25 мар 2020
#_СПб #_Музеи
В Санкт-Петербурге много дворцов, помимо императорских, есть дворянские дворцы. Юсуповы, Шуваловы, Строгановы не жалели средств на создание красоты. Дворцов видела много, видела крестьянские избы, а вот как жили семьи в усадьбах, не видела.
Знала, что Державин был человеком небогатым, и очень удивилась, что по адресу Набережная Фонтанки 118 находится не деревянный дом, окруженный садом (моё представление об усадьбе), а три больших каменных дома.Сад есть, но он за зданиями.
Архитектором был друг Державина - Николай Александрович Львов(1753-1803). Поэзия Державина была мне не по вкусу, как и другая допушкинская тяжеловесная поэзия. Знала, что он был каким-то сановником. В общем, Державин мне был не интересен, интересна только усадьба, построенная тем же архитектором, что и Приоратский дворец в Гатчине.
Архитектором был друг Державина - Николай Александрович Львов(1753-1803). Поэзия Державина была мне не по вкусу, как и другая допушкинская тяжеловесная поэзия. Знала, что он был каким-то сановником. В общем, Державин мне был не интересен, интересна только усадьба, построенная тем же архитектором, что и Приоратский дворец в Гатчине.
Приоратский дворец красив в любое время года. Построен из землебитных кирпичей – прессованной земли, прочный и тёплый, пережил войны и 200 лет радует своей красотой. Строительство из землебита (технология придумана Львовым) в 15 раз дешевле строительства из камня. Незаслуженно ныне забытый Львов был знаменит в конце XVIII века. Архитектор, график, историк, ботаник и садовод, геолог, поэт, драматург, переводчик, музыкант – его называли Русским Леонардо.
Наша компания состояла из моих друзей, увлекающихся историей и наших детей, далёких от литературы и истории. Экскурсоводом для нашей разномастной компании был потомок Львовых - Сергей Дмитриевич Дзюбанов. Люблю, когда историю рассказывают не интернет - дилетанты, а люди, читавшие архивы, Сергей Дмитриевич как раз такой. И в очередной раз я убедилась, что неинтересным нам кажется только то, о чём мы мало знаем. Экспонаты не имеют подписей, без экскурсовода было бы непонятно, что видишь. Мы заказали персональную экскурсию. К нашей группе ещё бесплатно подсоединились люди (сама так часто делаю).
Интересных картин было много, и о многих гид интересно рассказывал. На стене литературной гостиной , занимая большую часть высокой стены, портрет кисти Сальваторе Тончи (1756-1844). Сюжет картины и как появилась роскошная соболья шуба у человека принципиально не берущего взятки прочитать можно здесь: https://ok.ru/group/54290951569476/topic/151264335304004
Наш экскурсовод знал много, судьбы Львовых и Державина были тесно переплетены с юности, в этот же круг входили Фонвизин, Карамзин, Гнедич (лучший перевод Иллиады), баснописцы Крылов и Дмитриев. Другом Державина и частым гостем был Алексей Николаевич Оленин - президент Императорской Академии художеств, директор Императорской Публичной библиотеки. Их портреты кисти лучших художников можно увидеть на стенах залов.
Вот такой портрет 1795 года Г. Р. Державина кисти В.Л. Боровиковского украшает кабинет Державина. Друг-художник написал Державина с натуры. В 1795 году Державину – 52 года.( На нём светло-синий сенаторский мундир, на ленте золотой крест ордена Святого Владимира – высшая награда). Портретов сенаторов много, но мало кто из сенаторов начинал свой путь со службы в солдатах. Родившись в бедной семье казанских дворян (10 крепостных), благодаря своим талантам, он при Александре I в 1802 году станет генерал-прокурором, т.е. вторым административным лицом в государстве, и первым во время зарубежных отъездов императора. Все знавшие его отмечали его кристальную честность, обязательное соблюдение законов, взятки сам не брал, и следил, чтобы и подчиненные придерживались законов.
Как же жил, второй человек в государстве, и первый по честности среди сановников. Положение Державина обязывало: и принимать гостей, и проводить балы. А жалование было не таким большим, как мы сейчас думаем. Набрав кредитов, которые его вдова выплачивала ещё долго, построил эту усадьбу. Благодаря своему талантливому другу и родственнику Львову, в доме было много технических новинок, и интересностей, но назвать его роскошным сложно. Несколько комбинированных фото для сравнения как жил человек возглавлявший сенат - Державин и простой сенатор Юсупов.
