Вся жизнь кочевника, это боевая система, валяние войлока - это отработка удара, набивка локтей, коленей, езда на лошади - укрепление ног, расслабление мышц спины, когда мышцы туловища расслабляются и бьются на костной основе, массаж внутренних органов, возбуждение мышц малого таза, пробуждение кундалини.
Также, езда на лошади способствует быстрому прохождению пищи из желудка в кишечник, когда езда на свежем воздухе, встряска от езды, помогает лучшему перевариванию пищи, перистальтике кишечника. Выделка кожи, когда мнется шкура, выделываются сыромятные ремни, плетутся плети, арканы - все это укрепление связок и сухожилий. Наше традиционное питание, это тоже одно из условий нашего духа, калмыки, мясо ели обычно немного недоваренным, как говорится “буслсн махн – болсн тоота” – мясо, как только закипело, считается готовым, тогда тренируются зубы, а зубы, как и ногти, согласно китайской и тибетской медицины, это окна, выходящих на поверхность - сухожилий. Сухожилия управляются печенью. Чем крепче зубы и сильнее сжимаются челюсти, тем крепче и выносливей человек. В основном, в нашем рационе овца - баранина, которая согласно китайской и тибетской медицины относится к “халун киитә мал”, к животным с мясом, с горячей энергией, т.е. яновская, положительная энергия, которая легче усваивается и дает после переваривания положительную энергию. Раньше, да и местами и сейчас, с детства, детям давали варенный овечий хвост, чтобы удалить первородный кал - меконий и очистить желчь, такие дети не мерзнут, даже в холод. Ну и питательные вещества, имеющиеся в мясе, делают человека, его кости, суставы, мышцы, связки, сухожилия крепче. Особенно для бойцов полезны трубчатые кости, да и вообще мясо на кости, т.к. они легче в усвоении. У борцов, которые питаются говяжьими мотолыжками вываренными до кашеобразного состояния, холодца, съедаемые в горячем виде, суставы становятся мощными и увеличивается гибкость и подвижность суставов. Бульон от костей, вываренные несколько раз, дает очищенный костный жир, легкий, для усвоения. Конина, тоже дает положительную энергию, жир легко усваивается, конский жир даже в холодном виде долго не застывает, остается в жидком виде, дает большую энергию, зимой человек спокойно выдерживает морозы, если поест жирную конину и попьет бульона. Есть такая калмыцкая пословица: "Кит идсн күн кевтҗ чаддго" - Человек, поевший конские толстые кишки не может лежать, т.к. ему жарко и он встает с постели, выходит на холод чтоб остыть. При таком питании, для насыщения нужен малый объем такой пищи, значит больше места, для воздуха, который является энергией, способствующей лучшему перевариванию. Йоги рекомендуют не набивать желудок, оставляя место для воздуха, который является источником энергии, воздух поступая в легкие, сгорая там дает энергию, попадая в кровь делает его жиже, а жидкая кровь, это быстрая циркуляция, быстрые обменные процессы. Ну и кисло - молочные продукты, также укрепляют кости и сухожилия, восполняют баланс, делают перистальтику желудка сильнее, делают “стул” легче, и чаще, значит, кровь не загрязняется, потому, что нет вторичного загрязнения. Объясню, почему это важно, когда “стул” задерживается, и каловые массы задерживаясь, начинают терять влагу, по причине вторичного всасывания жидкости, эта грязная энергия, из жидкости переходит в кровь, воздействует на мозг, вызывает негативные эмоции и мысли. Далее, высушенный кал накапливаясь, воздействует на прямую кишку, раздражая слизистую, вызывая прилив крови к радиальным мышцам, рассположенным вокруг прямой кишки, вследствие чего, эти радиальные мышцы устают от напряжения и расслабляются и прямая кишка выпадает, вызывая геморрой, что приводит , к рассеиванию энергии, упадку сил, апатии. Об энергии песка, я услышал от шамана Ганболда, из Монголии, которого мне пришлось сопровождать по территории районов Калмыкии, это дало мне повод для размышлений на эту тему. Наши ветра, с песком и горячее солнце тоже несут большую энергию, ведь песок трется между Еще много, на эту тему есть у меня мыслей, про чай, про язык, про наши пословицы, сказки, Джангар, все это есть составляющие нашего духа. Также ветер, с точки зрения китайской медицины воздействует на печень, укрепляет его функцию, а мы знаем, что печень управляет сухожилиями, которые проводят нервные импульсы. Читая, слушая Джангар, клятву богатырей (баатрмудин андһар) любой калмык обретает дух (омг), воодушевление ( сүрә). Во время Гражданской войны, калмыки - конники давали именно эту клятву. Также в характере калмыков было давать клятву, еще, таким образом, словами "Дөрәһән бичә суһлсв", т.