📝 Из года в год на ЕГЭ абитуриенты совершают одни и те же промахи. Очевидно, что по всем предметам есть темы и даже целые разделы, которые усвоить особенно трудно.
Метапредметные ошибки
По всем предметам на ЕГЭ экзаменаторы год за годом выделяют общую проблему, которая мешает получить высокие баллы, — учениики тонут в потоке информации. Они не могут адекватно понять текст или текстовое задание, им сложно вычленить главное и аргументированно сформулировать свою точку зрения или доказательства. Эти навыки закладываются в начальной школе, однако на выпускных экзаменах существенно влияют на результат. Особую сложность на экзамене составляют текстовые задачи, простые по содержанию, но объемные с точки зрения восприятия, — дети невнимательно читают условия, не могут правильно выделить вопрос и проанализировать его. Провалы нередки в той части заданий, где вместо краткого ответа требуется развернутый. Есть также пробелы в умении контролировать себя и проверять собственную работу.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральный институт педагогических измерений создали сайт, на котором есть не только аналитические материалы с типичными ошибками по всем предметам ЕГЭ, но и открытый банк экзаменационных заданий. Экзаменаторы советуют не пренебрегать этими средствами подготовки.
Самые массовые дисциплины на ЕГЭ — русский язык и математика. В 2018 году их сдавать будут более 700 тыс. человек.МАТЕМАТИКА: не смог посчитать в уме
Самый сложный предмет для выпускников – математика. Какие ошибки сделали выпускники в ЕГЭ по математике? Одной из главных причин низких баллов является неумение в достаточной степени концентрировать внимание, что приводит к трём самым распространенным ошибкам: ученики не понимают условие задания, допускают простейшие арифметические ошибки при работе с отрицательными числами, не могут себя проверить. Как выяснилось, хуже всего школьники знают геометрию. Есть ошибки в округлении цифр. Западают темы, которые ученики проходят в 5-7-м классах. Это дроби, тождественные преобразования, отрицательные числа, есть сложности с вычислениями.
Для того чтобы успешно сдать экзамен по математике, важно пройти всю программу целиком, а не только «то, что пригодится на экзамене», повысить свою культуру вычислений, то есть минимизировать использование калькуляторов, развивать умение читать графики, правильно использовать терминологию и учить формулы. СОЧИНЕНИЕ: пересказал роман Главная причина неудачи на сочинении — подмена комментария пересказом и неумение подобрать аргументы для обоснования собственной позиции. По подсчетам экзаменаторов, только около 6% экзаменуемых могут верно сформулировать суть текста, дать комментарий и доказать свою точку зрения.
Треть выпускников не может аргументировать свою точку зрения, а 63% приводят мало аргументов, либо используют ошибочные. Экзаменаторы отмечают также очень узкий читательский кругозор и низкий культурный уровень выпускников, что выливается в огромное количество фактических ошибок, связанных с искажением имен авторов и действующих лиц, а также названий и деталей сюжета художественных произведений.
Ученики не чувствуют язык, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении, не учитывая стилистических особенностей, эмоционально-экспрессивных оттенков и смешивая лексики разных исторических и социальных эпох. Классический пример такого рода языковой нечуткости: «Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили». Еще одна проблема — плохой почерк. Эксперты жалуются, что иной раз часами разбирают «забор слов». В последнее время даже стали появляться предложения набирать тексты на компьютере. Влияет на оценку и объем сочинения: за произведение, где использовано меньше 70 слов, гарантировано можно получить 0 баллов. При этом надо помнить, что длинные цитаты и фрагменты, взятые из самого текста задания, не засчитываются. РУССКИЙ ЯЗЫК: использовал жаргон Судя по результатам ЕГЭ, самым сложным для понимания в русском языке был и остается раздел «Синтаксис». Только 55% экзаменуемых не допускают в собственной письменной речи грамматических ошибок. По мнению экспертов, уровень культуры речи выпускников тоже резко падает. Выпускники нередко расставляют знаки препинания там, где их не должно быть, часто не могут разделить сочинения на смысловые части, не умеют грамотно и внятно начать сам текст. Кроме того, школьники часто неоправданно используют просторечные и жаргонные слова: специалисты отмечают, что на это сильно влияет язык современных СМИ и социальных сетей.
