2–13 июля Последний, XXVIII съезд КПСС, на котором произошло острое столкновение сторонников углубления реформ с консервативным большинством, находившимся под влиянием партийного аппарата и все больше переходившим в оппозицию М.С. Горбачеву. Сторонники реформ поддерживали Демократическую платформу в КПСС, сложившуюся в 1988–1989 годах и возглавляемую Г.Х. Поповым и Б.Н. Ельциным. Поскольку большинство участников съезда были против углубления перестройки («лечения социализма капитализмом»), Ельцин заявил о выходе из КПСС и покинул съезд. Это был открытый вызов союзной власти и Горбачеву. В течение 1990 года из компартии вышли многие сторонники Демплатформы, тем самым признав партию не реформируемой. А приверженцы консервативного курса создали Компартию РСФСР, которая могла бы противостоять контролируемому Горбачевым ЦК.
последний съезд КПСС июль 1990 г
9 августа – 25 октября «Парад суверенитетов» автономных республик в составе РСФСР. 6 августа Б.Н. Ельцин, стремясь к конструктивному диалогу с руководителями автономных республик, заявил им в Уфе: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Ответ последовал сразу же. Своей государственный суверенитет провозгласили Карельская АССР (9 августа), Татарская АССР (31 августа), Удмуртская АССР (27 сентября), Якутская АССР (27 сентября), Чукотский автономный округ (5 октября), Адыгейская автономная область (5 октября), Бурятская АССР (7 октября), Коми АССР (11 октября), Башкирская АССР (11 октября), Ямало-Ненецкий автономный округ (17 октября), Марийская АССР (22 октября), Чувашская АССР (24 октября), Горно-Алтайский автономный округ (25 октября). Это было чревато распадом РСФСР по образцу начавшегося распада СССР. Тенденция к распаду РСФСР усилилась в 1991–1992 годах.
13, 15 августа Указами президента СССР реабилитированы жертвы политических репрессий 1920–1930-х годов и возвращено советское гражданство лишенным его в 1966–1968 годах и высланным из страны видным деятелям культуры и диссидентского движения, в том числе правозащитникам Льву Копелеву и Юрию Орлову, шахматисту Виктору Корчному, писателям Василию Аксенову, Владимиру Войновичу, Александру Солженицыну. Эти решения президент принял в рамках «дальнейшей либерализации», стремясь сохранить влияние Центра, усилить вертикаль власти и изменить характер федеративного устройства Советского Союза.
15 августа Гибель в автокатастрофе Виктора Цоя – лидера группы «Кино» и ярчайшей фигуры Ленинградского рок-клуба. Он принадлежал к «поколению дворников и сторожей», как назвал представителей запрещенной культуры («андеграунда») 1970–1980-х годов Борис Гребенщиков. Это поколение ярко раскрылось в годы «перестройки». Альбомы Цоя и фильмы с его участием пользовались огромной популярностью. Его песня «Мы ждем перемен» стала одним из символов «перестройки»: «Перемен! – требуют наши сердца. Перемен! – требуют наши глаза». Смерть кумира на пике славы вызвала необычайный резонанс среди молодежи. Во многих городах появились «стены Цоя», исписанные словами из песен и утверждениями «Цой жив». Бывшее место его работы – котельная в Санкт-Петербурге – стало местом паломничества поклонников его творчества. В 2003 году там открылся клуб-музей Виктора Цоя.
19.08.1990 Похороны Виктора Цоя на Богословском кладбище
22 августа Началось вещание радиостанции «Эхо Москвы», которая стала одним из ведущих средств массовой информации демократической ориентации. В дни августовского путча 1991 года она была главным источником информации о сопротивлении ГКЧП, что способствовало организации этого сопротивления. Только утром 21 августа, когда путч фактически провалился, она была закрыта специальным подразделением КГБ – группой «Альфа».
9 сентября Злодейски убит православный священник, богослов, публицист, проповедник Александр Мень. Он рассматривал христианство как естественный результат развития культуры и главным в нем считал утверждение человеческого достоинства. Его проповеди находили широкий отклик, особенно среди интеллигенции. Но многим представителям РПЦ они казались опасными и даже несовместимыми с православием. Убийцы до сих пор не найдены.
