Ойраты, Делкән Эзн Суут Богд Чиңгс-хан

Церен Балзанов. Победа, как завет отца" (отрывки из книги).
Потомок княжеских кровей
Хочется еще раз вспомнить историю о появление названия города Ессентуки и калмыцком чае, из «походного репертуара» Церена Санджеевича…
Когда путешествуешь по Кавказу, там все знают, что такое «калмыцкий чай». Куда бы мы ни приезжали, там с утра все пьют калмыцкий чай. Нальчик, Махачкала, Грозный, Моздок.
Когда нас спрашивали: «Вы откуда?»
Мы говорили: «Калмыки».
Они тут же нам предлагали калмыцкий чай.
Мы первое время удивляюсь: «Откуда на Кавказе знают калмыцкий чай?»
Тогда нам Церен Санджеевич рассказал историю про город Ессентуки. В месте, где сейчас расположен этот город, была большая битва между калмыками, которые стояли на рубеже охраны российских границ и кавказскими народами. И в этой большой битве полегло тысячи людей с обеих сторон. И у калмыков были огромные потери, и кавказцы потеряли много людей. Люди пришли к пониманию, что разумнее всё-таки остановить эту бойню. Был создан совет религиозных старейшин. С нашей стороны были ламы, с мусульманской стороны мулы. Выяснилось, что в том сражении полегли кавказские племена под семью знаменами и калмыцкие под двумя. В сумме получается - девять.
На калмыцком языке «есун» значит «9», а «тук», это «знамя». «Есунтук» – «9 знамен». Отсюда пошло название Ессентуки. И поскольку на тот момент калмыцкие войска были в доминирующем положение, им предложили, в качестве платы за победу, дать название этому месту на калмыцкий манер. Лама сказал: «Мы назовем это место в честь девяти погибших племен».
То есть, память не только о своих погибших, но и о погибших врагах. Назвали его Ессентуки («9 знамен»). А еще сказал Лама: «Мы хотим отныне, чтобы каждый кавказец, когда просыпался, вспоминал имя калмыков».
И подарили им рецепт «калмыцкого чая». Кавказцы его распробовали, поняли, что он полезный, сытный и вкусный. И теперь каждый кавказец утром просыпается и кричит своей хозяйке: «Давай, «калмык чай».
Так каждое утро они произносят имя калмыка. Вот такой народный фольклор. Естественно, ни в одном учебнике истории этого не было написано. А человек это знал и нам рассказывал.
…………………………………………………………
Церен Санджеевич много знал и о своих предках. Он говорил, что людям княжеского рода, которым он являлся, было необходимо знать семь колен своего рода. И он знал историю поколений каждого своего колена…
Родословная Балзанова начинается с правителя дербетов Далай – тайши.
Затем род с 1660 по 1670 возглавлял Салом – Серен – тайша.
Через 10 лет правление перешло к Менке – Темур – тайша, от которого власть перешла к Лаван – Дондук – тайша.
После Дондук – тайше во главе рода стояли Галдан – Церен – тайша, Убуши (Цебек
– Убуши) Улюмджи, его сын Утнасун – участник Отечественной войны 1812 года, Му –
Кукен, у которого родились сыновья Туркмед и Балзан.
Имя Балзана трансформировалось, как часто случалось в калмыцких семьях, в фамилию, у которого родились сыновья Бембе (будущий гелюнг) и Дорджи.
От Дорджи родился Гаря (1877). От Гаря родились Булун (1905) и Сандже (1907). От Сандже родились Эльзята (1935), Церен (1937) и Арстид (1940).
От Церена родились Карина (1961), Эргена (1965), Гилана (1974), Деля (!991).
От Арстид родился Карвен (1978).
От Эльгены родился Церен (1999). От Гиланы родилась Амина (1995).
…………………………………………
Дед Церена Санджеевича Гаря Дорджиевич Балзанов, как нойон был новатором, стремился постепенно перевести калмыков степняков к оседлому образу жизни, обучению детей грамоте, заботился о здоровье вверенных ему людей. Создал Ульдючинский фельдшерский пункт, две улусные школы, одна родовая аймачная школа.
Особое внимание обращал грамотности населения. Нередко перед началом уроков,
как говорят в народе, в «красной школе», с бугра, где находилось учебное заведение, наблюдал, как стекаются сюда по утрам ученики. Опоздавших ждало наказание, как и их
родителей. Стремился к открытию новых школ.
Гаря Дорджиевич являлся непререкаемым авторитетом у калмыков и русских правителей края. Подобным же авторитетом пользовался и его дядя – видный религиозный деятель Бембе Балзанов. Он являлся гелюнгом, начальником самого значимого и единственного в улусе Большого хурула «Доджид – Рацин» (Элиста).
При своем визите в Калмыкию Далай-лама XIV по просьбе руководителей республики указал место строительства хурула, в непосредственной близости от места нахождения Большого хурула «Доджид – Рацин» в районе поселка Аршан.
Гаря Дорджиевич был человеком прогрессивных взглядов. Пользовался заслуженным авторитетом в среде знатных людей российского государства. Получил официальное приглашение царя Николая II на празднование 300 – летия Дома Романовых.
В числе его надежных и преданных друзей были генералы Деникин, Дроздецкий. На их званных семейных праздниках Гаря был в числе самых уважаемых гостей. Неслучайно они, да генерал Корнилов, под занавес гражданской войны находили приют в поселке Лола имении калмыцкого друга.
С одним из основателей белогвардейского движения в России, Лавром Георгиевичем Корниловым дружба строилась, как на служебных отношениях, так и по национальному признаку. Отцом Корнилова был калмык Гильджир Дельдинов, матерью – донская казачка. Семья проживала в станице Семикаракорской Ростовской области.
Отец Гельджир, оставив семью, вернулся в калмыцкие степи. Мальчика Лавгу усыновил
брат супруги Гильджира, дав ему фамилию Корнилов. Так Лавга Дельдинов стал Лавром Корниловым. Особенно Гаря Дорджиевич дорожил дружбой с князем Галицким, который поддерживал «друга степей калмыка» во всех делах и свершениях, дарил подарки. В ответ ульдючинский нойон презентовал дом в урочище Элисты, куда князь с удовольствием ежегодно приезжал отдыхать с семьей. Привлекали высокую особу и его домочадцев «дикая» калмыцкая степь, сухой климат, исцеляющая сила кумыса.
Гаря Дорджиевич регулярно бывая в Северной Пальмире и Москве, любовался великолепными дворцами, зданиями школ, средних и высших учебных заведений и другими постройками градостроительства. Мечтал и в своем аймаке переустраивать жизнь степняков.
Начало к таким преобразованиям было положено в родовом имении Лола, когда был
отстроен огромный 2-х этажный дом для семьи нойона.

Комментарии