Мокрым по мокрому рисуют во всех вальдорфских садиках каждую неделю. Что нужно: листы бумаги (ватман, бумага для акварели или любая не очень тонкая бумага, хорошо впитывающая влагу), плоская широкая кисточка размер щетины 20-22, краски для рисования, разведённые в баночках, достаточно 3 цветов: желтый, красный, синий, губка. Подготовка. Вашему ребенку понравится вместе с Вами готовить стол для рисования. Дети часто с интересом наблюдают за любой работой взрослых, и готовы в этом помочь. Совместная с ребенком (от 2-ух лет) подготовка очень важна, и она уже является самостоятельной фазой занятий. Итак, стаканчик-непроливайку наполняем водой, а рядом с ним положим губку для того, чтобы промокать слишком влажную кисточку, перед окунанием ее в краску. Краски разводим и размешиваем до однородности в в стаканчиках для краски. Лист для живописи погружаем в емкость с водой (небольшой тазик, ванночку) и тщательно расправляем губкой на столе, я бы сказала приклеиваем к столу, чтобы не было пузырей. Начинаем рисовать! Хорошо, если Вы сразу зададите ребенку какую-нибудь тему: нарисовать, то, что видели на прогулке, или прочитаете сказку, и попросите нарисовать наиболее запомнившийся ее фрагмент. Тем не менее, спонтанное рисование – когда ребенок рисует все что хочет или может, придает замысловатым формам названия, порой такие же замысловатые, и «оживляет» их в своем воображении, либо просто «марает» бумагу – следя за переходами и завораживающими слияниями и градациями красок разных цветов. Казалось бы, тремя основными цветами (красный, голубой, желтый) мы ограничиваем ребенка, — но это не так, мы напротив - предоставляем ему великолепную возможность экспериментировать и таким образом - создавать самостоятельно богатую в нюансах цветовую палитру. На мокром листе отдельные краски смешиваются и перетекают друг в друга во многих местах, и возникают промежуточные цвета — зеленый, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Наблюдая за этими метаморфозами – дети радуются, и удивляются: они - творцы, они - первооткрыватели! Так же как и в случае с игрой цвета на бумаге, ребенок с интересом будет наблюдать за постоянно меняющимся цветом воды в стаканчике, котором промываются кисти. Когда весь лист уже занят рисунком, и краски светятся и блестят благодаря присутствию в них элемента воды, у ребенка наступает пик «художественного» удовлетворения! Потом, когда картина уже убрана для просушки, она уже не представляет для ребенка такого интереса. При технике рисования «мокрым по мокрому» - соединение жидкой краски с влажным листом создает расплывчатые контуры, что только лучше для полета фантазии ребенка - он в течение всего занятия продолжает творить образы. Когда ребенок добавляет новую краску к уже начатому рисунку, в его фантазии часто возникает новая смысловая связь, которую он потом развивает в последующем рисовании. Во время спонтанного рисования или после его завершения - спросите ребенка о рисунке: какие цвета они считает особенно красивыми и какое содержание, сюжет он отразил в нарисованной картине. Это способствует активизации детского воображения. Как ведут себя дети: • Ребенку 1,5-3 года: Даже для детей самого нежного возраста - рисование акварелью уже представляет собою радостное переживание. От малыша не стоит ждать, что он быстро освоит некоторые технические действия, например, будет промывать кисть каждый раз перед тем, как обмакнуть ее в новую краску. Также кроха по началу не сможет целенаправленно водить кистью. Чаще всего дети этого возраста водят кисточкой по бумаге волнообразно или зигзагообразно. Для них самое важное – это возникающий в результате движения след. • Ребенку 3-4-5 лет: Если малыши раннего возраста рисуют большей частью старательно и молча, то трех- четырех- и пятилетние дети охотно комментируют — если на их листе происходит нечто особенное. • Ребенку 5-6 лет: Пяти- и шестилетние дети рисуют преимущественно молча, сосредоточенно и аккуратно. Изредка во время рисования они могут делиться с Вами своими замечаниями относительно красок или содержания своей картины. Перед началом рисования, они