Одна из преподавательниц рассказала, что фамилию писателя В. Тендрякова школьники исказили так: Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она была в тексте перед их глазами.
Как только ученики начинают приводить аргументацию, становится очевидным низкий культурный уровень. У выпускников действительно клиповое мышление: в памяти оседает кусок, эпизод и начинается игра с ним — поверхностная и вольная. Вот что написала одна из школьниц в сочинении-рассуждении, где в качестве примера приводит повесть Тургенева "Муму": "Немого Герасима Татьяна забрала в город, потому что влюбилась. Ревнивая женщина в грубой форме приказала избавиться от собачонки, не считаясь с желанием возлюбленного".
Еще одна проблема — плохой почерк учеников. Бывает, эксперты часами разбирают коротенькие тексты. Там не буквы — сплошной забор.
Одними из сложных для учеников оказались комментарий к проблеме и, как и в прошлые годы, подбор аргументов для обоснования собственной позиции. Типичной ошибкой многих была подмена комментария пересказом. А весьма скромный читательский опыт выпускников привел к огромному количеству фактических ошибок, связанных с искажением авторов, названий, действующих лиц и сюжетов художественных произведений: "Затопили деревушку Матёру, стоявшую на горе Ангаре"; "Наташа распахнула окно и увидела дуб"; "Ростовы решили уплыть из Москвы, в которую входила армия Наполеона". Будущим выпускникам можно посоветовать побольше читать классических художественных произведений, а во время экзамена вдумчиво прочитать исходный текст, чтобы правильно сформулировать проблему, прокомментировать ее.
Всего треть выпускников может правильно назвать использованные в тексте изобразительно-выразительные средства языка, то есть сопоставить функции этого средства с самим термином: экзаменуемые успешно находят просторечную лексику и вопросительные конструкции, но путаются в метафорах и признаках градации. «Топ» самых распространенных ошибок: • неверная расстановка знаков препинания с вводными словами и конструкциями, • ошибки в образовании формы слова, • неверное определение средств связи предложений в тексте, • ошибочное написание «не» и «ни» с разными частями речи, • неверная постановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами.
Школа-Студия УРАНУС
ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ ВЫ СДЕЛАЕТЕ НА ЕГЭ
📝
Из года в год на ЕГЭ абитуриенты совершают одни и те же промахи. Очевидно, что по всем предметам есть темы и даже целые разделы, которые усвоить особенно трудно.
По всем предметам на ЕГЭ экзаменаторы год за годом выделяют общую проблему, которая мешает получить высокие баллы, — учениики тонут в потоке информации. Они не могут адекватно понять текст или текстовое задание, им сложно вычленить главное и аргументированно сформулировать свою точку зрения или доказательства. Эти навыки закладываются в начальной школе, однако на выпускных экзаменах существенно влияют на результат. Особую сложность на экзамене составляют текстовые задачи, простые по содержанию, но объемные с точки зрения восприятия, — дети невнимательно читают условия, не могут правильно выделить вопрос и проанализировать его. Провалы нередки в той части заданий, где вместо краткого ответа требуется развернутый. Есть также пробелы в умении контролировать себя и проверять собственную работу.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральный институт педагогических измерений создали сайт, на котором есть не только аналитические материалы с типичными ошибками по всем предметам ЕГЭ, но и открытый банк экзаменационных заданий. Экзаменаторы советуют не пренебрегать этими средствами подготовки.