е не выну ног из стремян, не струшу. Когда предстоял смертельный бой калмыки отрезали стремена, в других случаях отрезали каблуки, показывая, таким образом, что примет смерть, но не отступится. В клятве богатырей говорится: "Бух нигт гиҗ , хәрү хәләгсн бодң манд уга"- да никогда, богатырь, не кинется вспять, вражью завидев неисчислимую рать (в переводе Семена Липкина), сделаю небольшое пояснение бух - это полк, нигт( густой), нигт бух - неисчислимая рать, бодң - это дикий кабан, вепрь,богатырь, особо почитаемый зверь у нас, калмыков, за свою неуступчивость и ярость, он сравнивается, по смыслу с богатырем. В другой строке: "Улаһад иргсн, Зааһин төмрәс бичкә әй!"- Да, никогда никому бы страшна б ни была, сила железа каленного добела. В связи с этим вспоминается один из случаев, с пленным калмыком, когда ему обещают сохранить жизнь и дать свободу, в обмен на какую - то информацию, на предательство. Он выбрал смерть, на вопрос немецкого офицера почему, он ответил, что лучше умереть здоровым и с честью, с сухими штанами, чем от страданий в старости, когда человек уже начинает ходить под себя. В конце клятвы, богатыри клянутся: "Буру уга зөвәр өңгрий! Эцүстк сүмсндән һурвн му заятнас зәәлҗ. Әрүлгсн Сукбодин хутг Хамдан олый" И да пребудем бойцами правдивыми мы, И да пребудем всегда справедливыми мы; Да не содеем поступка другому во вред, Трех избежим чудовищ;трех страшных бед Выполним клятву, чтоб совершенства достичь, Высшего светлого круга блаженства достичь! Так повторяли, полны отваги святой, Заповеди великой присяги святой Среди калмыков до сих пор сохранилось презрение к смерти, которое имеется в Джангаре: Әгрхлә – нәәмн чимгн! - Если истлеет, то восемь костей Асхрла – ааһ цусн - Если прольется ,чаша крови всего Ради кого же богатыри хотят отдать свои жизни?: Жизни свои острию копья предадим, Страсти свои державе родной посвятим, Груди свои обнажим и вынем сердца И за народ отдадим свою кровь до конца. Все эти установки в клятве богатырей Джангара, воспитывали неукротимый дух: "Бух нигт гиҗ, Хәрү хәләгсн бодң манд уга "Да никогда богатырь не кинется вспять, вражью увидев неисчислимую рать", "Улаһад иргсн Зааһин төмрәс бичкә әй! Да никогда ни была бы страшна, сила железа каленного добела. В бою он забывал слово назад, только твердил слово вперед! Автор Виктор Манджиев.
Ойраты, Делкән Эзн Суут Богд Чиңгс-хан
Вся жизнь кочевника, это боевая система, валяние войлока - это отработка удара, набивка локтей, коленей, езда на лошади - укрепление ног, расслабление мышц спины, когда мышцы туловища расслабляются и бьются на костной основе, массаж внутренних органов, возбуждение мышц малого таза, пробуждение кундалини.
Также, езда на лошади способствует быстрому прохождению пищи из желудка в кишечник, когда езда на свежем воздухе, встряска от езды, помогает лучшему перевариванию пищи, перистальтике кишечника. Выделка кожи, когда мнется шкура, выделываются сыромятные ремни, плетутся плети, арканы - все это укрепление связок и сухожилий.
Наше традиционное питание, это тоже одно из условий нашего духа, калмыки, мясо ели обычно немного недоваренным, как говорится “буслсн махн – болсн тоота” – мясо, как только закипело, считается готовым, тогда тренируются зубы, а зубы, как и ногти, согласно китайской и тибетской медицины, это окна, выходящих на поверхность - сухожилий. Сухожилия управляются печенью. Чем крепче зубы и сильнее сжимаются челюсти, тем крепче и выносливей человек.
В основном, в нашем рационе овца - баранина, которая согласно китайской и тибетской медицины относится к “халун киитә мал”, к животным с мясом, с горячей энергией, т.е. яновская, положительная энергия, которая легче усваивается и дает после переваривания положительную энергию. Раньше, да и местами и сейчас, с детства, детям давали варенный овечий хвост, чтобы удалить первородный кал - меконий и очистить желчь, такие дети не мерзнут, даже в холод. Ну и питательные вещества, имеющиеся в мясе, делают человека, его кости, суставы, мышцы, связки, сухожилия крепче. Особенно для бойцов полезны трубчатые кости, да и вообще мясо на кости, т.к. они легче в усвоении.
У борцов, которые питаются говяжьими мотолыжками вываренными до кашеобразного состояния, холодца, съедаемые в горячем виде, суставы становятся мощными и увеличивается гибкость и подвижность суставов. Бульон от костей, вываренные несколько раз, дает очищенный костный жир, легкий, для усвоения. Конина, тоже дает положительную энергию, жир легко усваивается, конский жир даже в холодном виде долго не застывает, остается в жидком виде, дает большую энергию, зимой человек спокойно выдерживает морозы, если поест жирную конину и попьет бульона. Есть такая калмыцкая пословица: "Кит идсн күн кевтҗ чаддго" - Человек, поевший конские толстые кишки не может лежать, т.к. ему жарко и он встает с постели, выходит на холод чтоб остыть.
