Спустя три с половиной года после аварии малозаметного бомбардировщика B-2 Spirit на а/б «Уайтмен» ВВС США опубликовали отчёт комиссии по расследованию этого авиационного происшествия. Причинами потери самолёта признаны конструктивные недостатки машины и ошибки командира аэродромной пожарной команды. B-2 из состава 509-го бомбардировочного крыла (полка), базирующегося на авиабазе Уайтмен (Миссури), носящий наименование «Дух Гавайев» (Spirit of Hawaii), взлетел утром 10-го декабря 2022-го года для выполнения учебного задания. Полёт проходил штатно, самолёт возвращался на базу. На этапе захода на посадку экипаж начал выпускать шасси. Согласно отчёту, вышел из строя клапан в системе управления правой основной стойкой шасси. Это привело к быстрой потере рабочей жидкости и падению давления в основной гидравлической системе. Бортовой компьютер переключился на резервную систему, которая попыталась восстановить давление в магистралях, однако и резервная система начала быстро терять р/жидкость и давление. Тогда компьютер начал лихорадочно переключаться между основной и резервной системами, пытаясь найти способ выпустить шасси. Шасси пришлось выпускать аварийно. Однако левая стойка шасси не встала на замок выпущенного положения и разрушилась при касании полосы. Самолёт потащило влево, парировать это не удалось. Левую консоль протащило около трёхсот метров по ВПП, и бетонное покрытие «стесало» законцовку. В результате был повреждён топливный бак и возник пожар. Бомбардировщик остановился примерно в полутора километрах от места разрушения шасси, оставив за собой горящий след топлива. Экипаж не пострадал, оба пилота покинули самолет, не используя катапульты. Руководитель пожарной команды распорядился использовать для тушения пожара воду, а не специальную пену, и исправил свою ошибку только через три с лишним минуты. Внешний пожар был частично подавлен, но не потушен. Примерно через 30 минут после приземления бомбардировщика взорвался один топливный бак, а через десять минут – второй. Двухметровый фрагмент обшивки вырвало, мелкие обломки разлетелись вокруг. Пожар был полностью потушен примерно через час после крушения. Комиссия ВВС по расследованию авиационного происшествия установила, что основной причиной крушения стал отказ гидравлического клапана системы управления шасси. В отчёте говорится, что значительный вклад в тяжесть повреждений внесли конструктивные недоработки основных стоек шасси B-2. Решение командира экипажа не использовать огнетушащую пену сразу привело к распространению пламени и причинению самолёту дополнительного ущерба. Согласно отчёту, в результате крушения покрытию взлётно-посадочной полосы был нанесён ущерб на сумму ~$27,5 тыс. Ущерб левой консоли крылу и шасси был оценён в более чем триста миллионов долларов. Однако руководство ВВС в конечном итоге пришло к выводу, что самолёт слишком сильно повреждён, чтобы его восстанавливать, и машина была списана. Каждый B-2 Spirit обошёлся ВВС примерно в $1,2 млрд. – в 1990-х годах, когда бомбардировщики поступили на вооружение. В настоящее время в строю остаётся 19 единиц B-2, которые, как ожидается, будут сняты с вооружения в начале 2030-х годов. Алексей Захаров, авиаэксперт #экспертВО #ввссша
🇷🇺🇷🇺 Армия России 🇷🇺🇷🇺
Названы причины потери бомбардировщика B-2
Спустя три с половиной года после аварии малозаметного бомбардировщика B-2 Spirit на а/б «Уайтмен» ВВС США опубликовали отчёт комиссии по расследованию этого авиационного происшествия. Причинами потери самолёта признаны конструктивные недостатки машины и ошибки командира аэродромной пожарной команды.
B-2 из состава 509-го бомбардировочного крыла (полка), базирующегося на авиабазе Уайтмен (Миссури), носящий наименование «Дух Гавайев» (Spirit of Hawaii), взлетел утром 10-го декабря 2022-го года для выполнения учебного задания. Полёт проходил штатно, самолёт возвращался на базу.
На этапе захода на посадку экипаж начал выпускать шасси. Согласно отчёту, вышел из строя клапан в системе управления правой основной стойкой шасси. Это привело к быстрой потере рабочей жидкости и падению давления в основной гидравлической системе.
Бортовой компьютер переключился на резервную систему, которая попыталась восстановить давление в магистралях, однако и резервная система начала быстро терять р/жидкость и давление. Тогда компьютер начал лихорадочно переключаться между основной и резервной системами, пытаясь найти способ выпустить шасси.
Шасси пришлось выпускать аварийно. Однако левая стойка шасси не встала на замок выпущенного положения и разрушилась при касании полосы. Самолёт потащило влево, парировать это не удалось. Левую консоль протащило около трёхсот метров по ВПП, и бетонное покрытие «стесало» законцовку. В результате был повреждён топливный бак и возник пожар. Бомбардировщик остановился примерно в полутора километрах от места разрушения шасси, оставив за собой горящий след топлива. Экипаж не пострадал, оба пилота покинули самолет, не используя катапульты.
Руководитель пожарной команды распорядился использовать для тушения пожара воду, а не специальную пену, и исправил свою ошибку только через три с лишним минуты. Внешний пожар был частично подавлен, но не потушен. Примерно через 30 минут после приземления бомбардировщика взорвался один топливный бак, а через десять минут – второй. Двухметровый фрагмент обшивки вырвало, мелкие обломки разлетелись вокруг. Пожар был полностью потушен примерно через час после крушения.
Комиссия ВВС по расследованию авиационного происшествия установила, что основной причиной крушения стал отказ гидравлического клапана системы управления шасси. В отчёте говорится, что значительный вклад в тяжесть повреждений внесли конструктивные недоработки основных стоек шасси B-2. Решение командира экипажа не использовать огнетушащую пену сразу привело к распространению пламени и причинению самолёту дополнительного ущерба.
Согласно отчёту, в результате крушения покрытию взлётно-посадочной полосы был нанесён ущерб на сумму ~$27,5 тыс. Ущерб левой консоли крылу и шасси был оценён в более чем триста миллионов долларов. Однако руководство ВВС в конечном итоге пришло к выводу, что самолёт слишком сильно повреждён, чтобы его восстанавливать, и машина была списана.
Каждый B-2 Spirit обошёлся ВВС примерно в $1,2 млрд. – в 1990-х годах, когда бомбардировщики поступили на вооружение. В настоящее время в строю остаётся 19 единиц B-2, которые, как ожидается, будут сняты с вооружения в начале 2030-х годов.
Алексей Захаров,
авиаэксперт
#экспертВО #ввссша