обычно уже сформировали себе представление об определенном цвете, которого они хотят добиться, или о предмете — которого хотят нарисовать. Как и многие другие способности, умение рисовать лучше всего приобретается ребенком-дошкольником - через подражание взрослому. Замечательно, если ребенок может наблюдать за рисованием Вас, или своих старших братьев и сестер. Он схватывает все на лету, как увидел, в соответствии со своим возрастом. Малышу до 3-4 лет, если Вы в данный момент рисуете, тоже захочется сразу рисовать, в то время, как 5-6 летние ребята могут предпочесть рисовать сами и в другое время. А технические процессы, связанные рисованием — к примеру приготовление материала и его уборка, промывание кисти, перед окунанием ее в краску – станут хорошей привычкой благодаря подражанию Вам, особенно, если Вы будете привлекать на это внимание ребенка. Дети по своей природе имеют потребность повторять или подражать всем действиям за другими людьми, с которыми непосредственно общается. Поэтому во многом сознательные действия родных и близких ребенку людей – воздействуют на него гораздо более глубоким и устойчивым образом, чем объяснения и поучения на словах. АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ: 1. Наши отечественные Гамма, Черная речка, Белые ночи...Ленинград - можно купить поштучно, бывает в худ. салонах или купить немецкую жидкую акварель Штокмар (в Меркуриусе). 3. Цвета: красный (кармин), жёлтый (кадмий), синий (ультрамарин и кобальт, можно купить оба цвета). Я покупаю в кюветах, они совсем недорогие. Один кювет стоит примерно 60 рублей. Чтобы подготовить краску для рисования надо просто набрать воды в баночку, и кисточкой развести: то есть кисточка в краску, помусолили в краске и в воду, и так несколько раз))) В кюветах - это твёрдая краска. Хватит надолго. Кисти обязательно щетина 20 или 22 размера. Тонкие кисточки не подходят. Три коротких видео-урока А. Цвелика «Техника рисования «мокрым по мокрому» с маленькими детьми»: ЧТО ДАЁТ ДЕТЯМ ТАКАЯ ЖИВОПИСЬ: Детям эта живопись очень нравится. Но тут дело не только в интересе, сама эта техника очень гармонично влияет на детей, на их внутренние душевные переживания. Цвет влияет на формирование даже тела ребёнка. Немножко процитирую из книги "Живопись в образовании": "Душевный элемент мира выражает себя в существе цвета. Одновременно цвет выражает переживания человеческой души. Живопись по мокрому соединяет в себе цвет и движение. Ребёнок имеет огромное количество созидательных творческих сил, и он хочет их использовать. При помощи цвета и воды мы можем начать соединять эти созидательные силы с неподвижным выкристаллизованным миром. И ребёнок учится жить в этом. Воздвигается мост между тем, что уже состоялось и творческой силой ребёнка. Снова и снова ребёнок будет переживать мягкую, подвижную краску, которая медленно высыхая, фиксирует форму и переходы". (Поём) К радуге в гости В лес расписной Красный и жёлтый и голубой История: Вышла кисточка гулять, Горку увидела (растопыриваем левую руку, держим вверх пальцами) И на горку босиком Весело помчалась. На горку с горки (5 раз, проводим по каждому пальчику) И опустилась с высокой горы (спиралеобразно проводим кисточкой по руке вниз). Встретила кисточка полянку. Поздоровалась с ней: «Почему, полянка, ты такая грустная?» -Как мне не грустить? Вокруг столько разных красок!» -Не грусти,- сказала кисточка, - я помогу тебя раскрасить. Сначала надо вымыть ножки кисточке, вытереть об коврик. Каждая краска живёт в своём домике, они могут смешиваться только на нашем листочке. Если захотите в гости к другой краске, нужно обязательно вымыть ножки кисточке. Краски могут ходить в гости друг к другу. Вот существует ещё песенка перед занятием живописью по мокрому: (мелодия в приложении): Звёзды, солнце и луна, Дайте красной, синей краски, Чтоб раскрасить наши платья. Солнце на небе сияет, Звёзды высоко сверкают, И синички нам поют, В гости нас к себе зовут. Автор подборки Елена Гринталь
Очумелые ручки (hand-made)
Делать то, что любишь - свобода. Любить то, что делаешь - счастье.
Imagination. Идеи для рукоделия.