11 сентября Российский парламент одобрил программу «500 дней», подготовленную под руководством С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского. Программа прописывала этапы перехода от плановой экономики к рынку: первый – приватизация жилья, земельных участков и мелких предприятий, акционирование крупных предприятий; второй – либерализация цен. То есть предлагалось начинать с приватизации, что соответствовало теории и должно было смягчить шок от либерализации. Правда, опыт посткоммунистических стран показывал, что ни одной из них не удавалось провести реформы по такой теории. Программа «500 дней» разрабатывалась без особых надежд на немедленную практическую реализацию и рассматривалась, скорее, как политический манифест российских властей, их приверженность рынку. Обещание провести реформы «без снижения жизненного уровня» и так, чтобы от них выиграли все, носило явно популистский характер. В то время в стране шла война программ выхода из кризиса и проведения экономических реформ. Официальная программа союзного правительства, программа Рыжкова-Абалкина, описывала умеренный вариант антикризисных мероприятий и рыночных реформ, отрицала крайности, с одной стороны, быстрое вхождение в рынок через либерализацию и приватизацию, с другой – консервацию экономических отношений и усиление административных начал в управлении хозяйством. На сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1990 года правительство Рыжкова и большинство депутатов выступили категорически против программы «500 дней». Не решившись на конфликт с ними и опасаясь роста цен в результате либерализации, который мог привести к социальному взрыву, Горбачев дистанцировался от обеих программ. В октябре Верховному Совету СССР был предложен «президентский вариант», более близкий к программе Рыжкова-Абалкина. Российские политики расценили это как отказ союзного руководства от курса на рыночные реформы и неизбежность дальнейшего углубления экономического кризиса.
18 сентября «Комсомольская правда» опубликовала статью А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?» Писатель призывал отказаться от попыток удержать в составе Союза стремившиеся к отделению «окраины», но увещевал сохранить единство трех славянских республик – России, Украины и Белоруссии. Сожалея об уничтожении на протяжении советского периода традиций русского крестьянства, он надеялся на их возрождение и отстаивал необходимость частной собственности на землю, в которой он видел основу патриархального уклада хозяйства и жизни, фактически предлагал вернуться к доиндустриальному обществу. Писатель предупреждал об опасности «копирования» западных образцов и утверждал, что нравственная деградация народа в результате коммунистической диктатуры создала основу для возникновения в России «хищнического» капитализма. Выход он видел в постепенном и осторожном движении к обществу мелких собственников, где главной ценностью будет человеческая личность.
Лихие 90-е (присоединяйся)!
1990 год - хроника с июля по сентябрь
2–13 июля
Последний, XXVIII съезд КПСС, на котором произошло острое столкновение сторонников углубления реформ с консервативным большинством, находившимся под влиянием партийного аппарата и все больше переходившим в оппозицию М.С. Горбачеву. Сторонники реформ поддерживали Демократическую платформу в КПСС, сложившуюся в 1988–1989 годах и возглавляемую Г.Х. Поповым и Б.Н. Ельциным. Поскольку большинство участников съезда были против углубления перестройки («лечения социализма капитализмом»), Ельцин заявил о выходе из КПСС и покинул съезд. Это был открытый вызов союзной власти и Горбачеву. В течение 1990 года из компартии вышли многие сторонники Демплатформы, тем самым признав партию не реформируемой. А приверженцы консервативного курса создали Компартию РСФСР, которая могла бы противостоять контролируемому Горбачевым ЦК.
«Парад суверенитетов» автономных республик в составе РСФСР. 6 августа Б.Н. Ельцин, стремясь к конструктивному диалогу с руководителями автономных республик, заявил им в Уфе: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Ответ последовал сразу же. Своей государственный суверенитет провозгласили Карельская АССР (9 августа), Татарская АССР (31 августа), Удмуртская АССР (27 сентября), Якутская АССР (27 сентября), Чукотский автономный округ (5 октября), Адыгейская автономная область (5 октября), Бурятская АССР (7 октября), Коми АССР (11 октября), Башкирская АССР (11 октября), Ямало-Ненецкий автономный округ (17 октября), Марийская АССР (22 октября), Чувашская АССР (24 октября), Горно-Алтайский автономный округ (25 октября). Это было чревато распадом РСФСР по образцу начавшегося распада СССР. Тенденция к распаду РСФСР усилилась в 1991–1992 годах.
