Чего опасаться? Передвижение (сплав или подъем вверх по течению) по рекам, плавание по озерам и вдоль побережий морей имеет свои определенные особенности, положительные и отрицательные стороны. Экономия сил и скорость передвижения имеют в экстремальной ситуации первостепенное значение. Но... Все это хорошо только при сплаве вниз по течению реки или при плавании по открытым водным пространствам без каких-либо препятствий в хорошую погоду. При необходимости подъема вверх по реке использование, например, плота просто невозможно, а передвижение на лодке зависит от скорости течения реки, физических возможностей, наличия или отсутствия порогов. Поэтому при выборе способа передвижения в экстремальной ситуации все эти особенности необходимо принимать во внимание. Но для успешного плавания вниз по реке и подъема против течения необходим определенный опыт. Основные опасности при плавании по рекам: 1. В середине лета и осенью наиболее сложные препятствия на реках - перекаты и мели. 2. Весной на быстрых реках очень опасны изголовья островов с заломами (завалами) стволов деревьев, принесенных рекой. Если рулевой вовремя не среагирует на залом, то лодку нанесет на него боком, это может привести к ее опрокидыванию и затаскиванию под завал. 3. При сплаве весной по небольшим рекам, на которых есть наледи, следует опасаться нависающих больших льдин, под которыми река промыла себе туннель или свод-полутуннель. 4. Наиболее часто встречающееся препятствие на таежных и тропических реках - нависающие над водой деревья. При быстром течении лодку заносит под такое дерево, и оно сбивает груз, людей и даже опрокидывает лодку. 5. Большую опасность представляют при сплаве по рекам коряги и "топляки". 6. Еще более неприятные препятствия на узких и извилистых таежных и тропических реках - завалы. Иногда это одно дерево, плавающее на воде или лежащее на дне, иногда много деревьев, заваливших русло реки на протяжении нескольких десятков и даже сотен метров и возвышающихся высоко над водой. Единичные деревья можно обойти или пройти под ними, завал же из многих деревьев необходимо обходить по берегу. Но часто этого сделать нельзя из-за обычного в таких местах густого леса и непроходимых зарослей кустарника. Особенно опасны длинные завалы на быстрых речках и протоках больших рек, имеющих широкий проход, постепенно сужающийся и сдавленный торчащими вершинами деревьев. 7. Наибольшую опасность для спуска и подъема по рекам представляют пороги и шиверы, встречающиеся как на горных реках, так и на реках среднегорных возвышенностей. 8. Самая большая опасность на пороге - камни и большие волны. 9. Часто в районе сливов и ворот порога возникают косые волны, отбитые от берега или больших камней. При плавании по бурным горным рекам пороги и шиверы следуют непрерывно друг за другом и представляют большую опасность. Спуск по таким рекам наиболее безопасен на маленьком плоту, так как вода с плота стекает и опрокинуть его труднее, чем лодку. 10. Очень опасны для сплава узкие ущелья, в которых река пересекает горный хребет. В такие ущелья река входит спокойным потоком, но дальше, даже при отсутствии порогов, набирает скорость и мчится с такой быстротой, что на поворотах разбивает лодки и плоты о скалы. Поэтому все опасные или непроходимые для лодок участки необходимо обойти.
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ВЫЖИВАНИЕ.
Сплав на лодке или самодельном плоту.
Чего опасаться?
Передвижение (сплав или подъем вверх по течению) по рекам, плавание по озерам и вдоль побережий морей имеет свои определенные особенности, положительные и отрицательные стороны. Экономия сил и скорость передвижения имеют в экстремальной ситуации первостепенное значение. Но...
Все это хорошо только при сплаве вниз по течению реки или при плавании по открытым водным пространствам без каких-либо препятствий в хорошую погоду. При необходимости подъема вверх по реке использование, например, плота просто невозможно, а передвижение на лодке зависит от скорости течения реки, физических возможностей, наличия или отсутствия порогов.
Поэтому при выборе способа передвижения в экстремальной ситуации все эти особенности необходимо принимать во внимание. Но для успешного плавания вниз по реке и подъема против течения необходим определенный опыт.
Основные опасности при плавании по рекам:
1. В середине лета и осенью наиболее сложные препятствия на реках - перекаты и мели.
2. Весной на быстрых реках очень опасны изголовья островов с заломами (завалами) стволов деревьев, принесенных рекой. Если рулевой вовремя не среагирует на залом, то лодку нанесет на него боком, это может привести к ее опрокидыванию и затаскиванию под завал.
3. При сплаве весной по небольшим рекам, на которых есть наледи, следует опасаться нависающих больших льдин, под которыми река промыла себе туннель или свод-полутуннель.
4. Наиболее часто встречающееся препятствие на таежных и тропических реках - нависающие над водой деревья. При быстром течении лодку заносит под такое дерево, и оно сбивает груз, людей и даже опрокидывает лодку.
5. Большую опасность представляют при сплаве по рекам коряги и "топляки".
6. Еще более неприятные препятствия на узких и извилистых таежных и тропических реках - завалы. Иногда это одно дерево, плавающее на воде или лежащее на дне, иногда много деревьев, заваливших русло реки на протяжении нескольких десятков и даже сотен метров и возвышающихся высоко над водой.
Единичные деревья можно обойти или пройти под ними, завал же из многих деревьев необходимо обходить по берегу. Но часто этого сделать нельзя из-за обычного в таких местах густого леса и непроходимых зарослей кустарника. Особенно опасны длинные завалы на быстрых речках и протоках больших рек, имеющих широкий проход, постепенно сужающийся и сдавленный торчащими вершинами деревьев.
7. Наибольшую опасность для спуска и подъема по рекам представляют пороги и шиверы, встречающиеся как на горных реках, так и на реках среднегорных возвышенностей.
8. Самая большая опасность на пороге - камни и большие волны.
9. Часто в районе сливов и ворот порога возникают косые волны, отбитые от берега или больших камней. При плавании по бурным горным рекам пороги и шиверы следуют непрерывно друг за другом и представляют большую опасность.
Спуск по таким рекам наиболее безопасен на маленьком плоту, так как вода с плота стекает и опрокинуть его труднее, чем лодку.
10. Очень опасны для сплава узкие ущелья, в которых река пересекает горный хребет. В такие ущелья река входит спокойным потоком, но дальше, даже при отсутствии порогов, набирает скорость и мчится с такой быстротой, что на поворотах разбивает лодки и плоты о скалы. Поэтому все опасные или непроходимые для лодок участки необходимо обойти.