ВСЁ ПРО ЖИВОПИСЬ "МОКРЫМ ПО МОКРОМУ"
Мокрым по мокрому рисуют во всех вальдорфских садиках каждую неделю.
Что нужно: листы бумаги (ватман, бумага для акварели или любая не очень тонкая бумага, хорошо впитывающая влагу), плоская широкая кисточка размер щетины 20-22, краски для рисования, разведённые в баночках, достаточно 3 цветов: желтый, красный, синий, губка.
Подготовка. Вашему ребенку понравится вместе с Вами готовить стол для рисования. Дети часто с интересом наблюдают за любой работой взрослых, и готовы в этом помочь. Совместная с ребенком (от 2-ух лет) подготовка очень важна, и она уже является самостоятельной фазой занятий.
Итак, стаканчик-непроливайку наполняем водой, а рядом с ним положим губку для того, чтобы промокать слишком влажную кисточку, перед окунанием ее в краску. Краски разводим и размешиваем до однородности в в стаканчиках для краски. Лист для живописи погружаем в емкость с водой (небольшой тазик, ванночку) и тщательно расправляем губкой на столе, я бы сказала приклеиваем к столу, чтобы не было пузырей.
Начинаем рисовать! Хорошо, если Вы сразу зададите ребенку какую-нибудь тему: нарисовать, то, что видели на прогулке, или прочитаете сказку, и попросите нарисовать наиболее запомнившийся ее фрагмент. Тем не менее, спонтанное рисование – когда ребенок рисует все что хочет или может, придает замысловатым формам названия, порой такие же замысловатые, и «оживляет» их в своем воображении, либо просто «марает» бумагу – следя за переходами и завораживающими слияниями и градациями красок разных цветов.
Казалось бы, тремя основными цветами (красный, голубой, желтый) мы ограничиваем ребенка, — но это не так, мы напротив - предоставляем ему великолепную возможность экспериментировать и таким образом - создавать самостоятельно богатую в нюансах цветовую палитру.
На мокром листе отдельные краски смешиваются и перетекают друг в друга во многих местах, и возникают промежуточные цвета — зеленый, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Наблюдая за этими метаморфозами – дети радуются, и удивляются: они - творцы, они - первооткрыватели! Так же как и в случае с игрой цвета на бумаге, ребенок с интересом будет наблюдать за постоянно меняющимся цветом воды в стаканчике, котором промываются кисти.
Когда весь лист уже занят рисунком, и краски светятся и блестят благодаря присутствию в них элемента воды, у ребенка наступает пик «художественного» удовлетворения! Потом, когда картина уже убрана для просушки, она уже не представляет для ребенка такого интереса.
При технике рисования «мокрым по мокрому» - соединение жидкой краски с влажным листом создает расплывчатые контуры, что только лучше для полета фантазии ребенка - он в течение всего занятия продолжает творить образы. Когда ребенок добавляет новую краску к уже начатому рисунку, в его фантазии часто возникает новая смысловая связь, которую он потом развивает в последующем рисовании.
Во время спонтанного рисования или после его завершения - спросите ребенка о рисунке: какие цвета они считает особенно красивыми и какое содержание, сюжет он отразил в нарисованной картине. Это способствует активизации детского воображения.
Как ведут себя дети:
• Ребенку 1,5-3 года: Даже для детей самого нежного возраста - рисование акварелью уже представляет собою радостное переживание. От малыша не стоит ждать, что он быстро освоит некоторые технические действия, например, будет промывать кисть каждый раз перед тем, как обмакнуть ее в новую краску. Также кроха по началу не сможет целенаправленно водить кистью. Чаще всего дети этого возраста водят кисточкой по бумаге волнообразно или зигзагообразно. Для них самое важное – это возникающий в результате движения след.
• Ребенку 3-4-5 лет: Если малыши раннего возраста рисуют большей частью старательно и молча, то трех- четырех- и пятилетние дети охотно комментируют — если на их листе происходит нечто особенное.
• Ребенку 5-6 лет: Пяти- и шестилетние дети рисуют преимущественно молча, сосредоточенно и аккуратно. Изредка во время рисования они могут делиться с Вами своими замечаниями относительно красок или содержания своей картины. Перед началом рисования, они обычно уже сформировали себе представление об определенном цвете, которого они хотят добиться, или о предмете — которого хотят нарисовать.
