Италия в лицах - Караваджо

Хотела написать пару слов о любимом художнике, но коротко не получилось. Прошу прощения за многословие.
Плохой мальчик из Караваджо
Он родился во вполне благополучной семье архитектора Фермо Меризи и провел первые годы своей жизни в Милане. Ничто не предвещало, что из ребенка, получившего имя Микеланджело в честь Архангела Михаила, вырастет одна из самых спорных, загадочных и скандальных личностей своего времени. Что сделало его таким, трудно сказать. Возможно то, что будучи совсем маленьким, он видел страдания и смерть. В 1576 году, когда ребенку было 6 лет, в Милане разгорелась бубонная чума, и семья Меризи вынуждена была переехать в свой родной город - Караваджо, который для нас теперь практически неотделим от имени самого художника, о котором я и пытаюсь вам поведать. Чума унесла жизни его отца, дяди, дедушки, сохранив невредимыми самого Микеланджело, его братьев, сестру и мать, которая, имея влиятельных знакомых, старалась дать своим детям образование и как можно больше возможностей для безбедного будущего.
В 13 лет мальчик снова попадает в Милан в мастерскую известного по тем временам художника Симоне Петерцано. Традиционно его жизнь в Милане описывается как бесконечная серия перепалок, участий в бандитских налетах и скандальных историях. Но недавно ученые нашли наброски, которые Караваджо делал ежедневно в огромных количествах, постоянно отшлифовывая мастерство рисовальщика и выискивая типажи будущих героев своих произведений. Он мало говорил и почти ничего не писал, поэтому мы и знаем в основном самые темные эпизоды его жизни, получив основные сведения из докладов жандармерии. Нередко говорили, что для него было более свойственно держать в руке шпагу, чем кисть. Но существовала, оказывается, и другая сторона медали. Самым главным для Караваджо всегда было искусство, и будучи подростком, он готовил для себя весьма незаурядное будущее.
Приехав в Рим, он попал в город, кишащий многообещаюими художниками и скульпторами, где было легко смешаться с общей массой и никогда не реализовать себя. Но такая перспектива не устраивала амбизиозного молодого человека. Не так много времени понадобилось на то, чтобы его заметили, ведь Рим был богат не только на художников, но и на торговцев искусством и коллекционеров, отличавшихся прекрасным нюхом на все новое и талантливое. Новаторство Микеланджело Меризи было невозможно не заметить в среде, где царил академизм и церковь диктовала свои правила. Даже в его первых натюрмортах, бытовых и жанровых сценках, которые легко находили покупателя, просматривался живой интерес к натуре и обостренное восприятие действительности, что было нехарактерно для римской живописи того времени. А уж когда Караваджо вышел на художественную сцену с религиозными сюжетами, то произвел настоящий фурор. Он умел связать любую религиозную сцену с современностью, точно вырывая изображаемых персонажей из темных подворотен и кабаков с мрачными голыми стенами и пронизывающими лучами света. Он наделял свои работы таким пронзительным драматизмом, какой нельзя было просто изобразить, а можно было лишь пережить и выплеснуть из себя.
Римская верхушка состояла из священников, которые будучи аристократами, неплохо разбирались в живописи. Как утонченные знатоки и коллекционеры, они не могли не отметить, что Караваджо – это уникальное явление в искусстве, а как служители церкви, не могли одобрить все то, что он производил на свет. Его несвятые святые с пронзительными глазами, грязными ногами, лицами нищих и проституток чаще всего не находили себе места в городских храмах, а вот иметь подобные творения в частных коллекциях не только не возбранялось, но и поднимало престиж владельца. Иной раз даже выгодно было забраковать ту или иную картину для церкви, чтобы заполучить ее в собственную коллекцию по сходной цене или бесплатно. Такое положение дел будоражило и злило Караваджо, но стиль, присущий только ему самому, он не считал нужным менять. Художник осознавал собственную уникальность, понимая, что таких как он, больше нет. Существовало немало поддельщиков и подражателей, но им не хватало главного – всего того, что пережил и пропустил через себя Микеланджело Меризи.