Несложно догадаться, у кого какая печь стояла. Смотрела я на убранство залов честного чиновника-Державина, сравнивала с тем, что я видела во дворцах других российских сенаторов, и в голове звучала фраза советских времён: «скромно, но честно»
Увидев в бильярдной комнате печь поинтересней, чем в остальных залах, обрадовалась.
Увидев в бильярдной комнате печь поинтересней, чем в остальных залах, обрадовалась.
Но оказалось, что во времена Державина (1743-1816) этой печи не было, в 1846 году дом поэта был куплен Римско-католической духовной коллегией, вот тогда-то и появилась эта печь.
Державин много работал дома, от его кабинета я не ждала роскоши, действительно кабинет оказался не помпезно роскошным, а очень функциональным.
Державин много работал дома, от его кабинета я не ждала роскоши, действительно кабинет оказался не помпезно роскошным, а очень функциональным.
За спиной гида палладианское трёхсекционное арочное окно. Сверх модное в те времена. В кабинете был и огромный стол-трансформер, кресло-трансформер и даже кожаный диван был трансформером, с множеством ящичков, скрытых подставок – столиков. Вот за этим огромным столом можно было работать и сидя, и стоя (механизмы позволяли превращать его в конторку). На полу лежал какой-то исторический ковёр, наступать на него не разрешили.
За спиной Инги, пытающейся издалека, не наступая на исторический ковёр, сфотографировать, документы, лежащие на столе, шкаф из красного дерева. Множество таких шкафов стоят по периметру, в трёх из них скрыты двери.
За спиной Инги, пытающейся издалека, не наступая на исторический ковёр, сфотографировать, документы, лежащие на столе, шкаф из красного дерева. Множество таких шкафов стоят по периметру, в трёх из них скрыты двери.
На стене очень интересная картина «Река времени» - это уменьшенная копия картины, подаренной императору Александру I. В виде реки времени изображены государства, они то сливается, то разделяются в разные периоды времени. Это уменьшенная копия очень большая, сфотографировать чётко одним кадром не получилось. Понадеялась - найду в интернете, но ни на русскоязычных сайтах, ни на зарубежных не нашла приличного фото. Жаль, хотелось бы такой наглядный плакат был и у меня дома, и в школах.
Державин, глядя на эту картину, писал:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
В музее 16 залов, нам показали чуть меньше. И практически в каждом зале есть какие-то интересности, о которых хотелось бы рассказать подробно. Но особо много таких интересностей на двух кухнях. В этом музее есть отдельная часовая экскурсия только по кухонной зоне. Я же расскажу лишь о некоторых, удививших меня, предметах:
Державин, глядя на эту картину, писал:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
В музее 16 залов, нам показали чуть меньше. И практически в каждом зале есть какие-то интересности, о которых хотелось бы рассказать подробно. Но особо много таких интересностей на двух кухнях. В этом музее есть отдельная часовая экскурсия только по кухонной зоне. Я же расскажу лишь о некоторых, удививших меня, предметах:
Вот такую передовую паровую печь мы увидели в усадьбе. Львову попал на глаза рекламный буклет с описанием достоинств паровой печи Кларка, используя чужую идею, он создал печь, которая использовала минимум дров. Слева, похожая на утятницу, посуда для приготовления блюда – щука с голубым пером.
Длина правильной щуки должна быть такой, чтобы нос упирался в одну стенку, а хвост в другую. Крупные щуки считались старыми и сухими, кроме того, дворяне ели щуку, выловленную только в феврале или марте. Такая щука жирна и не пахнет тиной (ещё не наелась пахнущих тиной лягушек и головастиков). Щука тушится так, чтобы сохранился её голубоватый цвет кожи.
Экскурсовод с большим вдохновением прочитал нам стихи Державина, посвящённые обычному обеду сельского помещика.
Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь – икра,
и с голубым пером там щука пестрая – прекрасны!
(Державин «Евгению. Жизнь Званская», 1807)
Была в усадьбе и обычная русская печь
А на печи кот Мурза – особо мышеловистой казанской породы. На кухне много предметов, которые были широко распространены в начале XIX века, а теперь мало кто понимает, как использовать эти предметы.
Вот такой деревянной мутовкой пользовались вместо миксера
Впервые увидела специальную сковородку с длинной ручкой для жарки кофе. Для меня русская печь и кофе были разнесены по времени. Вспоминая, как я мучилась в 90-е с жаркой кофе, когда в магазине купить можно было только зелёный, мне подумалось, что русская печь с медленно затухающим жаром, очень подходит для жарки кофе.
