(*4). - /Кампанелла, Т.Мор.../.
*(*5). - /Просветители XVIII века, революционеры-демократы XIX века/.
*(*6). - /Теорию и практику "материалистической диалектики", включая "марксизм" рассмотрим 3-м и 4-м томах/.
*(*7). - /"Революция пролетариата" и "борьба пролетариата", "Пролетарии всех стран соединяйтесь!" Интересно отследить по словарям термин "пролетариат", можно заметить, как плавно подменялись свойства и характеристики наименования социальной группы. Более того, никто не мог на тот момент предугадать, что со временем такая группа, вообще перестанет существовать, а Западно-Европейские "идеалистические философы" заменив единственное слово в своих "призывах к баррикадам", попробуют устроить обещанную "всемирную революцию" подменив всего 1-но слово - "П**орасы / меньшинства, всех стран соединяйтесь!" И ведь 0, сколько десятых %, пытаются соединиться, пользуясь поддержкой кураторов хаоса/.
"История философии" своим существованием опровергает взгляды "буржуазных идеологов" на "философскую жизнь человечества". 1-ни "реакционные философы" принижают и третируют сам факт существования "Истории философии", называя предмет "Плоским оптимизмом прогресса", другие изображают давно изжившие себя "философские учения" прошлого, называя их "Золотым веком человечества", утверждая при этом, что:
- "Все философские учения прошлого "нетленны" и сохраняются по сей день".
Факты "Истории философии" свидетельствуют о несостоятельности этих утверждений "реакционных философов", отрицающих самостоятельность "философской науки" и её "историческую традицию", превращающих "философию" либо в придаток теологии, либо в средство истолкования "языка". Глубокая и содержательная "история философского познания мира" свидетельствует о том. что "философские проблемы" и их решения оказали плодотворное влияние на науку, разбивает т.з. "буржуазных философов"*(*8), которые утверждают, что:
- "У философии не было и нет своих собственных проблем, всё её назначение сводилось к тому или иному истолкованию положений частных наук".
Действительная "История философской мысли " опровергает "нигилистический взгляд идеологов реакции на Историю философии как "бесплодную борьбу противоречивых мнений", далёкую от истины и не имеющую (якобы) положительного значения для современной науки*(*9). Объявляя единственно правильной только ту "философию прошлого", которой те или иные "буржуазные философы" следуют по-ныне*(*10), "реакционные буржуазные философы" вопреки исторической правде упорно твердят, что:
- "История философской мысли, особенно Бекона и Декарта до наших дней свидетельствует о её регрессе и упадке".
Однако, "История философии" показывает. что при всех отступлениях от научной истины в сторону "идеализма" и "метафизики", при всех заблуждениях и односторонностях, в которые зачастую впадает "философская мысль", всё же в целом шла и продолжает идти вперёд, по пути прогрессивного развития, расширяя и совершенствуя "философские познания мира, обогащая культуру человечества, способствует решению задач, стоявших перед обществом и наукой.
*(*8). - /"Неопозитивистов", "прагматистов" и прочих Западно-Европейских и Американских реакционеров/.
*(*9). - /На мой субъективный взгляд "История философии" собирает воедино цепочку идеологических измышлений, наглядно показывая тот или иной инструментарий, цели, действия, а главное - даёт видимую картину развития идеологий/.
*(*10). - /"Схоластика", "томизм", "позитивизм" и прочие/.
#ИсторическийПутьРазвитияФилософии
При всём многообразии и богатстве "материалистических философских учений" от древности до наших дней, на различных этапах общественного развития характеризовались общими существенными признаками, позволяющими отнести эти учения к тому или иному историческому виду "материализма". Главными отличительными чертами "философских учений, определяющими принадлежность их к тому или иному виду "материализма" в "Истории философии", являются:
а). "Характер понимания мира, решения основного вопроса философии".
б). "Общий способ подхода к познаванию мира*(*11) и соответственно этому определённый метод мышления.
в). "Форма связи с естествознанием, характер и уровень развития которого оказывают большое влияние на характер материализма" в известной мере определяют его вид".
г). "Отношение данного философского учения" к общественному строю соответствующей исторической эпохи, выражающее мировоззрение определённого класса или общественной группы".
*(*11). - /"Стихийно-диалектический", "метафизический" и "диалектический"/.
К "домарксистскому материализму" относятся следующие "исторические виды материализма":
1). "Первоначальный материализм древних мыслителей", включавший в себя "стихийно-диалектический подход к явлениям мира; этот "материализм" являлся "составной частью первоначально нерасчленённого научного знания; он выражал мировоззрение передовых сил рабовладельческого общества".
2). "Метафизический материализм мыслителей" XVI - XVIII веков, и 1-й половины XIX века, включивший в себя "метафизический метод мышления", этот "материализм" опирался в основном на "механистическое естествознание"; он выражал "мировоззрение поднимавшейся буржуазии и других сил общества, выступавших за капиталистический путь развития".
3). "Материализм идеологов революционной демократии XIX века" в странах переходивших от "феодализма" к капитализму", включавший в себя "диалектический" способ подхода к явлениям мира, понимаемый как теоретическое обоснование "революционных изменений", но ещё не разработанный в "цельный диалектический метод". Он опирался на "стихийно-диалектическое" по своему характеру "естествознание" и в ряде случаев на великие "естественнонаучные открытия" XIX века - этот вид "материализма" выражал мировоззрение крестьянства и других "революционных сил", выступающих против "феодального строя" и его остатков.
Кроме этих основных "исторических видов материализма", были в "Истории философии" некоторые другие разновидности "материализма", к примеру "пантеистический материализм" Д.Бруно в XVI века, "материализм китайских просветителей" XV - XVIII веков, "естественно-исторический материализм" и других. Высшим "историческим видом материализма". вместе с тем принципиально новой его формой, качественно отличающейся от всех принципиально новой формой, качественно отличавшейся от всех предшествующих видов "материализма", является "диалектический и исторический материализм". В "Истории диалектического и исторического материализма" выделяются отдельные этапы и ступени. тесно связанные с изменениями в жизни общества и развитием революционного, коммунистического движения. Первым этапом в "Истории марксистской философии" явилось формирование, развитие и распространение "диалектического и исторического материализма" Марксом и Энгельсом и их последователями в эпоху "домонополистического капитализма"*(*12). Новым - высшим этапом в "Истории марксистской философии" явилось дальнейшее развитие диалектического и исторического материализма" В.И.Лениным, его соратниками и учениками в эпоху "империализма и пролетарских революций", а также перехода к "социализму" и период долгожданного в советском обществе "построения коммунизма". "Ленинский этап" в "философии марксизма", начавшийся в середине XIX века, продолжался вплоть до окончания существования Советского Союза, в конце ХХ века*(*13)
*(*12). - /Примерно до середины 90-х годов XIX века/.
*(*13). - /Тема будет раскрыта подробно в последующих томах/.
#ОсновныеВидыМатериализмаВИсторииФилософии