Реклама выставки в Эрмитаже «Монарх живописи Пьеро делла Франческа» обещала, показать художника, который первый стал использовать в своих картинах перспективу. Произведения Пьеро делла Франческа не представлены в российских музейных собраниях, и была уверена, что ни его самого, ни его картин я не знаю. Но оказалось, что и картины его видела, более того у меня с этим итальянским художником и математиком есть общий знакомый.
Мне было приятно узнать, что он оказался учителем Луки Пачоли, и что это он подсказал Луке идею двойного бухгалтерского учёта по дебету и кредиту. (Бухгалтерам Акроса мой привет) Жил Пьеро делла Франческа (1420-1492) на рубеже эпох: Средневековье – Возрождение. Когда только-только художники осмеливались писать не святых, а людей, живущих рядом. Выставка проходила в небольшом пикетном зале Эрмитажа.
Устроители выставки собрали вместе картины, находившиеся в разных странах, и это позволило, переходя от картины к картине увидеть, как Средневековье превращалось в Возрождение. До Пьеро делла Франческа рисовали так:
Сравните с картиной "Мадонна с Младенцем". 1435-1440 гг.
Пятнадцатилетний Пьеро рисует свою Мадонну уже с попыткой передать объём. Это сейчас нам уже на школьных уроках рисования рассказывают о перспективе, тогда же это было нечто небывалое. Много раз слышала обывательские рассуждения, что вундеркинды, талантливые в детстве, ничего особого не представляют во взрослой жизни, но это не про Пьеро. Выросший без отца, в семье без особого достатка и возможностей, сделал себя сам. Был не только великим художником, но и математиком. Обратила внимание, что мадонна для южанки светлая, да и еврейский мальчик Иисус белокожий
Святой Иероним с донатором Джироламо Амади 1450г
Тридцатилетний художник рисует заказчика картины (донатора) перед святым Иеронимом, хотя и на коленях, но в тех же пропорциях, что и святого. (К этому времени другие, если и рисовали простых смертных, то в унизительно маленьком виде). Ноги святого отбрасывают тень, подчёркивая человекообраз святого. Книга уже написана по всем современным законам перспективы. Впрочем, горы на заднем плане, пока напоминают театральный задник.
Портрет Сиджизмондо Пандольфо Малатеста 1451г.
Мне нравится, что в последние годы на выставках картин, рядом с полотном, находится табличка с текстом об этой картине. Вот и в этом тексте рассказ о правителе города Римини, для которого в политике не существовало никакой морали, грехов накопил столько, что был отлучён от церкви папой Пием II. Впрочем, для жителей города сделал так много хорошего, что те чтят и помнят его до сих пор. Тёмный фон, светлое лицо – контраст, делающий портрет похожим на барельеф Время творчества Пьеро делла Франческа – Раннее Возрождение. Европа, вспомнив творчество древних римлян и греков, возрождают его вновь. Вот и этот портрет, так явно напоминает гордые профили с римских монет
Одна из самых знаменитых картин художника «Мадонна дель Парто» 1457 года на выставке не было, она не вывозная, но показывали фильм об этой картине.
Фреска изначально создавалась для церкви Санта-Мария-ин-Сильвис в Монтерки и посвящена матери художника, уроженке тех мест. Заботясь о сохранности фрески, её переносили с места на место несколько раз. Но это не картина на холсте, а живопись по штукатурке, и ей не так просто менять место жительство. И опять же оказалось, что я её видела, но не обратила внимания, в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия» (1983г), хотя по сюжету фильма она имеет большое значение в жизни главного героя.
У меня не хватит сил подробно описать почти два десятка, поэтому расскажу сразу о картине, которая часто иллюстрировала советские пособия для начинающих художников. Благовещение. Навершие алтаря 1460-1470 Ангел и Мария лишь прелюдия к математически просчитанной колоннаде
Художнику 40 лет. Он уже встречался с Папой Римским. Уже им нарисованы фрески в нескольких соборах. Богатые и знатные желают видеть себя на портретах маститого художника
На картине «Мадонна с младенцем (Мадонна Сенигалия).1470г», которая была заказана урбинским герцогом Федерико да Монтефельтро по случаю свадьбы его дочери вижу опять светлокожих итальянок. В отличие от техники тех времён художник нашёл возможность передавать тонкие ткани.
На написанной в том же году картине «Святой Михаил» у главы святого воинства прозрачный воротничок.
На выставке был и портрет самого урбинского герцога Федерико да Монтефельтро
Федерико да Монтефельтро (1422-1482) был личностью интересной. Задолго до того как Томас Мор(1478-1535) придумал свою Утопию и ввёл этот термин, герцог Урбино уже проработал идею идеального города, в котором было бы всё продуманно и красиво как в архитектурном , так и в социальном плане. В отличие от других утопистов герцог Урбино первую часть выполнил и создал, пригласив выдающихся архитекторов и художников, один из лучших европейских архитектурных ансамблей. А вот насколько была выполнена социальной часть задумки, никаких сведений не нашла. Пьеро делла Франческа тоже принимал участие в строительстве этого города.
