Представьте себе природный материал, который под рукой мастера легко приобретает плавные, изящные формы. Этот полупрозрачный, с разноцветными прожилками, красивый поделочный материал прекрасно подходит для вырезания на нем затейливых узоров и фантастических фигур. Что же это? РЕЧЬ идет об минерале - алебастре. Резьба по алебастру — давно известное в Вольтерре (Тоскана) ремесло, восходящее ко времени этрусков — племен, населявших в древности эту территорию. Среди остатков материальной культуры, хранящихся в местном Музее этрусков, можно увидеть сотни алебастровых урн — прямоугольных каменных ящичков, в которых захоранивали прах умерших после их кремации. Урны датируются IV—I веками до н. э. Эти каменные ящички украшены искусной рельефной резьбой, которая часто изображает предполагаемое путешествие умершего в загробный мир. Конечно, этруски были не единственными, кто в древности использовал алебастр. Египтянам он тоже был хорошо знаком. Однако по химическому составу алебастр, использовавшийся на Древнем Востоке, отличался от более мягкого мелового алебастра Вольтерры. В древнегреческом и древнеримском искусстве также часто использовался мрамор. Но по сравнению с таким «благородным» материалом меловой алебастр кажется «бедным родственником». Как более мягкий и более хрупкий минерал, на котором легко остаются царапины, в архитектуре он всегда играл менее важную роль, чем мрамор. Алебастровые скульптуры плохо переносят непогоду. В архитектуре этот материал используется главным образом для оформления интерьера. Но с другой стороны, алебастр эластичен, поэтому из него особеннохорошо получаются мельчайшие детали скульптурных произведений. Производство развивается Нет свидетельств тому, что в Вольтерре, после расцвета этрусской и римской цивилизаций, на протяжении веков изготавливали алебастровые изделия. Однако в исторических хрониках упоминается, что это ремесло существовало там в середине XVI века. В то время Франческо Медичи, великий герцог Тосканский, приобрел редкую красивую вазу, изготовленную мастерами Вольтерры на токарном станке, и подарил ее герцогу баварскому. В XVII веке местные мастера изготавливали из алебастра художественные изделия и мелкие украшения. Это ремесло приобрело больший размах в XVIII веке, когда стали производить высококачественные копии классических скульптур. Тогда слава вольтеррских алебастровых изделий распространилась по всей Европе и за ее пределами. В тот период Марчелло Ингирами Феи, местный дворянин, известный своими художественными способностями и деловой хваткой, дал толчок развитию производства алебастровых изделий. Он начал разработку недавно обнаруженных месторождений этого минерала и в 1791 году открыл школу, где 100 учеников могли обучаться резьбе по алебастру под руководством опытных мастеров, приглашенных из разных районов Италии и из-за рубежа. Так производство алебастровых изделий стало процветать. В 1786 году насчитывалось 8 или 9 мастерских, а к 1830 году их число возросло до 60. В то время примерно 50 отважных купцов из Вольтерры путешествовали по миру — от Европы до Южной и Северной Америки, Индии и Дальнего Востока,— продавая высококачественные алебастровые изделия. Некоторые торговцы выручали за свой товар большие деньги. Рост этого производства, длившийся до 1870 года, сменился периодами спада и подъема. Тем не менее изготовление алебастровых изделий остается одной из важнейших отраслей экономики Вольтерры. Прогулка по Вольтерре Тихие узкие булыжные мостовые, каменные дома, живописные уголки, солнечные базарные площади и очаровательные загородные пейзажи придают Вольтерре свой неповторимый колорит. Кажется, что попадаешь в средние века. Прогуливаясь по городу, можно увидеть Порта-алл-Арко — внушительных размеров арку, построенную этрусками в IV веке до н. э., которая составляет часть средневековых городских стен. В витринах магазинов, с удивлением можно рассматривать стайки будто замерших в полете птиц, вставшего на дыбы лихого скакуна и изящные фигурки людей,— все это сделано из полупрозрачного, словно матовое стекло, алебастра. В выставочных залах со сводчатыми потолками демонстрируются урны, искусно украшенные виноградными лозами и копиями классических скульптур, также вазы с множеством дырочек и с узорчатой резьбой, подсвечники, шахматные фигурки, шкатулки для драгоценностей и множество прочих изделий. В запыленные