Что означают понятия «нецелевое расходование бюджетных средств», «неэффективное расходование бюджетных средств» и «неправомерное расходование бюджетных средств», чем они отличаются и в каких случаях выявляемые нарушения квалифицируются таким образом.

А главное, почему растет их количество и что это означает для бюджетной системы страны.
Анатолий Борисович ВИФЛЕЕМСКИЙ, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, магистр юриспруденции
Нецелевое использование бюджетных средствТеория
Принцип целевого характера бюджетных средств установлен статьей 38 БК РФ. Он означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. На практике под такой целью понимают заранее определенные направления расходования бюджетных средств. Если расходы произведены в рамках этих направлений, то признаются целевым использованием бюджетных средств, если же за пределами них, то нецелевым (НИБС).
Однако в БК РФ есть еще и специальная статья 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств», которая содержит определение этого понятия: направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Поэтому с позиций бюджетного законодательства только действия участников бюджетного процесса могут быть квалифицированы как бюджетное правонарушение и только к ним могут применяться бюджетные меры принуждения, которые предусмотрены в статье 306.4 БК РФ.
В КоАП РФ понятие «нецелевое использование бюджетных средств» трактуется значительно шире, нежели в БК: статья 15.14 КоАП РФ признает нецелевым направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, которые не соответствуют целям документа, являющегося правовым основанием их предоставления. Формулировка «средства, полученные из бюджета» позволяет привлекать к ответственности и лиц, не являющихся получателями бюджетных средств. Понятие «средства, полученные из бюджета» законом не определено, но фактически под такими средствами понимаются, как правило, средства субсидий, получаемых бюджетными и автономными учреждениями, а также иными некоммерческими и даже коммерческими организациями.
УК РФ в статье 285.1 формально ограничивает возможность квалификации нецелевого использования средств в качестве преступления лишь расходованием бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения ( Определенные утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.), совершенным в крупном размере (крупным размером признается сумма, превышающая 1,5 миллиона рублей). При этом в определении Конституционного суда РФ от 20 декабря 2016 года № 2776-О подчеркнуто, что это законоположение применяется в нормативном единстве с положениями бюджетного законодательства. Поэтому, казалось бы, расширительных трактовок быть не должно, ведь перечень получателей бюджетных средств (получателей средств соответствующего бюджета) четко определен в статье 6 БК РФ. Однако органы финансового контроля ( Такой позиции придерживаются органы как внутреннего, так и внешнего финансового контроля (см. Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19 декабря 2017 года, Классификатор нарушений, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 сентября 2017 года № 9ПК).) трактуют положения статьи 285.1 УК РФ расширительно (как и статья 15.14 КоАП РФ) и говорят об уголовном преследовании не только должностных лиц получателей бюджетных средств, но и должностных лиц бюджетных и автономных учреждений. https://youtu.be/jwHeK3j1gvM

Ответ МинФина, все услуги за ЖКХ оплачены из бюджета!

Комментарии

  • 24 мая 2023 22:06
    Практика
    На практике нецелевым использованием бюджетных средств считается следующее:
    расходование бюджетных средств по государственному или муниципальному контракту при несоответствии использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги цели осуществления самой закупки, а также без подтверждения первичными учетными документами;
    расходование бюджетных средств сверх утвержденных сметных назначений;несоблюдение указаний по применению кодов бюджетной классификации РФ;использование средств от приносящей доход деятельности и неперечисление их в доход бюджета;оплата расходов, на обеспечение которых не предоставлены лимиты бюджетных обязательств;оплата расходов, не предусмотренных законом (постановлением) о бюджете;оплата расходов за подведомственное учреждение;расходование бюджетных средств сверх утвержденных решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет бюджетов других уровней;использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников, если это не предусмотрено в бюджете;несанкционированное перемещение, перераспределение бюджетных средств по кодам бюджетной классификации;использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью казенного учреждения (взносы в уставный капитал юридических лиц, расходы на капитальный ремонт и реконструкцию арендуемых помещений);
    https://rufincontrol.ru/online/article/385115/
  • 24 мая 2023 22:09
    https://rufincontrol.ru/online/article/385115/
    использование бюджетных средств на строительство объектов, не включенных в перечень объектов капитального строительства (реконструкции) и приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в форме капитальных вложений, утвержденный в установленном порядке, и на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;использование средств, выделенных на реализацию государственных (муниципальных) целевых программ, на иные цели;осуществление расходов на оплату товаров (работ, услуг), не связанных с деятельностью учреждения;расходование средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания государственным (муниципальным) учреждением на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых для приносящей доход деятельности или прямо не предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе на оплату труда работников учреждения, не участвующих в выполнении задания, на командировочные и прочие расходы, не связанные с выполнением задания;использование средств субсидий на оказание финансовой помощи коммерческим организациям или на их создание.