При таком питании, для насыщения нужен малый объем такой пищи, значит больше места, для воздуха, который является энергией, способствующей лучшему перевариванию. Йоги рекомендуют не набивать желудок, оставляя место для воздуха, который является источником энергии, воздух поступая в легкие, сгорая там дает энергию, попадая в кровь делает его жиже, а жидкая кровь, это быстрая циркуляция, быстрые обменные процессы.
Ну и кисло - молочные продукты, также укрепляют кости и сухожилия, восполняют баланс, делают перистальтику желудка сильнее, делают “стул” легче, и чаще, значит, кровь не загрязняется, потому, что нет вторичного загрязнения. Объясню, почему это важно, когда “стул” задерживается, и каловые массы задерживаясь, начинают терять влагу, по причине вторичного всасывания жидкости, эта грязная энергия, из жидкости переходит в кровь, воздействует на мозг, вызывает негативные эмоции и мысли. Далее, высушенный кал накапливаясь, воздействует на прямую кишку, раздражая слизистую, вызывая прилив крови к радиальным мышцам, рассположенным вокруг прямой кишки, вследствие чего, эти радиальные мышцы устают от напряжения и расслабляются и прямая кишка выпадает, вызывая геморрой, что приводит , к рассеиванию энергии, упадку сил, апатии.
Об энергии песка, я услышал от шамана Ганболда, из Монголии, которого мне пришлось сопровождать по территории районов Калмыкии, это дало мне повод для размышлений на эту тему. Наши ветра, с песком и горячее солнце тоже несут большую энергию, ведь песок трется между
Еще много, на эту тему есть у меня мыслей, про чай, про язык, про наши пословицы, сказки, Джангар, все это есть составляющие нашего духа. Также ветер, с точки зрения китайской медицины воздействует на печень, укрепляет его функцию, а мы знаем, что печень управляет сухожилиями, которые проводят нервные импульсы.
Читая, слушая Джангар, клятву богатырей (баатрмудин андһар) любой калмык обретает дух (омг), воодушевление ( сүрә). Во время Гражданской войны, калмыки - конники давали именно эту клятву.
Также в характере калмыков было давать клятву, еще, таким образом, словами "Дөрәһән бичә суһлсв", т.е не выну ног из стремян, не струшу. Когда предстоял смертельный бой калмыки отрезали стремена, в других случаях отрезали каблуки, показывая, таким образом, что примет смерть, но не отступится.
В клятве богатырей говорится: "Бух нигт гиҗ , хәрү хәләгсн бодң манд уга"- да никогда, богатырь, не кинется вспять, вражью завидев неисчислимую рать (в переводе Семена Липкина), сделаю небольшое пояснение бух - это полк, нигт( густой), нигт бух - неисчислимая рать, бодң - это дикий кабан, вепрь,богатырь, особо почитаемый зверь у нас, калмыков, за свою неуступчивость и ярость, он сравнивается, по смыслу с богатырем.
В другой строке: "Улаһад иргсн, Зааһин төмрәс бичкә әй!"- Да, никогда никому бы страшна б ни была, сила железа каленного добела. В связи с этим вспоминается один из случаев, с пленным калмыком, когда ему обещают сохранить жизнь и дать свободу, в обмен на какую - то информацию, на предательство. Он выбрал смерть, на вопрос немецкого офицера почему, он ответил, что лучше умереть здоровым и с честью, с сухими штанами, чем от страданий в старости, когда человек уже начинает ходить под себя.
В конце клятвы, богатыри клянутся:
"Буру уга зөвәр өңгрий!
Эцүстк сүмсндән һурвн му заятнас зәәлҗ.
Әрүлгсн Сукбодин хутг
Хамдан олый"
И да пребудем бойцами правдивыми мы,
И да пребудем всегда справедливыми мы;
Да не содеем поступка другому во вред,
Трех избежим чудовищ;трех страшных бед
Выполним клятву, чтоб совершенства достичь,
Высшего светлого круга блаженства достичь!
Так повторяли, полны отваги святой,
Заповеди великой присяги святой
Среди калмыков до сих пор сохранилось презрение к смерти, которое имеется в Джангаре:
Әгрхлә – нәәмн чимгн! - Если истлеет, то восемь костей
Асхрла – ааһ цусн - Если прольется ,чаша крови всего
Ради кого же богатыри хотят отдать свои жизни?:
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим,
Груди свои обнажим и вынем сердца
И за народ отдадим свою кровь до конца.
Все эти установки в клятве богатырей Джангара, воспитывали неукротимый дух: "Бух нигт гиҗ, Хәрү хәләгсн бодң манд уга "Да никогда богатырь не кинется вспять, вражью увидев неисчислимую рать", "Улаһад иргсн Зааһин төмрәс бичкә әй! Да никогда ни была бы страшна, сила железа каленного добела. В бою он забывал слово назад, только твердил слово вперед! Автор Виктор Манджиев.