мастерские, собственными глазами можем увидеть, как в руках мастера кусок сырья превращается в изящное изделие. Мастера расскажут, что в районе Вольтерры, в меловых пластах породы, встречаются валуны в форме яйца, весящие от 2 до 1 000 килограммов. Эти большие камни добывают из карьеров или тоннелей, на глубине до 280 метров. Алебастр бывает разных цветов: от прозрачно-белого до цвета слоновой кости или желтого, от красноватого до темно-коричневого и от серо-зеленого до черного. Все камни с разным рисунком и разной степенью прозрачности. Во всех мастерских применяются разные технологии обработки алебастра. Один мастер - гравирует затейливый орнамент на блюде, а другой обрабатывает на токарном станке какое-то украшение. Подобным образом изготавливаются многие изделия округлой формы: от блюд и чаш до люстр и абажуров, для которых особенно хорошо подходит прозрачный алебастр. На всех предметах толстым слоем лежит белый алебастровый порошок. Но даже пыль здесь находит применение. Алебастровым порошком, смешанным с полиэфирной смолой, заполняют литейные формы для массового производства статуэток, которые, конечно, не сравнить с настоящей ручной работой, как успевают заметить многие мастера. Жаркие споры Говорят, что у жителей Вольтерры алебастровый порошок в крови. Между мастерами идут жаркие споры относительно их древнего ремесла. Некоторые утверждают, что дешевые изделия, имеющие в лучшем случае небольшую художественную ценность, бросают тень на доброе имя вольтеррских мастеров, работы которых традиционно славились высоким качеством. Другие говорят, что на продажу могут быть выставлены разные изделия: от произведений искусства до предметов массового производства. Эти споры — явление не новое, и конца им не видно. И пока жестокая конкуренция и коммерческие интересы берут верх, они, вероятно, будут еще оказывать свое влияние на людей.
Ciao,bella Италия
:Mariana Italiagusto
Резьба по алебастру — древнее искусство Вольтерры
Представьте себе природный материал, который под рукой мастера легко приобретает плавные, изящные формы. Этот полупрозрачный, с разноцветными прожилками, красивый поделочный материал прекрасно подходит для вырезания на нем затейливых узоров и фантастических фигур. Что же это?
РЕЧЬ идет об минерале - алебастре. Резьба по алебастру — давно известное в Вольтерре (Тоскана) ремесло, восходящее ко времени этрусков — племен, населявших в древности эту территорию. Среди остатков материальной культуры, хранящихся в местном Музее этрусков, можно увидеть сотни алебастровых урн — прямоугольных каменных ящичков, в которых захоранивали прах умерших после их кремации. Урны датируются IV—I веками до н. э. Эти каменные ящички украшены искусной рельефной резьбой, которая часто изображает предполагаемое путешествие умершего в загробный мир.
Конечно, этруски были не единственными, кто в древности использовал алебастр. Египтянам он тоже был хорошо знаком. Однако по химическому составу алебастр, использовавшийся на Древнем Востоке, отличался от более мягкого мелового алебастра Вольтерры.
В древнегреческом и древнеримском искусстве также часто использовался мрамор. Но по сравнению с таким «благородным» материалом меловой алебастр кажется «бедным родственником». Как более мягкий и более хрупкий минерал, на котором легко остаются царапины, в архитектуре он всегда играл менее важную роль, чем мрамор. Алебастровые скульптуры плохо переносят непогоду. В архитектуре этот материал используется главным образом для оформления интерьера. Но с другой стороны, алебастр эластичен, поэтому из него особеннохорошо получаются мельчайшие детали скульптурных произведений.
Производство развивается
Нет свидетельств тому, что в Вольтерре, после расцвета этрусской и римской цивилизаций, на протяжении веков изготавливали алебастровые изделия. Однако в исторических хрониках упоминается, что это ремесло существовало там в середине XVI века. В то время Франческо Медичи, великий герцог Тосканский, приобрел редкую красивую вазу, изготовленную мастерами Вольтерры на токарном станке, и подарил ее герцогу баварскому. В XVII веке местные мастера изготавливали из алебастра художественные изделия и мелкие украшения. Это ремесло приобрело больший размах в XVIII веке, когда стали производить высококачественные копии классических скульптур. Тогда слава вольтеррских алебастровых изделий распространилась по всей Европе и за ее пределами.