  • 24 мая 2023 22:25
    Практика
    К неправомерному использованию средств органы финансового контроля относят следующее:
    расходование средств без подтверждения оправдательными документами;осуществление авансовых платежей сверх установленного Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта, местной администрацией размера;переплаты и неположенные выплаты заработной платы (денежного содержания, довольствия);сверхнормативные расходы, кроме переплат и неположенных выплат заработной платы (денежного содержания, довольствия);неправомерное расходование средств при ремонтно-строительных работах;предоставление учреждением займов и кредитов;уплату штрафов и иных санкций, наложенных на должностных лиц, за счет средств учреждения;ремонт имущества, переданного в аренду (если в договоре указана обязанность арендатора производить за свой счет тот или иной вид ремонта);использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет иных источников, в том числе внебюджетных (включая содержание за счет бюджетных средств имущества, переданного в аренду);неоприходование в кассу и неотражение в бухгалтерском учете и отчетности денежных средств, поступающих от физических лиц за оказанные услуги;
    https://rufincontrol.ru/online/article/385115/
  • 24 мая 2023 22:27
    Фотография
  • Комментарий удалён.
  • 24 мая 2023 22:35
    ФотографияФотография
  • 24 мая 2023 22:37
    ПОСТАНОВИЛ:
    Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 октября 2017 года по делу №А49-11758/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
    Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи Раздел VI. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов > Глава 35. Производство в суде кассационной инстанции > Статья 288. Основания для отмены судебного приказа, изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций" target="_blank" style="margin: 0px; padding: 0px; border: 0px; outline: 0px; background: transparent; font-size: 15px; line-height: 19.5px; font-family: Arial, sans-serif; color: rgb(60, 95, 135); font-style: normal; font-variant-ligatures: normal; font-variant-caps: normal; font-weight: 400; letter-spacing: normal; orphans: 2; text-align: start; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 2; word-spacing: 0px; -webkit-text-stroke-width: 0px;">288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
    Председательствующий А.Б. Корнилов
    https://sudact.ru/arbitral/doc/m8DOqovk9KxT/
  • 24 мая 2023 22:37
    Фотография
  • 26 мая 2023 06:29
    ИА Красная Весна: Кто формулирует вопрос, на который должно ответить революционное общество?
    Черняховский: Вопрос формирует история. Лучше, когда находится идеолог, который это может выразить. Хуже, когда этого идеолога нет. Но еще лучше, если идеолог создает идеологию, партию и так далее. Всё это может удаться, а может не удаться.
    Вопрос в другом. Эпоха рождает требования. Вот какое требование породило Великую Французскую революцию? Если брать по-простому, то это требование перехода к политической демократии, требование перехода общества к индустриальному производству.
    Что в конечном счете породило Великую Октябрьскую революцию? Это требование перехода к социальной демократии, хотя это может быть не точной формулировкой. Но совершенно точно, что революция порождена требованием перехода к обществу, в котором человек может развиваться, восходить. И как база для этого — переход к новому постиндустриальному технологическому типу производства. Это то, насколько мы можем оценить.
