Это какое-то недоразумение. Ну нет, конечно, я рисовала в детстве, в 5 лет. Я хорошо помню себя с карандашами и с листочком бумаги в клеточку. И еще помню цветные карандаши у соседки восьмиклассницы Лариски. Мои родители тогда только начали осваивать просторы бескрайней Сибири, и жили мы с родителями, маленькой сестрой Таней, дедушкой и бабушкой в поселке Козулька, от Красноярска два часа езды. Так вот у соседки Лариски была целая пачка цветных карандашей, такая большая, штук 48. И в ней были даже белый, и розовый, и бирюзовый карандаши. Я приходила в гости со своим листочком в клеточку и рисовала у Лариски - это было блаженство, 48 цветных карандашей... Нынешнему поколению трудно понять этот восторг, когда в каждом крупном городе открыт магазин Леонарндо и множество мелких магазинчиков для художников и чего только не продается для творчества. А вот в той заснеженной Козульке, где за окном бесконечно метет метель, листочек в клеточку и 48 Ларискиных карандашей, были богатством. На мои рисунки на клетчатой бумаге Ларискиными карандашами никто не обращал внимание, не выискивал в моих каракулях какой-то смысл, не рисовал вместе со мной домики, солнце, человечков. Я рисовала бесконечно одна. Сейчас, я взрослая, понимаю, что это была арт-терапия, я раскрашивала свой "заброшенный" детский мир. Родители много работали, и у них был другой маленький ребенок, а я уже в 5 лет была большая. Я выбрасывала красками в рисунки свое маленькое огромное одиночество. Мое творчество поглотила весна. А я погрузилась в жизнь улицы, нарабатывать социальный интеллект. Весна с первым солнышком, со стремительными, шумными ручьями выгнала всех на улицу. У меня появилось множество подружек и началась другая жизнь: мы мерили ручьи ногами в резиновых сапогах, играли в уголки в срубах (Козулька строилась), прыгали по бревнам, ссорились, мирились, убегали далеко от дома и поздно вечером с мокрыми ногами, уставшие эмоционально и физически возвращались домой. Следующая встреча с рисованием случилась в школе. Я запомнила уроки рисования в 5 классе. Именно тогда в здравом уме и ясной памяти подростка я подписала себе приговор - "Я не умею рисовать". Уроки рисования в моем школьном детстве почему-то считались второстепенными. На них особо не обращали внимания ни комиссии проверяющие школы, ни директор, ни родители, ни учителя. Обычно эти уроки вел учитель у которого не хватало часов по своему основному предмету или тот кто более менее умел рисовать. В нашей Новоигиременской школе № 1 уроки рисования вела Елена Ивановна, учительница биологии. Она умела хорошо рисовать, ну просто от природы, а не потому что где-то этому училась. Уроки проходили так: на доске записывалась тема рисунка, весь урок мы рисовали, и когда звенел звонок бежали к учительскому столу за оценкой. Елена Ивановна особо нас не обижала, все получали свои пятерки или четверки, довольные бежали на следующий урок. Темы для урока Елена Ивановна выбирала сезонные "нарисуй лето, зиму, осень, весну", или патриотические " пионеры-герои, день Победы". С временами года я как-то еще справлялась. "Сломалась" на пионерах-героях. В классе были развешены рисунки-портреты этих самых героев. Нам было дано задание срисовать один из портретов. У меня не получалось ничего. Выходил только человечек с кривыми ножками, ну как смайлик с винтовкой в руках. Лучший рисунок был у Вики, племянницы Елены Ивановны. С ее рисунка на всех взирал пионер-герой,изображенный в карандаше - точная копия портрета со стены. Больше об уроках рисования в школе я не помню ничего. Еще раз окунуться в рисование мне случилось в школе Тренеров Ирины Пахно. Обучение в школе было сплошным праздником. Каждую субботу в течении целого учебного года на целых восемь часов, мы: преподаватели школ и вузов, рекламщики СМИ, сетевики, журналисты, экономисты, врачи проживали другую реальность. Реальность была веселой, игровой, познавательной, яркой и разнообразной. Вечный кризис в нашей стране