Сравнительный анализ самолётов для противодействия БПЛА
Беспилотные летательные аппараты, особенно ударные дроны и дроны-камикадзе, становятся серьезной проблемой безопасности. Эти аппараты, способные нести значительную боевую нагрузку и лететь на большие расстояния, представляют угрозу для критической инфраструктуры и граждан. Особенную опасность представляют дроны, использующие автономные системы навигации и искусственный интеллект, что делает их устойчивыми к помехам и позволяет самостоятельно выбирать маршрут, основываясь на данных с камер и дальномеров. ▪️Как бороться и что использовать? Обнаружение и уничтожение БПЛА, особенно летящих в автономном режиме на малых высотах (80–150 м), представляет сложность. Наземные радиолокационные станции эффективно выявляют такие дроны, но их уничтожение требует механического воздействия — ракет, артиллерии или стрелкового оружия, что затруднено из-за малых высот и удаленности маршрутов. Наиболее перспективным решением является использование легкого маневренного самолета противодействия, способного искать, преследовать и сбивать БПЛА. ▪️Важные требования к такому самолету: высокая маневренность, скорость 120–300 км/ч, продолжительность полета не менее 2 часов с дальностью 400 км и возможность нести нагрузку минимум 150 кг. Для России рассматриваются типовые самолеты: Як-52, Як-18Т и Вильга-35А. ▪️Як-52 — хороший кандидат после модернизации для установки современного оборудования, однако требует усиления конструкции. ▪️Як-18Т — устаревший, но с хорошими летными характеристиками для начальной подготовки; его использование в роли противодействия БПЛА затруднено из-за инертности и ограниченного обзора. ▪️Вильга-35А — не подходит из-за низкой скорости и маневренности. Также стоит учитывать зарубежные аналоги: например, Cessna-172 или американский OA-1K Skyraider II (на базе Air Tractor AT-802), которые успешно применяются для борьбы с БПЛА. В целом, наличие специально подготовленного легкого маневренного самолета значительно повысит эффективность защиты критической инфраструктуры от ударных и разведывательных дронов. Список отечественной легкомоторной авиации ограничен. Для модернизации в роль самолета противодействия БПЛА рассматриваются Як-18Т и Як-52, предпочтительнее второй. Хотя Як-52Б не был принят в 1980-х как штурмовик, его можно быстро модернизировать для внешней нагрузки и использования современных цифровых систем, что позволит занять нишу в авиации до появления более современных самолетов отечественного производства. Из материала к.т.н., доцента кафедры "Динамика и управление полетом ЛА" Московского авиационного института (Национальный исследовательский университет) Тяглика Михаила Сергеевича. Военный Осведомитель https://t.me/milinfolive/151616?single
🇷🇺🇷🇺 Армия России 🇷🇺🇷🇺
Сравнительный анализ самолётов для противодействия БПЛА
Беспилотные летательные аппараты, особенно ударные дроны и дроны-камикадзе, становятся серьезной проблемой безопасности. Эти аппараты, способные нести значительную боевую нагрузку и лететь на большие расстояния, представляют угрозу для критической инфраструктуры и граждан. Особенную опасность представляют дроны, использующие автономные системы навигации и искусственный интеллект, что делает их устойчивыми к помехам и позволяет самостоятельно выбирать маршрут, основываясь на данных с камер и дальномеров.
▪️Как бороться и что использовать?
Обнаружение и уничтожение БПЛА, особенно летящих в автономном режиме на малых высотах (80–150 м), представляет сложность. Наземные радиолокационные станции эффективно выявляют такие дроны, но их уничтожение требует механического воздействия — ракет, артиллерии или стрелкового оружия, что затруднено из-за малых высот и удаленности маршрутов.
Наиболее перспективным решением является использование легкого маневренного самолета противодействия, способного искать, преследовать и сбивать БПЛА.
▪️Важные требования к такому самолету: высокая маневренность, скорость 120–300 км/ч, продолжительность полета не менее 2 часов с дальностью 400 км и возможность нести нагрузку минимум 150 кг.
Для России рассматриваются типовые самолеты: Як-52, Як-18Т и Вильга-35А.
▪️Як-52 — хороший кандидат после модернизации для установки современного оборудования, однако требует усиления конструкции.
▪️Як-18Т — устаревший, но с хорошими летными характеристиками для начальной подготовки; его использование в роли противодействия БПЛА затруднено из-за инертности и ограниченного обзора.
▪️Вильга-35А — не подходит из-за низкой скорости и маневренности.
Также стоит учитывать зарубежные аналоги: например, Cessna-172 или американский OA-1K Skyraider II (на базе Air Tractor AT-802), которые успешно применяются для борьбы с БПЛА.
В целом, наличие специально подготовленного легкого маневренного самолета значительно повысит эффективность защиты критической инфраструктуры от ударных и разведывательных дронов.
Список отечественной легкомоторной авиации ограничен.
Для модернизации в роль самолета противодействия БПЛА рассматриваются Як-18Т и Як-52, предпочтительнее второй. Хотя Як-52Б не был принят в 1980-х как штурмовик, его можно быстро модернизировать для внешней нагрузки и использования современных цифровых систем, что позволит занять нишу в авиации до появления более современных самолетов отечественного производства.
Из материала к.т.н., доцента кафедры "Динамика и управление полетом ЛА" Московского авиационного института (Национальный исследовательский университет) Тяглика Михаила Сергеевича.
Военный Осведомитель https://t.me/milinfolive/151616?single