16 июн 2021

В прошлый раз я остановился на том, что сәй это собственно башкирское слово, не заимствование.

Восходит к основе әй "вращаться", где имеется в виду кипение. Родственным будет термин ҡай "вихрь" и ҡайнау "кипение" (кентум-сатем). Иное толкование неприемлемо.
Также я рассматривал иероглифы китайские, но самого названия Китай не коснулся (China, Zhōngguó). Я посчитал, что будет трудно усвоить всё сразу читателю, материал достаточно объемный. Мне же хочется всё-таки донести свою мысль до вас. Итак, напомню об иероглифах, нумерологии и пойдем дальше.
Иероглиф чай 茶 состоит из трех ключей, частей. В верхней части иероглифа располагается ключ 艹 "трава" - үлән, но үлем "смерть", здесь же үҫә, үҫемлек "рост, растение", ап, оп, аб, ав, ау "стремление вверх, к цели". Количество черт ключа составляет три - өс, но үҫә "рост", өҫ "поверхность". В центре находится ключ 人 "человек" (кеше), состоящий из двух черт - eke, ике "дополнить, добавить", можно сравнить с термином два, two, тыуа "родит, порождает", откуда и глагол творить. Внизу ключ 木 "дерево" - ағас, но аға "течет и дядя, старший брат, тот, кто старше", age "возраст, старость". Данный ключ содержит в себе четыре черты - дүрт, но дәрт"темперамент, азарт, страсть, задор, желание; дүртләү "буянить", түр "центр, место напротив двери", door "дверь", собственно дверь и снова тыуар. Сумма всех черт равна девяти - туғыҙ, но туҡ "сытость", туҡый "взбивает". И, наконец, цифра 9 в китайской нумерологии является числом императора и символом вечности. Девять в русском языке является родствнным термину дева. В китайском языке дева shì nǚ, бог "shen", девять "jiu". Для сравнения башкирские див, диу, ҡыҙ "девушка", ҡыҙыу "горячего нрава, жарко, горячее", ҡыҙыл "красный". Символ вечности это дева, девушка, ее пыл, страсть, горячность. Можно в качестве примера привести арабское бинт "девушка", но девять тиҫаға. Здесь имеет место то же кипение, вихрь, вращать, wint "ветер", винт. Следовало бы для убедительности привести значение всех цифр. Но сейчас тема о чае и Китае, поэтому ожидайте продолжения про цифры в других постах.
Иероглиф чай означает горячий, кипящий, бурлящий. Именно поэтому идёт сравнение девы "ҡыҙ" и горячности "ҡыҙыу". В этом ряду красный "ҡыҙыл". Но какое отношение это может иметь к названию Китай? Сейчас постараемся выяснить. В мире популярен английский вариант China (Чайна). Достаточно посмотреть с точки зрения изоглоссы кентум-сатем, чтобы все встало на свои места. Имеем вариант ҡайнау "кипение" и сәйнәү "укус, кусать, щипать". Далее ҡай "метель, вихрь", греческое ζέω "кипение", от которого имеем зиму и экзему, а также Зевса и сәй "чай". Кстати, не менее лютым, чем зима является нрав индуистского Шивы, чье имя по фонетике близко к Зевсу. Следует как-нибудь рассмотреть триаду богов, их имена Вишну, Шива, Брахма в сочетании с тремя осями и трехмерным измерением. Однако, сейчас интересует происхождение термина сәйнәү, где просматривается его значение "вывернуть наружу, показать внутренности, нутро". Начальная "с" не просто протеза, но является остатком от слова эс "нутро", со вторым значением "пей". Однокоренным является эҫе "горячо, жарко". Всё достаточно логично - эс "нутро", и внутри жарко, горячо "эҫе". В целом имеем эс әй - вихрь внутри, кипение, греет изнутри. И это вполне соответствует свойствам горячей чашки чая.
Чашка в башкирском языке сыныяҡ и имеется произношение сынаяҡ. Если исходить из того, что имеем, то получим сын или литературную форму ысын "истина, настоящее" и аяҡ "нога, подставка, опора". Рассмотрим к чему это может относиться. Речь может идти о памятнике и мраморе, фарфоре. Термин мрамор изначально мар-мар... Тот же корень фар, от которого получен фарфор. Здесь также двойной клик фар-фар означает... Прибавлю сюда пурпур от корня pure "чистый, без примеси, настоящий, чистокровный". Присутствует чередование начальных согласных ф > м. Свойственно это ряду языков, например, валлийскому, где Мария будет Фария. Примечательно, что в башкирском языке не используется ни та ни другая согласная. Мы имеем термин бар "есть, существует, настоящее". Таким образом, мар и фар являются производными от башкирского бар, с его вторым значением иди. Любопытно, что в шведском языке bår "носилки", в английском bar "полоса, шина". Замечу, что мар в переводе с башкирского языка змея. Носилки, шину, змею объединяет путь, след, эҙ (см. иди). При этом в китайском языке shen "бог". То, что змея/путь коррелирует с богами показывают арабские буквы син и шин. Здесь свою роль сыграл башкирский термин сын/ысын - бар "есть", настоящее, истина, бор "вращай". И все же следует выяснить, почему чашка "настоящая опора" (сынаяҡ).