Указами президента СССР реабилитированы жертвы политических репрессий 1920–1930-х годов и возвращено советское гражданство лишенным его в 1966–1968 годах и высланным из страны видным деятелям культуры и диссидентского движения, в том числе правозащитникам Льву Копелеву и Юрию Орлову, шахматисту Виктору Корчному, писателям Василию Аксенову, Владимиру Войновичу, Александру Солженицыну. Эти решения президент принял в рамках «дальнейшей либерализации», стремясь сохранить влияние Центра, усилить вертикаль власти и изменить характер федеративного устройства Советского Союза.
Гибель в автокатастрофе Виктора Цоя – лидера группы «Кино» и ярчайшей фигуры Ленинградского рок-клуба. Он принадлежал к «поколению дворников и сторожей», как назвал представителей запрещенной культуры («андеграунда») 1970–1980-х годов Борис Гребенщиков. Это поколение ярко раскрылось в годы «перестройки». Альбомы Цоя и фильмы с его участием пользовались огромной популярностью. Его песня «Мы ждем перемен» стала одним из символов «перестройки»: «Перемен! – требуют наши сердца. Перемен! – требуют наши глаза». Смерть кумира на пике славы вызвала необычайный резонанс среди молодежи. Во многих городах появились «стены Цоя», исписанные словами из песен и утверждениями «Цой жив». Бывшее место его работы – котельная в Санкт-Петербурге – стало местом паломничества поклонников его творчества. В 2003 году там открылся клуб-музей Виктора Цоя.
Началось вещание радиостанции «Эхо Москвы», которая стала одним из ведущих средств массовой информации демократической ориентации. В дни августовского путча 1991 года она была главным источником информации о сопротивлении ГКЧП, что способствовало организации этого сопротивления. Только утром 21 августа, когда путч фактически провалился, она была закрыта специальным подразделением КГБ – группой «Альфа».
Злодейски убит православный священник, богослов, публицист, проповедник Александр Мень. Он рассматривал христианство как естественный результат развития культуры и главным в нем считал утверждение человеческого достоинства. Его проповеди находили широкий отклик, особенно среди интеллигенции. Но многим представителям РПЦ они казались опасными и даже несовместимыми с православием. Убийцы до сих пор не найдены.
Российский парламент одобрил программу «500 дней», подготовленную под руководством С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского. Программа прописывала этапы перехода от плановой экономики к рынку: первый – приватизация жилья, земельных участков и мелких предприятий, акционирование крупных предприятий; второй – либерализация цен. То есть предлагалось начинать с приватизации, что соответствовало теории и должно было смягчить шок от либерализации. Правда, опыт посткоммунистических стран показывал, что ни одной из них не удавалось провести реформы по такой теории. Программа «500 дней» разрабатывалась без особых надежд на немедленную практическую реализацию и рассматривалась, скорее, как политический манифест российских властей, их приверженность рынку. Обещание провести реформы «без снижения жизненного уровня» и так, чтобы от них выиграли все, носило явно популистский характер. В то время в стране шла война программ выхода из кризиса и проведения экономических реформ. Официальная программа союзного правительства, программа Рыжкова-Абалкина, описывала умеренный вариант антикризисных мероприятий и рыночных реформ, отрицала крайности, с одной стороны, быстрое вхождение в рынок через либерализацию и приватизацию, с другой – консервацию экономических отношений и усиление административных начал в управлении хозяйством. На сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1990 года правительство Рыжкова и большинство депутатов выступили категорически против программы «500 дней». Не решившись на конфликт с ними и опасаясь роста цен в результате либерализации, который мог привести к социальному взрыву, Горбачев дистанцировался от обеих программ. В октябре Верховному Совету СССР был предложен «президентский вариант», более близкий к программе Рыжкова-Абалкина. Российские политики расценили это как отказ союзного руководства от курса на рыночные реформы и неизбежность дальнейшего углубления экономического кризиса.
«Комсомольская правда» опубликовала статью А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?» Писатель призывал отказаться от попыток удержать в составе Союза стремившиеся к отделению «окраины», но увещевал сохранить единство трех славянских республик – России, Украины и Белоруссии. Сожалея об уничтожении на протяжении советского периода традиций русского крестьянства, он надеялся на их возрождение и отстаивал необходимость частной собственности на землю, в которой он видел основу патриархального уклада хозяйства и жизни, фактически предлагал вернуться к доиндустриальному обществу. Писатель предупреждал об опасности «копирования» западных образцов и утверждал, что нравственная деградация народа в результате коммунистической диктатуры создала основу для возникновения в России «хищнического» капитализма. Выход он видел в постепенном и осторожном движении к обществу мелких собственников, где главной ценностью будет человеческая личность.