Как и многие другие способности, умение рисовать лучше всего приобретается ребенком-дошкольником - через подражание взрослому. Замечательно, если ребенок может наблюдать за рисованием Вас, или своих старших братьев и сестер. Он схватывает все на лету, как увидел, в соответствии со своим возрастом. Малышу до 3-4 лет, если Вы в данный момент рисуете, тоже захочется сразу рисовать, в то время, как 5-6 летние ребята могут предпочесть рисовать сами и в другое время.
А технические процессы, связанные рисованием — к примеру приготовление материала и его уборка, промывание кисти, перед окунанием ее в краску – станут хорошей привычкой благодаря подражанию Вам, особенно, если Вы будете привлекать на это внимание ребенка.
Дети по своей природе имеют потребность повторять или подражать всем действиям за другими людьми, с которыми непосредственно общается. Поэтому во многом сознательные действия родных и близких ребенку людей – воздействуют на него гораздо более глубоким и устойчивым образом, чем объяснения и поучения на словах.
АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ:
1. Наши отечественные Гамма, Черная речка, Белые ночи...Ленинград - можно купить поштучно, бывает в худ. салонах или купить немецкую жидкую акварель Штокмар (в Меркуриусе).
3. Цвета: красный (кармин), жёлтый (кадмий), синий (ультрамарин и кобальт, можно купить оба цвета).
Я покупаю в кюветах, они совсем недорогие. Один кювет стоит примерно 60 рублей. Чтобы подготовить краску для рисования надо просто набрать воды в баночку, и кисточкой развести: то есть кисточка в краску, помусолили в краске и в воду, и так несколько раз))) В кюветах - это твёрдая краска. Хватит надолго. Кисти обязательно щетина 20 или 22 размера. Тонкие кисточки не подходят.
Три коротких видео-урока А. Цвелика «Техника рисования «мокрым по мокрому» с маленькими детьми»:
ЧТО ДАЁТ ДЕТЯМ ТАКАЯ ЖИВОПИСЬ:
Детям эта живопись очень нравится. Но тут дело не только в интересе, сама эта техника очень гармонично влияет на детей, на их внутренние душевные переживания. Цвет влияет на формирование даже тела ребёнка. Немножко процитирую из книги "Живопись в образовании": "Душевный элемент мира выражает себя в существе цвета. Одновременно цвет выражает переживания человеческой души. Живопись по мокрому соединяет в себе цвет и движение. Ребёнок имеет огромное количество созидательных творческих сил, и он хочет их использовать. При помощи цвета и воды мы можем начать соединять эти созидательные силы с неподвижным выкристаллизованным миром. И ребёнок учится жить в этом. Воздвигается мост между тем, что уже состоялось и творческой силой ребёнка. Снова и снова ребёнок будет переживать мягкую, подвижную краску, которая медленно высыхая, фиксирует форму и переходы".
(Поём) К радуге в гости
В лес расписной
Красный и жёлтый и голубой
История:
Вышла кисточка гулять,
Горку увидела (растопыриваем левую руку, держим вверх пальцами)
И на горку босиком
Весело помчалась.
На горку с горки (5 раз, проводим по каждому пальчику)
И опустилась с высокой горы (спиралеобразно проводим кисточкой по руке вниз).
Встретила кисточка полянку.
Поздоровалась с ней: «Почему, полянка, ты такая грустная?»
-Как мне не грустить? Вокруг столько разных красок!»
-Не грусти,- сказала кисточка, - я помогу тебя раскрасить.
Сначала надо вымыть ножки кисточке, вытереть об коврик.
Каждая краска живёт в своём домике, они могут смешиваться только на нашем листочке. Если захотите в гости к другой краске, нужно обязательно вымыть ножки кисточке. Краски могут ходить в гости друг к другу.
Вот существует ещё песенка перед занятием живописью по мокрому:
(мелодия в приложении):
Звёзды, солнце и луна,
Дайте красной, синей краски,
Чтоб раскрасить наши платья.
Солнце на небе сияет,
Звёзды высоко сверкают,
И синички нам поют,
В гости нас к себе зовут.
Автор подборки Елена Гринталь