был там, за стенами светлого, большого, уютного зала Дома Пионеров в центральном районе Хабаровска. А мы были тут, именно в этом зале. Мы писали рассказы, сочиняли сказки, стихи, рекламные ролики, бесконечно играли в глупые подвижные и сюжетно-ролевые игры и много-много рисовали. " Я художник" - доходило до меня в моменты рисования каракуль или ярких пятен красками. "Я художник",- внутри меня ликовало возрождающее творческое Я и разбрасывало краски руками по большой картонке - у нас был урок рисования руками. В то время еще не было пальчиковых красок и мы их делали сами на тренинге. Мы смешивали соль, муку, подсолнечное масло, гуашь, выливали все это в большие стаканчики для пива и начинали творить. Кто умел, тот творил лебедей, цветы, портреты. Я нарисовала луг. И как сейчас, после вчерашнего первого урока с Ланой Донски, понимаю, что делала все верно, т.е. правильно работала с планами рисунка. Сначала я создала второй план - фон. А уже на нем первый план - цветы, которые у меня были разбросаны по моему лугу просто яркими пятнами. Оказывается, рисовать можно и так. Мой рисунок мне очень понравился, мне даже казалось, что он лучше всех, такой яркий, жизнеутверждающий что-ли. Он долго стоял у меня на полочке, а потом куда-то затерялся... я до сих пор сожалею о его потери. Со школой тренеров мы попрощались в мае, получив дипломы с правом проведения тренингов. Каждый из нас отправился в свою жизнь. Я начала смело рисовать маленькие рисунки гелевой ручкой в своих дневниках. Я как та пятилетняя девочка вновь проживала период одиночества - дети выросли, муж отдалился, я в поисках себя. Все проходит, прошел и этот период. Дети обзавелись своими детьми, муж увидел новые совместные цели - любимые внуки и строительство дома, я нашла себя. И еще я научилась слушать подсказки Вселенной. Подсказка пришла в виде комментария в Одноклассниках от Натальи, директора Фаберлик из Хабаровска. Звучала она так - Валя, тебе пора рисовать. Мое творческое "Я" встрепенулось, не совсем веря, что я даю "добро" и отправилось ранним утром шить куклу к Лане Донски, в ее волшебный мир кукол, картин, вышитых подушечек, корзинок, цветов в белых горшочках, кошек уютно устроившихся на круглых пуфиках, воздушных штор, прикрывающих большие солнечные окна. Мы выпили ароматный свежесваренный кофе и приступили к подготовке выкроек. Второй этап шитья куклы - это прострочить швы на машинке. Машинка не работала - отключили свет. Так Вселенная вмешалась в процесс, и мы с Ланой решили рисовать. Мы просмотрели множество рисунков ее учеников, выполненных в разных техниках, научились рисовать набросок и нарисовали мою первую картину в красках. За два часа я столько узнала о рисовании, красках, технологиях рисования, художниках, поэтах, сколько не знала за все свои 50 лет. Это было потрясающее утро в моей жизни: аромат свежего кофе, яркое солнце, ветерок играющий шторами в приоткрытом окне, погружение в цвет, краски, композиции под поэзию Мандельштама.. Лана достает рисунки один за другим и читает мне стихи, поясняя, как поэт рисует словами... А потом .... я рисую!... сама...! свою первую картину - золотую рыбку! С охапкой рисунков, пирожками с капустой (угощение Ланы), я отправилась домой, хвастаться перед Настей и смотреть работы Ланы Донски в Одноклассниках и Контакте. А так же работы тех художников, о которых мне рассказала Лана, картины которых есть на ее страничке. Произошло чудо - я открыла дверь в рисование и сделала первый шаг навстречу своему творческому "Я", прожившему в одиночестве целых 50 лет...Поверьте, кто сейчас одинок - Все заканчивается, одиночество уходит... просто откройте дверь... и сделайте первый шаг...
Мое первое домашнее задание по рисованию - рисовать листики, примерно вот так, как на этих рисунках. Под музыку этих стихов прошел мой первый урок рисования. Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена Истомой -- сладкое лекарство! Такое маленькое царство Так много поглотило сна.
Немного красного вина, Немного солнечного мая - И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна.(Мандельштам)
Листики на ветру
:Валентина Панченко
Я и рисование?
Это какое-то недоразумение. Ну нет, конечно, я рисовала в детстве, в 5 лет. Я хорошо помню себя с карандашами и с листочком бумаги в клеточку. И еще помню цветные карандаши у соседки восьмиклассницы Лариски. Мои родители тогда только начали осваивать просторы бескрайней Сибири, и жили мы с родителями, маленькой сестрой Таней, дедушкой и бабушкой в поселке Козулька, от Красноярска два часа езды. Так вот у соседки Лариски была целая пачка цветных карандашей, такая большая, штук 48. И в ней были даже белый, и розовый, и бирюзовый карандаши. Я приходила в гости со своим листочком в клеточку и рисовала у Лариски - это было блаженство, 48 цветных карандашей... Нынешнему поколению трудно понять этот восторг, когда в каждом крупном городе открыт магазин Леонарндо и множество мелких магазинчиков для художников и чего только не продается для творчества. А вот в той заснеженной Козульке, где за окном бесконечно метет метель, листочек в клеточку и 48 Ларискиных карандашей, были богатством.
На мои рисунки на клетчатой бумаге Ларискиными карандашами никто не обращал внимание, не выискивал в моих каракулях какой-то смысл, не рисовал вместе со мной домики, солнце, человечков. Я рисовала бесконечно одна. Сейчас, я взрослая, понимаю, что это была арт-терапия, я раскрашивала свой "заброшенный" детский мир. Родители много работали, и у них был другой маленький ребенок, а я уже в 5 лет была большая. Я выбрасывала красками в рисунки свое маленькое огромное одиночество.
Мое творчество поглотила весна. А я погрузилась в жизнь улицы, нарабатывать социальный интеллект. Весна с первым солнышком, со стремительными, шумными ручьями выгнала всех на улицу. У меня появилось множество подружек и началась другая жизнь: мы мерили ручьи ногами в резиновых сапогах, играли в уголки в срубах (Козулька строилась), прыгали по бревнам, ссорились, мирились, убегали далеко от дома и поздно вечером с мокрыми ногами, уставшие эмоционально и физически возвращались домой.
Следующая встреча с рисованием случилась в школе. Я запомнила уроки рисования в 5 классе. Именно тогда в здравом уме и ясной памяти подростка я подписала себе приговор - "Я не умею рисовать". Уроки рисования в моем школьном детстве почему-то считались второстепенными. На них особо не обращали внимания ни комиссии проверяющие школы, ни директор, ни родители, ни учителя. Обычно эти уроки вел учитель у которого не хватало часов по своему основному предмету или тот кто более менее умел рисовать. В нашей Новоигиременской школе № 1 уроки рисования вела Елена Ивановна, учительница биологии. Она умела хорошо рисовать, ну просто от природы, а не потому что где-то этому училась. Уроки проходили так: на доске записывалась тема рисунка, весь урок мы рисовали, и когда звенел звонок бежали к учительскому столу за оценкой. Елена Ивановна особо нас не обижала, все получали свои пятерки или четверки, довольные бежали на следующий урок. Темы для урока Елена Ивановна выбирала сезонные "нарисуй лето, зиму, осень, весну", или патриотические " пионеры-герои, день Победы". С временами года я как-то еще справлялась. "Сломалась" на пионерах-героях. В классе были развешены рисунки-портреты этих самых героев. Нам было дано задание срисовать один из портретов. У меня не получалось ничего. Выходил только человечек с кривыми ножками, ну как смайлик с винтовкой в руках. Лучший рисунок был у Вики, племянницы Елены Ивановны. С ее рисунка на всех взирал пионер-герой,изображенный в карандаше - точная копия портрета со стены. Больше об уроках рисования в школе я не помню ничего.
Еще раз окунуться в рисование мне случилось в школе Тренеров Ирины Пахно. Обучение в школе было сплошным праздником. Каждую субботу в течении целого учебного года на целых восемь часов, мы: преподаватели школ и вузов, рекламщики СМИ, сетевики, журналисты, экономисты, врачи проживали другую реальность. Реальность была веселой, игровой, познавательной, яркой и разнообразной. Вечный кризис в нашей стране был там, за стенами светлого, большого, уютного зала Дома Пионеров в центральном районе Хабаровска. А мы были тут, именно в этом зале. Мы писали рассказы, сочиняли сказки, стихи, рекламные ролики, бесконечно играли в глупые подвижные и сюжетно-ролевые игры и много-много рисовали. " Я художник" - доходило до меня в моменты рисования каракуль или ярких пятен красками. "Я художник",- внутри меня ликовало возрождающее творческое Я и разбрасывало краски руками по большой картонке - у нас был урок рисования руками. В то время еще не было пальчиковых красок и мы их делали сами на тренинге. Мы смешивали соль, муку, подсолнечное масло, гуашь, выливали все это в большие стаканчики для пива и начинали творить. Кто умел, тот творил лебедей, цветы, портреты. Я нарисовала луг. И как сейчас, после вчерашнего первого урока с Ланой Донски, понимаю, что делала все верно, т.е. правильно работала с планами рисунка. Сначала я создала второй план - фон. А уже на нем первый план - цветы, которые у меня были разбросаны по моему лугу просто яркими пятнами. Оказывается, рисовать можно и так. Мой рисунок мне очень понравился, мне даже казалось, что он лучше всех, такой яркий, жизнеутверждающий что-ли. Он долго стоял у меня на полочке, а потом куда-то затерялся... я до сих пор сожалею о его потери.
Со школой тренеров мы попрощались в мае, получив дипломы с правом проведения тренингов. Каждый из нас отправился в свою жизнь. Я начала смело рисовать маленькие рисунки гелевой ручкой в своих дневниках. Я как та пятилетняя девочка вновь проживала период одиночества - дети выросли, муж отдалился, я в поисках себя.
Все проходит, прошел и этот период. Дети обзавелись своими детьми, муж увидел новые совместные цели - любимые внуки и строительство дома, я нашла себя. И еще я научилась слушать подсказки Вселенной. Подсказка пришла в виде комментария в Одноклассниках от Натальи, директора Фаберлик из Хабаровска. Звучала она так - Валя, тебе пора рисовать. Мое творческое "Я" встрепенулось, не совсем веря, что я даю "добро" и отправилось ранним утром шить куклу к Лане Донски, в ее волшебный мир кукол, картин, вышитых подушечек, корзинок, цветов в белых горшочках, кошек уютно устроившихся на круглых пуфиках, воздушных штор, прикрывающих большие солнечные окна.
Мы выпили ароматный свежесваренный кофе и приступили к подготовке выкроек. Второй этап шитья куклы - это прострочить швы на машинке. Машинка не работала - отключили свет. Так Вселенная вмешалась в процесс, и мы с Ланой решили рисовать. Мы просмотрели множество рисунков ее учеников, выполненных в разных техниках, научились рисовать набросок и нарисовали мою первую картину в красках. За два часа я столько узнала о рисовании, красках, технологиях рисования, художниках, поэтах, сколько не знала за все свои 50 лет. Это было потрясающее утро в моей жизни: аромат свежего кофе, яркое солнце, ветерок играющий шторами в приоткрытом окне, погружение в цвет, краски, композиции под поэзию Мандельштама.. Лана достает рисунки один за другим и читает мне стихи, поясняя, как поэт рисует словами... А потом .... я рисую!... сама...! свою первую картину - золотую рыбку!
С охапкой рисунков, пирожками с капустой (угощение Ланы), я отправилась домой, хвастаться перед Настей и смотреть работы Ланы Донски в Одноклассниках и Контакте. А так же работы тех художников, о которых мне рассказала Лана, картины которых есть на ее страничке.
Произошло чудо - я открыла дверь в рисование и сделала первый шаг навстречу своему творческому "Я", прожившему в одиночестве целых 50 лет...Поверьте, кто сейчас одинок - Все заканчивается, одиночество уходит... просто откройте дверь... и сделайте первый шаг...
Под музыку этих стихов прошел мой первый урок рисования.
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой -- сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая -
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.(Мандельштам)