LPG или CNG – какие выгоды сейчас сулит использование пропана и метана на Газелях

В советские времена, когда бензин, а тем более солярка стоили сущие копейки, автотранспортные предприятия всячески противились переводу парка на газовое топливо, причем как на LPG — сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан), так и на CNG — сжатый природный газ (метан). И даже если получали автомобили с газовыми моторами, то при любом удобном случае пытались переоборудовать их обратно. Однако переход на рыночную экономику все расставил по своим местам, и техника на газовом топливе появилась в линейке практически каждого отечественного автопроизводителя.
Горьковский автозавод не стал исключением. Сначала Газель Бизнес, а затем и Газель NEXT заполучили в свой модельный ряд версии с битопливными двигателями, способными работать не только на бензине, но и на газе. Что это за моторы? Автомобили, рассчитанные на использование LPG, оснащаются двигателями Evotech объемом 2,7литра. Их легко распознать по большому красному газовому баллону, закрепленному вдоль левого или правого лонжерона рамы (в зависимости от того, с какой стороны смонтирован 80-литровый бензобак). Заправочный объем баллона зависит от модификации автомобиля и может составлять 70, 80, 96 или 104 литра.
Калибровка блока управления проведена таким образом, что отдача двигателя практически не изменяется при переключении одного вида топлива на другой: на бензине он развивает 107 л.с. и 220 Нм, а при переходе на LPG – 104 л.с. и 219 Нм. С учётом среднего эксплуатационного расхода бензина А-92 в пределах 16 л/100 км, а пропана – до 18 л/100 км, полная заправка позволяет Газели преодолеть более тысячи километров без дополнительного посещения АЗС. При этом, если километр пробега на бензине обходится Газели NEXT в 8 руб. 48 коп. (из расчета 53 руб./литр), то на пропане — в 5 руб. 49 коп. (30,5 руб./литр). Разница почти в 35%.
На битопливных модификациях Газели NEXT, использующих сжатый природный газ вместо пропана, применяется двигатель Evotech с увеличенным до 3 литров объемом. Повышение литража позволило увеличить отдачу мотора. В результате на бензине он стал развивать 120 л.с. и 250 Нм – почти такие же показатели имел дизельный двигатель на автомобилях семейства Газель Бизнес! А на газовом топливе Evotech 3.0 выдает такие же мощности и крутящего момента, как и Evotech 2.7 на бензине.
Запас метана у бортовых модификаций и шасси Газели NEXT под монтаж надстроек хранится в четырех баллонах, рассчитанных на 42 кубометра газа. А на цельнометаллических фургонах возможна установка трех баллонов под 24,4 или 26 кубометров газа. Основное преимущество CNG – в расходе, сопоставимом с бензином, и низкой цене – в среднем 23 руб. 80 коп. То есть, по факту, один километр пробега метановой Газели обойдется всего в 3 руб. 80коп. – разница в 55%!
При этом и пропан, и метан имеют свои плюсы. Сила LPG – в широкой заправочной сети, вполне сопоставимой с обычными АЗС и зачастую размещённой с ними «под одной крышей». Сеть АГНКС для заправки CNG гораздо меньше. Однако, в дополнение к низким затратам на топливо, плюсами использования метана являются отсутствие вредных примесей, отсутствие образования нагара на свечах, да и в целом двигатель работает ровнее и тише. Кроме того, метан – летучий газ, что положительно сказывается на безопасности.
Разумеется, использование LPG или CNG немного увеличивает первоначальную стоимость автомобиля. Однако в процессе эксплуатации эти траты окупаются очень быстро, после чего битопливная Газель начинает везти дополнительную прибыль, радуя своих владельцев малыми тратами при большом запасе хода.

LPG или CNG – какие выгоды сейчас сулит использование пропана и метана на Газелях - 970569278376

Комментарии