В башкирском языке мрамор "мәрмәр, мармар". Интересно название мрамора китайскими иероглифами 大理石 (да ли ши) - большой истинный камень или великий камень истины, справедливости. Имеется коррелят с башкирским ысын "истина", откуда получено слово сынаяҡ "чашка". Замечу, что в русском языке чаша восходит к термину саға "жалит, обжигает", а также ослепляет, в случае с ярким светом". Является однокоренным с чагатайским čаɣа "дитя" и šаɣа "девушка", киргизским чагуу "разделять, отделить, откусить" (сәйнәү). С девушкой "ҡыҙ" связывает жар, горячая "ҡыҙыү". И, коли речь зашла о детях, уместно будет сравнить эсе "горячий" и әҫә "мама", далее ысын и сын, son (роды, рождение, тыу). Рассмотрим ряд разделить, отрезать, сделать рез, английское cut, голландское kut "вагина", башкирское ҡат "слой, пласт". Всё это связано с делением, рождением Интерес представляет латинское catillus "чашка", которое своей фонетикой испытывает сходство с Катилой из эпоса. В английском чаша "cup", в греческом "kypello, koup" (сравн. кипеть). Восходят они к термину күп, күперек "пена", күбә "вспухает", ҡаба "кусает". Сюда же caput "голова", отдельно "башҡа", баш "голова" (череп). Вероятно, исходили из возможности использования черепа в роли чаши, черпака. Напомню, чашка в башкирском языке сынаяҡ. Для чаепития есть ещё кәҫә "пиала", последнее является производным от быяла "стекло", далее буяла "маркий, пачкающийся". Кәҫә близкородственно термину эҫе "горячий", но и киҫә "отрезает, режет", киҫәк "кусок" отсюда же, а также кеҫә "карман" (карма). Добавлю по поводу кусать "сәйнәү", коррелирует с собакой. Далее имеем эҙ "след", в том числе от раны, шрам, далее эс "нутро".
Существовал обычай хоронить собаку вместе с человеком. Считалось, что собака укажет путь, поможет отыскать след "эҙ". В раннюю эпоху собака не сильно отличалась от волка, поэтому соответствующее представление: шакал, волк, гиена сопровождают в мир мертвых. (см. Анубис). Люопытно, что при таком ракурсе становится очевидным общее происхождение английского dog "собака" и башкирского доға "молитва, просьба". Правда об этом я писал в статье, посвященной собаке, эт.
Ключевым моментом является понятие "отделить", можно рассматривать как "оградить, отмежевать, поставить стену". Использование мрамора в роли надмогильных плит и дало название мар "вал, стена" (нем. mur "вал, стена", в рус. замуровать). В древности люди искренне верили, что если творить подношения к захоронениям, духи предков будут благосклонны к ним, род, народ будет процветать. Известны погребения неандертальцев в хорватском городе Крапина, уже имеющие признаки надмогильных конструкций, исторический возраст которых достигает 130 тысяч лет. При этом камни были достаточно крупные. Сам термин mur производное от башкирского бор "поверни". Не забываем, что в башкирском языке әй и әү "обернуться, вокруг себя, осевое вращение", откуда имеем термин сәй "кипение, бурление", сей "естественное, естество", но сын "истинное кипение" и сынаяҡ "подставка для кипения". Применимо к валу имеются в виду покойники - камни, чтобы вернуться, возвращаться, вспоминать, поминать. Общее название камней балбал или былбыл "песнопения". Камень также использовался в роли печи "back". Жгли жертвы или занимались трупосожжением. Собаки могли поедать трупы, как и гиены. Отсюда и схожая терминология - геенна и гиена. Но восходят они к башкирскому йыйын "сбор", в данном случае сбор покойников, т.е. кладбище (людей, животных). Сам термин сбор от того же корня, что и бурление, восходит к башкирскому бор "вращение". Отсюда же борщ - то, что бурлит, кипит. В то же время есть ещё щи, но там от значения кислый "әсе, асы", acid. Конечно, термин әсе всё от той же основы эс "нутро", откуда и эҫе ""горячо", т.е. кислый "жгучий". Собственно, кислый от воссходит к основе киҫелгән, киҫ "порез, порезать" (щиплет рану, асыта). Сам термин рез является производным от эҙ "след" (шрам). С кислым связано название вишни "сейә".
Теперь о Китае, самоназвание которого Чжунго "золотая середина". Одно из английских названий Cathay восходит к термину ҡаҙый "кадий, судья". В свою очередь кадий восходит к слову ҡаҙыү "копать" и ҡаҙыҡ "выкопанная". Здесь же ҡоҙоҡ "колодец". Самое время указать на родство терминов череп, черпать и cop (коп) "кубок, чаша" - назначение черпать. Серединой, истиной, справедливым судьей оказывается яма, моглильная яма. Ысын донъяла в переводе с башкирского "в истинном мире, в настоящем свете". Мир того же корня, что и мрамор, mur, смерть, но со значением умиротворение, покой (см. покойник). В основе башкирское ур "ров с валом", далее урал "завернуть". Свет и английское quiet "покой", башкирское ҡеүәт "сила, мощь" имеют общее происхождение. Изначально название Катай носила территория Урала. Отголоском является название родоплеменного объединения башкир ҡатай.
На этом, пожалуй, остановлюсь. Следует дать время переварить информацию. Далее мы рассмотрим, есть ли связь между вишней и индуистским Вишну. О том, что рассвет рассматривался как порез, рез, рана уже несколько раз упоминал. В следущий раз рассмотрим отделение неба от земли.
Темы, нуждающиеся в редакции:
дочь и дождь однокоренные слова, связанные с благополучием, прибылью, приростом. Именно девушки могут родить, дать потомство, мужчины достаточно одного крепкого.
Ад и Рай являются одним и тем же местом. Если ваша жизнь полна постыдных поступков, то это место будет для вас Адом. Ад и Рай это предки, родители, перед которыми предстанем после смерти вместе со всеми своими деяниями. И вернут всем стыд. И жечь будет огонь стыда и нет хуже этого огня. https://soothtosay.wixsite.com/website/post/%D1%87%D0%B0%D0%B9-%D0%B8-%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9

Комментарии

Комментариев нет.