Удивил меня этот стеклянный графинчик, а внутри ещё один стеклянный сосуд. Оказалось, что это мухоловка. Во внутренний сосуд наливали мыльную или сладкую воду, мухи слетались, а вылететь уже не могли. Но ещё больше я удивилась, когда вскоре прочла статью о нормативах, которые уже устарели, но не отменены, и за неисполнение которых можно получить штраф. Оказалось, что согласно инструкции минздрава СССР от 1951 года такими стеклянными мухоловками должны и сегодня быть оснащены общественные заведения.
Показали нам ещё ледник. Это не просто яма, а устройство со специальными ящиками-желудками, куда закладывали огромные кубы льда — кабаны. Поздней осенью с первыми морозами забивали скотину и птицу. Тушки обливали водой, подмораживали, и в такой ледяной глазури хранили в ледниках. Вкус такого мяса, в отличие от солонины, оставался практически таким же, как при забое.
На полке неспроста показаны арбуз и ананас. Дело в том, что сановники обязаны были принимать гостей, в том числе и иностранных, показывать им достаток. На столе обязательно должны были быть заморские или не по сезону фрукты и овощи. Вторая жена Державина - Дарья Алексеевна была рачительной хозяйкой, осознав, что ананасы стоят дорого, она организовала их выращивание в своей оранжерее. Хватало и на стол, и на продажу.
На полке неспроста показаны арбуз и ананас. Дело в том, что сановники обязаны были принимать гостей, в том числе и иностранных, показывать им достаток. На столе обязательно должны были быть заморские или не по сезону фрукты и овощи. Вторая жена Державина - Дарья Алексеевна была рачительной хозяйкой, осознав, что ананасы стоят дорого, она организовала их выращивание в своей оранжерее. Хватало и на стол, и на продажу.
Может быть потому, что наш экскурсовод был родственником 2-й жены Державина, но с его слов выходило, что Державину очень повезло с женой. Она не только вела рачительно хозяйство, но и находила средства на выплату кредитов. Её кабинет небольшой, без излишеств, даже не верится, что это кабинет женщины – всё только по делу. Контроль над деньгами был строжайший, учитывалась даже стоимость муравьёв для соловья — треть копейки.
Она руководила лесопильней, суконной фабрикой, имением на Украине, пока муж сочинял оды и руководил (честно и самоотверженно) государственными делами. Гид рассказал, что Дарья Алексеевна выделяла фиксированную сумму на игру в карты, только эту сумму муж мог проиграть, а вот карточные выигрыши шли в семейный бюджет на покрытие долгов. Домашние музыканты у неё были по утрам истопниками, а привратники по ночами были обязаны вязать носки.
Своих детей у Державина не было ни в первом (жена умерла), ни во втором браке. Но в их доме воспитывались племянники второй жены. Дети (два сына и три дочери) его друга и свояка Львова, после ранней смерти Львова и его жены, росли на правах родных. Комната одной из племянниц типична для молодой дворянской девушки тех лет — небольшая, без излишеств. Впрочем, мебель из дорогой карельской берёзы.
За свою жизнь я была во многих музеях, но впервые нам разрешили не только потрогать, но и посидеть на стульях из карельской берёзы. Знала, что древесина карельской берёзы очень плотная, но даже представить не могла — насколько стул из карельской берёзы тяжёлый, одной рукой не поднять.
Зал для балов, в котором нам разрешили посидеть на дорогих стульях, и немного передохнуть, занимает как бы два этажа. В годы советской власти этажи были разделены и превращены в двухэтажное здание с комнатами- клетушками, каждой семье по одному окну. А во времена Державина здесь проходили литературные балы. Акустика изумительная — мне было слышно, что негромко говорил экскурсовод из противоположенного угла большого зала.
Буква «Ё» единственная, место рождения которой известно – она родилась в этом зале. В доме собирались люди обожавшие Россию, её культуру и язык. Накануне войны 1812 года, в противовес любви ко всему французскому, они объединились в общество «Беседа любителей русского слова». 200, а то и 300 человек собирались в этом зале на беседы. Собирались не только литераторы, но и сановники (впрочем, некоторые государственные деятели, как Державин и Дмитриев, были и литераторами).
Иван Иванович Дмитриев не заслужено забыт, хотя фразу - «мы пахали» из его басни про муху и вола знают многие.
