Комментарии
- 27 дек 2021 08:14ЮРИЙ СТАНИСЛАВОВИЧЯ,взрослый,и сейчас бы куда-нибудь сходил на исследование.Ведь,это так интересно познавать свой край,свою Родину.Не галопом по европам,а своими ногами.
- 20 янв 2022 23:05Ольга Чередниченко
️
- 20 янв 2022 23:05Ольга Чередниченко
️
- 7 апр 2022 20:39Александр ЛазуткинСупер!
- 28 апр 2022 21:15Татьяна БелоусоваЛечебные грязи в Убеженской надо лечить людей это Здорово
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
НАШ ГОРОД АРМАВИР
Убеженские грязе-соленые озера.
Журнал "Юный натуралист" №10, 1938г.
В 18 километрах от Армавира есть озера. У местного населения они пользуются славой лечебных озер. Говорили, что в них содержатся большие запасы грязей и глауберовой соли. Но до сих пор озера не были изучены и богатства их не использовались.
Весной, после экзаменов, отправились мы, трое юннатов, на разведку к озерам. Нам было дано задание: собрать предварительные сведения об озерах и о том, можно ли разбить лагерь на берегах. Спускаясь в котловину к Большому Убеженскому озеру, мы почувствовали сильный запах сероводорода. У берегов озера мы вступили в грязевую полосу. Ноги погружались в мягкую, черную, пахнущую сероводородом грязь. Грязевую полосу окаймляли заросли солероса — растения с мясистыми солеными стеблями и листьями.
Мы обошли озеро кругом, сделали необходимые измерения, взяли в банку образцы грязи из разных мест и пошли к Малому Убеженскому озеру. Там мы также сделали наблюдения, измерения и зарисовки.
Мы должны были заночевать на молочной ферме у озера, но решили побить рекорд и притти в город утром. Вышли с фермы вечером. Первый раз в жизни мы были ночью в глухой степи. Ноги едва двигались, хотелось спать, но мы шли вперед и к рассвету были дома.
За выполнение задания нас похвалили, но за ночной переход поругали и предупредили, чтоб таких «рекордов» больше не было.
Через несколько дней в поход на озеро двинулся весь кружок юннатов. Было человек сорок ребят и несколько руководителей.
Дворцовский конь Васька вез наши вещи и снаряжение. К Большому озеру подошли в сумерки. Уставшие ребята стали купаться. Вода была теплая, соленая, приятная. Легко было плавать: легче, чем в море. Приготовили ужин, с аппетитом поели и заснули. С утра разбились по бригадам и отправились выполнять различные задания.
Я попал в бригаду, которая производила измерения глубины озера, мощности залегания грязей, температуры и плотности воды.
Вася Ларченко погружал в воду ареометр и, сам погружаясь почти до у ровня глаз, внимательно отмечал деления. Он был похож в этот момент на тюленя. А я был похож на Паганеля из замечательного романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
Подле нашей группы плавали зоологи. Они вылавливали очень мелких рачков — артений. На берегу другая группа зоологов вела наблюдения над интересной мухой — эфидрой. Эта муха откладывает свои яички на водоросли. Мух этих так много, что от оболочек их куколок по берегу идет сплошной валик шириной в 20 сантиметров и толщиной в 4–5 сантиметров. Личинки мухи эфидры играют большую роль в образовании органических остатков, входящих в состав лечебных грязей озера.
На берегу мы встречали больных, которые принимали грязевые ванны или просто купались в крепкой соленой воде.
К обеду все наши бригады стянулись к лагерю. Ботаники принесли папки с различными солончаковыми растениями, зоологи наловили водных обитателей. В банках принесли образцы грязи. Художники показали эскизы, набросанные масляными красками. В больших походах художники всегда нас сопровождают.
К вечеру вдруг поднялся ураган и хлынул настоящий ливень. Все бросились в клуб молочной фермы. Там мы устроили концерт. Под дождем осталась «героическая группа», приготовлявшая ужин. Члены этой группы решили не сдаваться: сильно вымокли, но ухитрились соорудить над костром навес. Ужин был спасен и все ребята накормлены.
На следующий день мы перешли на Малое У беженское озеро и исследовали его. Глубина
Малого Убеженского озера не более 0,5 метра, вода и грязь сильно насыщены солью. Б прибрежной грязевой полосе мы нашли большие куски выкристаллизовавшейся глауберовой соли.
После обеда было объявлено об окончании работ, и наш лагерь снялся с места. К Армавиру подходили в темноте. Сделали привал, а когда тронулись в путь, оказалось, что исчез наш маленький художник. Нашли его спящим в траве на месте привала. Ребята дружески смеялись. Так со смехом, с песней вошли в город.
Наш первый поход закончился.
Алексей Аляев, ученик 9-го класса.
https://litvek.com/book-read/481688-kniga-avtor-neizvesten-zhurnal-yunyiy-naturalist-n10-1938-chitat-online?p=3
Мергель
В день славного юбилея комсомола мы, юннаты Армавирского дворца пионеров, приносим в дар матери-родине свои работы и открытия.
Я и еще двое юннатов отправились на поиски минерального сырья.
Вышли из Армавира рано утром. Солнце еще не взошло, и итти было хорошо. Шли то лесом, то холмами.