В тот период Марчелло Ингирами Феи, местный дворянин, известный своими художественными способностями и деловой хваткой, дал толчок развитию производства алебастровых изделий. Он начал разработку недавно обнаруженных месторождений этого минерала и в 1791 году открыл школу, где 100 учеников могли обучаться резьбе по алебастру под руководством опытных мастеров, приглашенных из разных районов Италии и из-за рубежа. Так производство алебастровых изделий стало процветать.
В 1786 году насчитывалось 8 или 9 мастерских, а к 1830 году их число возросло до 60. В то время примерно 50 отважных купцов из Вольтерры путешествовали по миру — от Европы до Южной и Северной Америки, Индии и Дальнего Востока,— продавая высококачественные алебастровые изделия. Некоторые торговцы выручали за свой товар большие деньги. Рост этого производства, длившийся до 1870 года, сменился периодами спада и подъема. Тем не менее изготовление алебастровых изделий остается одной из важнейших отраслей экономики Вольтерры.
Прогулка по Вольтерре
Тихие узкие булыжные мостовые, каменные дома, живописные уголки, солнечные базарные площади и очаровательные загородные пейзажи придают Вольтерре свой неповторимый колорит. Кажется, что попадаешь в средние века. Прогуливаясь по городу, можно увидеть Порта-алл-Арко — внушительных размеров арку, построенную этрусками в IV веке до н. э., которая составляет часть средневековых городских стен.
В витринах магазинов, с удивлением можно рассматривать стайки будто замерших в полете птиц, вставшего на дыбы лихого скакуна и изящные фигурки людей,— все это сделано из полупрозрачного, словно матовое стекло, алебастра. В выставочных залах со сводчатыми потолками демонстрируются урны, искусно украшенные виноградными лозами и копиями классических скульптур, также вазы с множеством дырочек и с узорчатой резьбой, подсвечники, шахматные фигурки, шкатулки для драгоценностей и множество прочих изделий.
В запыленные мастерские, собственными глазами можем увидеть, как в руках мастера кусок сырья превращается в изящное изделие. Мастера расскажут, что в районе Вольтерры, в меловых пластах породы, встречаются валуны в форме яйца, весящие от 2 до 1 000 килограммов. Эти большие камни добывают из карьеров или тоннелей, на глубине до 280 метров. Алебастр бывает разных цветов: от прозрачно-белого до цвета слоновой кости или желтого, от красноватого до темно-коричневого и от серо-зеленого до черного. Все камни с разным рисунком и разной степенью прозрачности.
Во всех мастерских применяются разные технологии обработки алебастра. Один мастер - гравирует затейливый орнамент на блюде, а другой обрабатывает на токарном станке какое-то украшение. Подобным образом изготавливаются многие изделия округлой формы: от блюд и чаш до люстр и абажуров, для которых особенно хорошо подходит прозрачный алебастр.
На всех предметах толстым слоем лежит белый алебастровый порошок. Но даже пыль здесь находит применение. Алебастровым порошком, смешанным с полиэфирной смолой, заполняют литейные формы для массового производства статуэток, которые, конечно, не сравнить с настоящей ручной работой, как успевают заметить многие мастера.
Жаркие споры
Говорят, что у жителей Вольтерры алебастровый порошок в крови. Между мастерами идут жаркие споры относительно их древнего ремесла. Некоторые утверждают, что дешевые изделия, имеющие в лучшем случае небольшую художественную ценность, бросают тень на доброе имя вольтеррских мастеров, работы которых традиционно славились высоким качеством. Другие говорят, что на продажу могут быть выставлены разные изделия: от произведений искусства до предметов массового производства. Эти споры — явление не новое, и конца им не видно. И пока жестокая конкуренция и коммерческие интересы берут верх, они, вероятно, будут еще оказывать свое влияние на людей.