А портрет мальчика с рекламного щита – это портрет Гвидобальдо (1472-1508) – сыночка Федерико да Монтефельтро (ок.1483 г.) .
Светлые тщательно прорисованные волосы, нежное лицо. Опять же профиль как с античной медали. Гвидобальдо унаследует власть отца и станет покровителем искусств. И, кто знает, стал бы Рафаэль великим художником Рафаэлем, если бы не финансовое покровительство Гвидобальдо да Монтефельтро Пока искала любопытные факты из жизни художника, увидела ещё одну картину, которой не было на выставке.
Бичевание Христа. Ок. 1455–1460 Этот диптих показывает бичевание Христа перед Пилатом, и спокойствие уважаемых граждан. Картина рождает много мыслей на разные темы и не случайно часто служит иллюстрацией к статьям на около религиозные и нравственные темы.
Пьеро делла Франческа прожил 72 года, но после 60 он стал терять зрения, и уже не мог с тщательностью прорисовывать детали. Не имея возможности заниматься живописью, он занялся теоретической обработкой своих знаний. Его трактаты, посвященные математике и геометрии стали учебниками для следующих поколений математиков, архитекторов, экономистов. На выставке была уникальная рукопись «О перспективе в живописи» 1480 года из собрания Фонда «Палаццо Маньяни», являющееся основой понимания всей перспективы и сути визуальных иллюзий Ренессанса.
А также несколько трактатов- копий с его работ, и манускрипт Архимеда с пометками и рисунками Пьеро делла Франческа
На днях пожилая учительница истории одной из Санкт-Петербургских школ, с нажимом заявила, что она не видит необходимости ходить в Эрмитаж, что была 20 лет назад, составила впечатление и достаточно. Воспитывать никого не собираюсь, тем более малознакомых. Статьи же я пишу для тех, у кого есть желание, но нет возможности. В Эрмитаже регулярно проводятся интересные выставки, но они временные, не успел сходить, и что-то в этой жизни не увидел и недопонял.
Экскурсии с Любой Пантюхиной
:Любовь Пантюхина (Страхова)
#_СПб #_ВыставкиИнтерактивы
Реклама выставки в Эрмитаже «Монарх живописи Пьеро делла Франческа» обещала, показать художника, который первый стал использовать в своих картинах перспективу. Произведения Пьеро делла Франческа не представлены в российских музейных собраниях, и была уверена, что ни его самого, ни его картин я не знаю. Но оказалось, что и картины его видела, более того у меня с этим итальянским художником и математиком есть общий знакомый.
Жил Пьеро делла Франческа (1420-1492) на рубеже эпох: Средневековье – Возрождение. Когда только-только художники осмеливались писать не святых, а людей, живущих рядом. Выставка проходила в небольшом пикетном зале Эрмитажа.
До Пьеро делла Франческа рисовали так:
Обратила внимание, что мадонна для южанки светлая, да и еврейский мальчик Иисус белокожий
Святой Иероним с донатором Джироламо Амади 1450г
Портрет Сиджизмондо Пандольфо Малатеста 1451г.
Тёмный фон, светлое лицо – контраст, делающий портрет похожим на барельеф
Время творчества Пьеро делла Франческа – Раннее Возрождение. Европа, вспомнив творчество древних римлян и греков, возрождают его вновь. Вот и этот портрет, так явно напоминает гордые профили с римских монет
Благовещение. Навершие алтаря 1460-1470
Ангел и Мария лишь прелюдия к математически просчитанной колоннаде
На картине «Мадонна с младенцем (Мадонна Сенигалия).1470г», которая была заказана урбинским герцогом Федерико да Монтефельтро по случаю свадьбы его дочери вижу опять светлокожих итальянок. В отличие от техники тех времён художник нашёл возможность передавать тонкие ткани.
А портрет мальчика с рекламного щита – это портрет Гвидобальдо (1472-1508) – сыночка Федерико да Монтефельтро (ок.1483 г.) .
Пока искала любопытные факты из жизни художника, увидела ещё одну картину, которой не было на выставке.
Этот диптих показывает бичевание Христа перед Пилатом, и спокойствие уважаемых граждан. Картина рождает много мыслей на разные темы и не случайно часто служит иллюстрацией к статьям на около религиозные и нравственные темы.
Пьеро делла Франческа прожил 72 года, но после 60 он стал терять зрения, и уже не мог с тщательностью прорисовывать детали. Не имея возможности заниматься живописью, он занялся теоретической обработкой своих знаний. Его трактаты, посвященные математике и геометрии стали учебниками для следующих поколений математиков, архитекторов, экономистов. На выставке была уникальная рукопись «О перспективе в живописи» 1480 года из собрания Фонда «Палаццо Маньяни», являющееся основой понимания всей перспективы и сути визуальных иллюзий Ренессанса.