Самым ярым почитателем русского языка в этом объединении был адмирал Александр Семёнович Шишков (1754 - 1841). Во времена, когда русской элите проще было выражать свои мысли на французском, писал статьи в защиту русских слов, которые заменяли на иностранные. Бильярд называл шарокатом, а кий — шаробитом. Адмирал, хоть и знал несколько языков, но исконно русское слово «кий» (тот же значение, что и в слове «ковать») напрасно считал иностранным. Его друг историк Карамзин, посмеиваясь над адмиралом, придумал фразу: «Хорошилище идёт по гульбищу из ристалища», которую интернет-знатоки приписывают и по сегодняшний день Шишкову. Может в чём-то адмирал и ошибался, но мне кажется абсолютно верной его мысль, что язык влияет на менталитет народа, с исчезновением языка, исчезнет и народ. Наглядно особенности русского менталитета показывает пара «друг»/ «другой», в то время, как в большинстве европейских языков «другой» - произошло от противоположенный мне, мой противник.
Хотя наша императрица Екатерина II до создания этого литературного объединения не дожила, но в одной из гостиной под стеклом хранится книга с поучительной сказкой «Царевич Хлор». Сказка была написана Екатериной Великой для четырехлетнего внука Александра, которого она очень любила. Екатерина II нарекла героя-царевича, странным для нас именем, Хлор, в честь римского императора Констанция I Хлора Величайшего (годы правления 305−306). Ядовитый элемент хоть и был уже открыт, но название «хлор» получит лишь после смерти Екатерины в 1812 году. Француз Гей-Люссак нашей доброй сказки о красивом и милом мальчике Хлоре не читал, иначе бы не портил имя Хлор. Сказка иносказательно учит, что нужно быть разумным, неленивым, не поддаваться на уговоры льстецов, праздных, пьющих, помогать тем, кто несёт справедливость и правду. В общем ничему плохому бабушка внука не учила.
Портретов Екатерины II в музее несколько. В соломенной гостиной весит этот портрет кисти Левицкого, идея Львова. Екатерина Великая – матушка России сжигает маки – символ собственного спокойствия на алтаре служения народу.
Отрывок из оды «Фелица» , подходящий к этому портрету:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.
Особенно нравится самоирония последних 2-х строк.
Отрывок из оды «Фелица» , подходящий к этому портрету:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.
Особенно нравится самоирония последних 2-х строк.
Обратила внимание, что для людей, живших в эпоху Екатерины II, императрица - вкалывающая, скромная в еде, справедливая и мудрая. В советских учебниках, прижавшая крестьян так, что они взбунтовались (восстание Пугачёва 1773-1775 годы). В 90-е за неимением хлеба, было открыто много видеопрокатов. На обложке одной из кассет: наша царица на фоне эрегированного коня и надпись типа «Екатерина и её любовники», и вот наступило новое время - «Крым наш», проходят выставки, посвящённые Екатерине, отвоевавшей для России столь нужный выход в Черное море. Эх, казалось бы, незыблемая история прошлого, меняется в зависимости от текущей власти.
Екатерина Великая оказала большое влияние на судьбу Державина. В то время, когда девятнадцатилетний Гавриил Романович нёс службу в гвардейском полку, а Екатерина ещё не была Великой, полк поддержал Екатерину в дворцовом перевороте 1762 года. Екатерина гвардейцев не забыла, всем помогла в карьерном росте.
Карьерному росту и связям при дворе способствовала и первая жена Державина. Екатерина Яковлевна(1760-1794) была дочерью камердинера Петра III, её мать была кормилицей Павла I. Катеньке Бастадион на момент свадьбы было 17, жених был вдвое старше . Примерно в это же время Боровиковский написал её портрет. Литография 1864 года с портрета хранится в музее. Гавриил Романович, чувства, которые он описал в стихотворении – предложении брака, пронёс через 17 лет брака.
Хотел бы похвалить, но чем начать, не знаю:
Как роза, ты нежна; как ангел, хороша;
Приятна, как Любовь; любезна, как Душа;
Ты лучше всех похвал, — тебя я обожаю.
В ответ юная Катенька написала «Вы мне не противны» и вышла замуж.
Хотел бы похвалить, но чем начать, не знаю:
Как роза, ты нежна; как ангел, хороша;
Приятна, как Любовь; любезна, как Душа;
Ты лучше всех похвал, — тебя я обожаю.
В ответ юная Катенька написала «Вы мне не противны» и вышла замуж.