Самые массовые дисциплины на ЕГЭ — русский язык и математика. В 2018 году их сдавать будут более 700 тыс. человек.МАТЕМАТИКА: не смог посчитать в уме
Какие ошибки сделали выпускники в ЕГЭ по математике? Одной из главных причин низких баллов является неумение в достаточной степени концентрировать внимание, что приводит к трём самым распространенным ошибкам: ученики не понимают условие задания, допускают простейшие арифметические ошибки при работе с отрицательными числами, не могут себя проверить. Как выяснилось, хуже всего школьники знают геометрию. Есть ошибки в округлении цифр. Западают темы, которые ученики проходят в 5-7-м классах. Это дроби, тождественные преобразования, отрицательные числа, есть сложности с вычислениями.
СОЧИНЕНИЕ: пересказал роман
Главная причина неудачи на сочинении — подмена комментария пересказом и неумение подобрать аргументы для обоснования собственной позиции. По подсчетам экзаменаторов, только около 6% экзаменуемых могут верно сформулировать суть текста, дать комментарий и доказать свою точку зрения.
Еще одна проблема — плохой почерк. Эксперты жалуются, что иной раз часами разбирают «забор слов». В последнее время даже стали появляться предложения набирать тексты на компьютере.
Влияет на оценку и объем сочинения: за произведение, где использовано меньше 70 слов, гарантировано можно получить 0 баллов. При этом надо помнить, что длинные цитаты и фрагменты, взятые из самого текста задания, не засчитываются.
РУССКИЙ ЯЗЫК: использовал жаргон
Судя по результатам ЕГЭ, самым сложным для понимания в русском языке был и остается раздел «Синтаксис». Только 55% экзаменуемых не допускают в собственной письменной речи грамматических ошибок. По мнению экспертов, уровень культуры речи выпускников тоже резко падает. Выпускники нередко расставляют знаки препинания там, где их не должно быть, часто не могут разделить сочинения на смысловые части, не умеют грамотно и внятно начать сам текст. Кроме того, школьники часто неоправданно используют просторечные и жаргонные слова: специалисты отмечают, что на это сильно влияет язык современных СМИ и социальных сетей.
Как только ученики начинают приводить аргументацию, становится очевидным низкий культурный уровень. У выпускников действительно клиповое мышление: в памяти оседает кусок, эпизод и начинается игра с ним — поверхностная и вольная. Вот что написала одна из школьниц в сочинении-рассуждении, где в качестве примера приводит повесть Тургенева "Муму": "Немого Герасима Татьяна забрала в город, потому что влюбилась. Ревнивая женщина в грубой форме приказала избавиться от собачонки, не считаясь с желанием возлюбленного".
Еще одна проблема — плохой почерк учеников. Бывает, эксперты часами разбирают коротенькие тексты. Там не буквы — сплошной забор.
Одними из сложных для учеников оказались комментарий к проблеме и, как и в прошлые годы, подбор аргументов для обоснования собственной позиции.
Типичной ошибкой многих была подмена комментария пересказом. А весьма скромный читательский опыт выпускников привел к огромному количеству фактических ошибок, связанных с искажением авторов, названий, действующих лиц и сюжетов художественных произведений: "Затопили деревушку Матёру, стоявшую на горе Ангаре"; "Наташа распахнула окно и увидела дуб"; "Ростовы решили уплыть из Москвы, в которую входила армия Наполеона". Будущим выпускникам можно посоветовать побольше читать классических художественных произведений, а во время экзамена вдумчиво прочитать исходный текст, чтобы правильно сформулировать проблему, прокомментировать ее.
Всего треть выпускников может правильно назвать использованные в тексте изобразительно-выразительные средства языка, то есть сопоставить функции этого средства с самим термином: экзаменуемые успешно находят просторечную лексику и вопросительные конструкции, но путаются в метафорах и признаках градации.
«Топ» самых распространенных ошибок:
• неверная расстановка знаков препинания с вводными словами и конструкциями,
• ошибки в образовании формы слова,
• неверное определение средств связи предложений в тексте,
• ошибочное написание «не» и «ни» с разными частями речи,
• неверная постановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами.