М. Рубцову, русскому поэту, как говорят сегодня литературные критики, «Есенину наших дней», действительно себя придумывать не было нужды – он весь раскрылся, как на ладони, в своем творчестве. Он, кажется, и родился только для того, чтобы быть на земле поэтом: и горестью его, и радостью была Поэзия… А вспомнить о нем нынче у нас, живущих в Красногорье, есть особый повод. И он, как это обычно принято, даже не «юбилейный», ведь Николаю Михайловичу в январе исполнилось бы 86 лет (3.01.1936-19.01.1971). Но причина для гордости, земляки, самая что ни на есть важная - в Красногорской межпоселенческой центральной библиотеке установлен первый на Алтае бюст поэту. Именно здесь, в селе Старая Барда (ныне Красногорское) поэт провёл счастливое творческое лето 1966 года. Бюст выполнен бийским скульптором Сергеем Морозовым. Идея изготовления и спонсирование проекта принадлежала полковнику Николаю Старцеву(1941-2018), родившемся в райцентре. Его супруга Ольга Ладыченко, следуя завещанию мужа, продвигала проект и после его кончины довела дело до логического завершения. Как рассказала нам Нина Неверова, заведующая библиотекой, первоначально мраморный бюст планировалось установить непосредственно у дома, где жил поэт. Но потом от этой идеи отказались в пользу создания мемориального уголка в читальном зале, где сейчас и находится бюст поэта, изготовленный в «облегченном» варианте специально для закрытых помещений. Как же попал Н. Рубцов, родившийся в Архангельской области, к нам на Алтай? СПРАВКА: По официальной версии, проистекающей из автобиографии, собственноручно написанной Николаем, отец его ушел в 1941 г. на фронт и не вернулся, а мать умерла годом позже. С малых лет поэт рос в детском доме села Никольского на Вологодчине… Сам поэт признавался, что жизнь его идет полосами: то светлая, то опять черная. Он был непростым человеком, и жизнь его не была простой. Детдом, тяжелая работа на заводе, траловом флоте, даже на военном полигоне, морская военная служба, крушение первой любви, неустроенность в быту. Он умел жить на 22 рубля стипендии в месяц во время учебы в Литературном институте… Но, несмотря ни на какие жизненные неурядицы и несчастья, он умел не озлобляться, умел мечтать, оставался доверчивым и добрым человеком.
Вместе с ним в 60-е годы в Литературном институте учились несколько наших земляков-поэтов: Игорь Пантюхов, Василий Нечунаев, Борис Укачин. Именно Василий Нечунаев, заметив «трагедийные» нотки в стихах и поведении поэта, проникся идеей отправить его на свою родину, на Алтай. Так всё и получилось. Первое время, по прибытии в Алтайский край, Николай Рубцов пожил в Барнауле, как и предполагалось, у Матрёны Ершовой, сестры Василия Нечунаева, где его радушно приняли. 9 мая 1966 года, по заранее спланированному другом «графику», поэт появился в доме Геннадия Володина, ответственного секретаря газеты «Восход» Красногорского района. С ним и его друзьями Н. Рубцов ездил на рыбалку, купался, загорал на Бии и Катуни, побывал в Горно-Алтайске и горных районах. Н. Рубцов не был бы поэтом, если бы все новые места, которые он видел, не оставили следа в его душе и не побудили к написанию стихов, многие из которых стали подлинными жемчужинами в сокровищнице великой русской литературы.По возвращении в Барнаул Николай много раз встречался с нашими писателями. Импровизированные поэтические вечера с его участием проходили то в квартире Леонида Мерзликина, то у Владимира Сергеева… Хотя официального выступления не было, но познакомиться с поэтом и послушать его стихи, чуждые формализму, трогавшие сердца волнующей простотой, удивлявшие глубинной прозрачностью мысли,приходили наши журналисты, художники и просто любители поэзии… В конце августа 1966 года подборка стихотворений Николая Рубцова была опубликована в «Алтайской правде», 2 сентября – в еженедельнике «Молодёжь Алтая». На эти гонорары он купил билет на поезд до Москвы.
В одном из своих стихотворений поэт пророчески написал: «И буду жить в своем народе!» Он, конечно, будет жить в своем народе, в душах своих почитателей, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его души, его поэзии будет светить нам в пути.
Елена Пуртикас. В статье использованы материалы, предоставленные Красногорской межпоселенческой центральной библиотекой. Фото автора.
Красногорская межпоселенческая централь библиотека
Н.
М. Рубцову, русскому поэту, как говорят сегодня литературные критики, «Есенину наших дней», действительно себя придумывать не было нужды – он весь раскрылся, как на ладони, в своем творчестве. Он, кажется, и родился только для того, чтобы быть на земле поэтом: и горестью его, и радостью была Поэзия…
А вспомнить о нем нынче у нас, живущих в Красногорье, есть особый повод. И он, как это обычно принято, даже не «юбилейный», ведь Николаю Михайловичу в январе исполнилось бы 86 лет (3.01.1936-19.01.1971). Но причина для гордости, земляки, самая что ни на есть важная - в Красногорской межпоселенческой центральной библиотеке установлен первый на Алтае бюст поэту. Именно здесь, в селе Старая Барда (ныне Красногорское) поэт провёл счастливое творческое лето 1966 года. Бюст выполнен бийским скульптором Сергеем Морозовым. Идея изготовления и спонсирование проекта принадлежала полковнику Николаю Старцеву(1941-2018), родившемся в райцентре. Его супруга Ольга Ладыченко, следуя завещанию мужа, продвигала проект и после его кончины довела дело до логического завершения.
Как рассказала нам Нина Неверова, заведующая библиотекой, первоначально мраморный бюст планировалось установить непосредственно у дома, где жил поэт. Но потом от этой идеи отказались в пользу создания мемориального уголка в читальном зале, где сейчас и находится бюст поэта, изготовленный в «облегченном» варианте специально для закрытых помещений.
Как же попал Н. Рубцов, родившийся в Архангельской области, к нам на Алтай?
СПРАВКА: По официальной версии, проистекающей из автобиографии, собственноручно написанной Николаем, отец его ушел в 1941 г. на фронт и не вернулся, а мать умерла годом позже. С малых лет поэт рос в детском доме села Никольского на Вологодчине…
Сам поэт признавался, что жизнь его идет полосами: то светлая, то опять черная. Он был непростым человеком, и жизнь его не была простой. Детдом, тяжелая работа на заводе, траловом флоте, даже на военном полигоне, морская военная служба, крушение первой любви, неустроенность в быту. Он умел жить на 22 рубля стипендии в месяц во время учебы в Литературном институте… Но, несмотря ни на какие жизненные неурядицы и несчастья, он умел не озлобляться, умел мечтать, оставался доверчивым и добрым человеком.
9 мая 1966 года, по заранее спланированному другом «графику», поэт появился в доме Геннадия Володина, ответственного секретаря газеты «Восход» Красногорского района. С ним и его друзьями Н. Рубцов ездил на рыбалку, купался, загорал на Бии и Катуни, побывал в Горно-Алтайске и горных районах. Н. Рубцов не был бы поэтом, если бы все новые места, которые он видел, не оставили следа в его душе и не побудили к написанию стихов, многие из которых стали подлинными жемчужинами в сокровищнице великой русской литературы.По возвращении в Барнаул Николай много раз встречался с нашими писателями. Импровизированные поэтические вечера с его участием проходили то в квартире Леонида Мерзликина, то у Владимира Сергеева… Хотя официального выступления не было, но познакомиться с поэтом и послушать его стихи, чуждые формализму, трогавшие сердца волнующей простотой, удивлявшие глубинной прозрачностью мысли,приходили наши журналисты, художники и просто любители поэзии… В конце августа 1966 года подборка стихотворений Николая Рубцова была опубликована в «Алтайской правде», 2 сентября – в еженедельнике «Молодёжь Алтая». На эти гонорары он купил билет на поезд до Москвы.
Елена Пуртикас.
В статье использованы материалы, предоставленные Красногорской межпоселенческой центральной библиотекой.
Фото автора.