Екатерина Яковлевна была умна, мила, весела и нескандальна. Рисовала, вышивала, вязала, создала Державину тихий и счастливый домашний уют. Державин писал: « Жизнь столь милою женою/Рай во всякой стороне». Окружение Державина было очаровано ею. Тем страшнее для него оказалась её скоропостижная смерть:
Роют псы землю, вкруг завывают,
Воет и ветер, воет и дом;
Мою милую не пробуждают;
Привела лишь три строчки из стихотворения «На смерть Катерины Яковлевны», но и над остальными строками уплакаться можно. Понимая чувства друга и желая его уберечь от бесплодных страданий, Львов предложил Державину жениться на сестре своей жены. И через полгода Львов с Державиным стали не только друзьями, но и свояками. И хотя ещё несколько лет Гавриил Романович писал стихи, посвящая умершей жене, второй брак оказался также удачным. Если первый брак был нежным счастьем, то второй честным, счастливым, полным взаимной заботы партнёрством.
В усадьбе есть одна маленькая комната, резко отличающаяся от аскетичных залов, она для Державина была памятью о рано ушедшей жене. Державин приглашал для общения сюда только близких друзей и родных, помнивших милую Катерину Яковлевну.
В этой небольшой комнате, отделённой от других помещений шёлковым балдахином, П-образный диван. Комната так и называется «Диванчик». Создана по проекту Н.А. Львова, на память о русско-турецких войнах за Крым (« И эта выдумка диванов/ По чести месть нам от султанов»)
Входить в комнатку нельзя, но меня видно в зеркале, так что я частично побыла в комнате лучших друзей Державина.
В этой комнатке Державин любил общаться тет - а – тет.
Сядь, милый гость! Здесь на пуховом
Диване мягком отдохни;
В сем тонком пологу перловом
И в зеркалах вокруг усни...
(Перловый – это не про крупу, а про перл – жемчуг)
В этой комнате, как и в некоторых других залах, обязательным атрибутом человека, ведущего записи был столик-бобик (Бобик не собачка, а форма боба, такие столы ввела в моду Екатерина II)
Как не покажется странным, но достоверно, что именно здесь в этой уютной комнате Гавриил Романович вместе со своим другом – членом Ревизионной коллегии Петром Лукичом Вельяминовым(1752-1805) разрабатывал пути борьбы с коррупционными схемами. «Милый гость» - Вельяминов, как и сам Державин славился своей безупречной честностью. («Беззаботный света житель», потеряв своё жильё жил у Львова)
Ещё один зал, который мне очень понравился.
Как не покажется странным, но достоверно, что именно здесь в этой уютной комнате Гавриил Романович вместе со своим другом – членом Ревизионной коллегии Петром Лукичом Вельяминовым(1752-1805) разрабатывал пути борьбы с коррупционными схемами. «Милый гость» - Вельяминов, как и сам Державин славился своей безупречной честностью. («Беззаботный света житель», потеряв своё жильё жил у Львова)
Ещё один зал, который мне очень понравился.
Фото не моё, а взято с сайта музея, для того чтобы и те кто не был в музее, могли увидеть тёплое изящество помещения. В музее этот зал называют Соломенная гостиная, но самом деле это не гостиная, а холл. Подражая традициям тёплой Италии, эта небольшая комната была первым помещением, в которое попадали гости с улицы.
Небольшое помещение оборудовано сразу двумя печами, каждая из которых предназначена для обогрева большого зала. Но погода Санкт-Петербурга, хоть его и называют Северной Венеции, отличается от погоды в Италии. Зимой отказались от входа через это помещение, а летом в промозглые дни печи протапливали, чтобы холодный воздух не попадал с входящими в другие помещения.
Подлинные соломенные обои, украшенные шёлковой вышивкой, за столько лет не сохранились. Но и вновь созданные обои, из жёлтой тонкой тростниковой соломки с вышивкой, чудо как хороши. И как я не старалась передать на фото их прелесть, но не видна их фактурность, не видно, что это соломка и шёлк, не видна шероховатая объёмность.
В усадьбе была ещё музыкальная гостиная с модным в то время диваном в египетском стиле. Стиль связан с Египетскими походами Наполеона (1798-1801) и не даёт нам забыть о годах, когда Россия была очарована Наполеоном . На стене модные в то время картины руин популярного в те времена «певца руин» итальянского художника Франческо Альботто(1720-1757)
Тихогромом выпуска 1792 года.
Экскурсия длилась 2, 5 часа. Переполненная новыми знаниями голова и ноги слаженно гудели. Договорились, что по весне мы вернёмся, пройдёмся по саду усадьбы, и нам Сергей Дмитриевич расскажет малоизвестные факты о декабристах.
#УсадьбаДержавина
Экскурсия длилась 2, 5 часа. Переполненная новыми знаниями голова и ноги слаженно гудели. Договорились, что по весне мы вернёмся, пройдёмся по саду усадьбы, и нам Сергей Дмитриевич расскажет малоизвестные факты о декабристах.
#УсадьбаДержавина
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.