Он мог работать месяцами, забывая о том, что устал или голоден, но когда вдруг вырывался на свет божий, вместе с ним вырывалась и его бунтарская и агрессивная натура. Римские дворы и переулки в те годы были опасны, особенно по вечерам, когда из домов выходили группы задиристых и часто вооруженных молодых людей, наводивших страх на мирных жителей, то и дело шокируя случайных прохожих, бранясь, напиваясь и устраивая перепалки. Подобные ночные выходы были неотъемлемой частью жизни не только Караваджо, но и других художников, а порой и аристократов. Караваджо писал то, что видел в темных подворотнях и пыльных кабаках, а поскольку и дуэли не были редкостью, то на его картинах часто можно было увидеть страдание и кровь. В моменты ярости он становился опасным, но обычно все заканчивалось лишь небольшими неприятностями. Предположительно, ранение, которое Караваджо нанес своему недругу Рануччо Томмазони, с которым ссорился не впервые, оказалось смертельным лишь по трагической случайности, но повлекло за собой страшное наказание – смерть через обезглавливание. Лишить Караваджо головы мог любой опознавший его человек.
Вся оставшаяся часть жизни прошла в скитаниях. Его восприятие действительности принимало все более трагическую окраску, картины становились все более мрачными, художник часто возвращался в них к теме смерти. Выживать в скитаниях ему помогали старые знакомые его матери - влиятельные и богатые Колонна и, конечно же, заказчики, которые надеялись заполучить еще хоть один шедевр. Как и в прежние времена, по всем городам и странам, в которых он побывал, за ним тянулся длинный шлейф злоключений, драк и скандалов. В Неаполе он был тяжело ранен и думал, что умирает, как вдруг из Рима прилетела благая весть – папа Павел V Боргезе решил подписать указ о помиловании. Видно, семья знаменитых собирателей искусства не могла допустить, чтобы Караваджо умер, не создав больше ничего для их частной коллекции. Он знал, что в Риме его ждут не с пустыми руками, поэтому собрал свои работы, погрузил их на корабль и незамедлительно отправился в путь.
Судно должно было сделать остановку в Ладисполи, неподалеку от Рима, а затем в Тоскане в Порто Эрколе. Биографы считают, что высадившись под Римом, Караваджо не успел забрать свой багаж, который был для него жизненно важен, ведь именно на его работах основывался договор с кардиналом Боргезе, обязавшимся похлопотать за художника перед папой. Он сразу же отправился в догонку за судном, но добравшись до Порто Эрколе, узнал, что все его имущество уже уплыло обратно в Неаполь. Он скитался по берегу в страшном отчаянии до тех пор, пока его не обнаружили местные монахи и не забрали в монастырский госпиталь. К тому времени он уже окончательно обессилел, и помощь, которую пытались ему оказать, пользы не принесла. Микеланджело Меризи умер 18 июля 1610 года. Все в его жизни было загадкой, в том числе и дата рождения. Судя по документам о крещении, найденным не так давно, он чуть-чуть не дожил до сорока лет. Похоронили его в общей могиле для иностранцев неподалеку от порта.
К 400-летию со дня смерти Караваджо ученые провели сложные исследования, в результате которых были обнаружены его останки. Поскольку своих детей у него скорее всего не было, пришлось исследовать ДНК наследников его братьев, и было доказано с возможностью минимальной погрешности, что найденное тело – это действительно то, что осталось от Меризи. Еще одним веским аргументом для идентификации послужил тот факт, что на костях, найденных в захоронении, сохранились многочисленные следы свинца и ртути, которые в XV-XVI веках широко использовались художниками для создания красок. Теперь в Порто Эрколе есть площадь, посвященная Караваджо, и саркофаг, где покоятся останки великого художника.
Автор статьи Anna Smirnova - https://m.facebook.com/groups/170334120008731?view=permalink&id=232748727100603

Италия в лицах - Караваджо  - 835046594837
Италия в лицах - Караваджо  - 835046595861
Италия в лицах - Караваджо  - 835046596629
Италия в лицах - Караваджо  - 835046597653
Италия в лицах - Караваджо  - 835046598421
Италия в лицах - Караваджо  - 835046599957
Италия в лицах - Караваджо  - 835046601493
Италия в лицах - Караваджо  - 835046602517
Италия в лицах - Караваджо  - 835046603285

Комментарии