К вечеру подошли к реке Кубани. Мы выбрали место повыше и переночевали. Рано утром двинулись дальше. Шли очень медленно. Осматривая обнажения, незаметно подошли к станице Убеженской, где стали обследовать овраги. Обнаружили куски минеральной краски охры. С наступлением вечера возвратились в станицу, где нам разрешили переночевать. Вокруг нас собрались колхозники. Они очень заинтересовались нашими работами. Мы им рассказали о далеком прошлом тех мест, в которых они живут.
Рано утром отправились снова обследовать овраги. Поднимаясь вверх по оврагам, мы обнаружили белые глыбы. После детального осмотра оказалось, что это мергелистая порода.
Мы очень обрадовались и пошли быстрее вверх по оврагу. Все больше стало попадаться глыб мергеля, и наконец мы вышли на поляну, сплошь усеянную его обломками.
Невдалеке виднелся большой пласт, примерно в пятьсот метров длины. Взяли пробы. Нанесли выход на карту и, довольные находкой, пошли в Армавир. На обратном пути разыскали один из выходов охры (впоследствии их оказалось много) и обнаружили гипсоносные глины.
Когда мы о своих находках сообщили академику И. М. Губкину, он прислал нам следующую телеграмму:
Юным геологам — разведчикам тт. Ларченко, Выродову, Гомозову, Алиеву, Лохвицкому, Кутепову.
Спасибо, дорогие друзья, за ваше письмо.
Работаете вы хорошо, и это меня очень радует.
Особенно меня заинтересовали найденные вами мергеля.
Пришлите мне образцы этих мергелей и точно укажите, где они вами взяты, опишите их выходы, мощность и т. д.
Крепко жму вами руки и желаю удачи.
Ваш ГУБКИН И. М.
Просьбу И. М. Губкина мы исполнили и более детально изучили залегание мергеля.
Володя Выродов,
ученик 9 го класса школы № 6.
Горючие газы
От нашего руководителя Бориса Львовича Выродова мы несколько раз слышали, что в 12–15 километрах от Армавира выходят из земли какие-то газы.
Несколько лет тому назад группа наших краеведов отправилась на поиски газов. В пути краеведы обнаружили, что обе бутылки, предназначенные для сбора газов, оказались в керосине. Виноват был один из юных химиков, которому было поручено приготовить бутылки. Члены экспедиции очень негодовали и возвратились обратно в город. На этом и окончилась неудачная разведка. Больше туда никто не ходил.
— А почему бы нам не сходить и не отыскать газы? — спросили мы нашего руководителя.
Борис Львович не возражал, но оказалось, что все ребята заняты на агро-ботаническом участке.
Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, решено было, что мы пойдем втроем и сделаем геологическую разведку.
Нам была дана инструкция по поискам газов, и наша тройка геологоразведчиков ранним июльским утром вышла из города. Настроение было бодрое. Навстречу дул свежий ветерок. Пахло степными травами.
На склоне левого берега Урупа мы увидели маленький водоемчик, диаметром не более трех метров.
Об этом водоеме нам рассказали следующее: тихий и спокойный, он однажды забурлил. На поверхности воды вместе с обильными пузырьками появилась вдруг пленка нефти. С каждым днем количество нефти увеличивалось. Хуторяне испугались, что нефть, перелившись через берега источника, направится к Урупу и испортит воду. Тогда местные власти (дело было до Октябрьской революции) приказали хуторянам завалить источник камнями, навозом и хворостом. Источник был основательно забит, но пузырьки продолжали появляться на поверхности воды.
Мы приступили к работе. По геологической карте местности мы определили, что геологический возраст пород, среди которых выходят газы, относится к среднему сармату.
Внимательно стали наблюдать, как выделяются многочисленные пузырьки величиной от 0,25 до 2 сантиметров. Пузырьки собираются пенистой кучкой размером с блюдце. Выделение пузырьков длится около пяти минут, затем, после короткого перерыва, возобновляется. К пенистой массе газа мы поднесли спичку. Газ тотчас же загорелся, но никакого запаха при горении не ощущалось. Мы предположили, что это метан. Пленок нефти на воде не оказалось.
Стали мы брать газы. Это было нелегко. Дно водоема было забито камнями, кроме того у пас не было воронки. Удалось собрать в бутылку литр газа. Бутылку тщательно закупорили под водой и залили парафином.
Сделав съемку местности, мы отправились в Армавир. D дороге нас застал дождь и хорошо промочил, но мы его не замечали: мы были горды сознанием, что несем в город первую бутылку с газом.
Районная плановая комиссия заинтересовалась нашей разведкой, и через три дня был дан грузовик, который повез уже большую группу ребят вместе с руководителем.
Наши наблюдения были проверены и пробы газа взяты в большие бутыли. Этот газ был отправлен в Ленинград, в Трест добычи и переработки природных газов и гелия.
Когда мы ознакомились с анализом газов, мы пришли в большое волнение. В газах оказалось 79,9 % метана, ряд других, не имеющих значения газов, и, самое интересное, — здесь был гелий.
Метан и гелий вскружили нам головы. В нашем воображен рисовались грандиозные работы по бурению, газификация города, использование гелия для дирижаблестроения.
День получения анализа газов превратился для нас в большой праздник, а товарищи из других кружков Дворца пионеров искренне поздравляли нас.
Володя Кыродов, Алексей Аляев, ученики 9-го класса.