    Вот когда это решается, тогда революция заканчивается. Дело не в том, как мы будем это оценивать, а в том, как и куда исторические толчки прогресса будут вести наше общество. Если ответа на этот вопрос не будет, то мир будет трястись постоянно и может оказаться этими толчками уничтожен
    ИА Красная Весна
    Читайте материал целиком по ссылке:
    https://rossaprimavera.ru/article/08a60a95
  • 26 мая 2023 23:46
    https://marxism.online/lenin-v-i/volume-24/17/
    Рабочие зарабатывают так мало, что им приходится покупать дешевые, низкосортные, поддельные продукты. А ведь главный потребитель — рабочие. Рабочих миллионы, капиталистов сотни. И вот, производство дешевого, поддельного продукта растет не по дням, а по часам — наряду с ростом неслыханной роскоши горстки миллионеров». ПСС т.21 с.466.
    "Страна накануне гибели, 10 капиталистов, членов Временного правительства, потворствуют предпринимателям, которые грабят страну, грабят народ, увеличивая и без того безмерные прибыли капитала... Ведь это же прямо издевательство капиталистов над народом!.. Доколе же это будет продолжаться?" Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1969. — Т. 32. Май — июль 1917. С. 232—235.
  • 1 июн 2023 05:38
    Такая норма есть, но относится к юридическим лицам. Так, абзац второй пункта 2 статьи 546 ГК гласит: «Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии».
    https://poisk-ru.ru/s8040t12.html
  • 1 июн 2023 05:48
    Чтобы не оставалось сомнений в том, что Верховный Суд имеет в виду запрет на обесточивание физических лиц, дальше в «Обзоре» говорится следующее: «Вместе с тем согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2 Конституции РФ)». Государство защищает права и свободы через законы, через тот же Гражданский кодекс.
    Действия лиц совершивших отключение или ограничение в подаче жизнеобеспечивающего ресурса попадают под Уголовный кодекс РФ Статья 330. Глава 24 преступление против общественной безопасности статья 125.2 УК РФ приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ФЗ от 19.06.2001г. № 83 ФЗ). Согласно этой статье не имеют право отключать объекты жизнеобеспечения (в случае не оплаты ком услуг). Штраф от ста тысяч до пятисот, либо срок лишения свободы от года да пяти лет. ст. 357 Геноцид, ст. 125 Оставление в опасности, ст. 30 Приготовление к преступлению и покушение на преступление, ст. 215.1 Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения, ст. 215.2 Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, ст. 167 Умышленное уничтожение или повреждение имущества, ст. 25 Преступление, совершённое умышленно, ст. 159 Мошенничество, ст. 163 Вымогательство, ст. 330 Самоуправство, ст. 171 Незаконное предпринимательство. Платить за коммунальные услуги только на законных основаниях непосредственно на счета компаний предоставляющих услуги.
    https://poisk-ru.ru/s8040t12.html
  • 19 сен 2023 20:23
    03:45
    "Главковерх приказал 1, 4, 14 казачьим полкам во имя свободы, чести и славы родной земли выступить на помощь ЦИК Советов, революционной демократии, Временному правительству и для спасения гибнущей России". Аналогичный приказ разослан по юнкерским училищам.
    Казаки, однако, отказываются выступить, если не выступит пехота, так как они не хотят "выступать в одиночку и служить живыми мишенями". Некоторые юнкерские училища, в свою очередь, запрашивают казаков об их отношении к выступлению. Получив уклончивые ответы, юнкера остаются в казармах.
    05:00
    Из Гельсингфорса (Хельсинки) по Финляндской железной дороге в Петроград выдвигается второй эшелон моряков.
    Чуть раньше из Гельсингфорса уже вышли и взяли курс на столицу полтора десятка кораблей с боевыми взводами на борту.
    06:00
    Около 40 матросов Гвардейского флотского экипажа занимают Государственный банк, не встретив сопротивления со стороны его охраны и дежурного взвода Семеновского полка, сохраняющего нейтралитет.
    После захвата банка 125 человек из команды его охраны также избирают комитет и посылают своего делегата в ВРК.
    Напротив запертых дверей Государственного банка стояло несколько солдат с винтовками с примкнутыми штыками.
    "Вы чьи? — спросил я. — Вы за правительство?"
    "Нет больше правительства! — с улыбкой ответил солдат. — Слава богу!"
    https://1917.tass.ru/article/7-noyabrya