Кубики Никитина - развивающая игрушка, придуманная еще в советские времена. Самые популярные игры с этими кубиками - "Сложи узор (СУ)" и "Уникуб (У)". Никитины - одни из первых, кто начал говорить о том, что детям нужно раннее развитие. Способности к развитию у детей детсадовского возраста гораздо больше, чем у школьников. Этим непременно нужно воспользоваться для раскрытия потенциала ребенка. Огромное значение Никитины уделяли играм. Игра - это основная деятельность ребенка, а игрушки - средство развития и воспитания в руках общества. Именно во время игры ребенок может усвоить много новой информации и сделать много маленьких открытий. Поэтому игрушки должны отвечать некоторым требованиям: 1. Игра должна представлять собой набор задач, которые посильно решить ребенку. 2. Задачи даются ребенку в различной форме и знакомят его с разными средствами передачи информации. 3. Задачи в играх должны быть разного уровня сложности, чтобы пробуждать интерес и у детей, и у взрослых. Кроме того, задачи должны поступать ребенку в порядке "от просто к сложному", чтобы ребенок мог решать их самостоятельно. 4. До окончания игры нельзя подсказывать ребенку. Он должен научиться принимать решения САМ. 5. Нельзя требовать от ребенка решения задачи, которая ему пока не под силу. 6. Решение задачи должно представляться ребенку не в абстрактном виде, а виде реальных и осязаемых вещей. 7. Игра не должна исчерпать себя базовым набором заданий. Она должна предоставить широкие возможности для составления своих заданий, т. е. для творческой деятельности. Конечно, многое зависит и от родителей. Нельзя просто дать ребенку кубики и ждать, когда он станет ученым. Этого не произойдет. Ваша задача, как родителя, увлечь ребенка развивающими играми, направлять и подталкивать его к обучению. В процессе обучения ребенка вы и сами научитесь сдерживаться, не торопить ребенка, наберетесь терпения. Игры с кубиками Никитиных развивают способности к мыслительным операциям, конструкторской и творческой работе, пространственное мышление. Сложи узор Для игры вам потребуются 16 кубиков размером 3x3x3 см или немного больше. Кроме того, игра предполагает наличие схем узоров для первого этапа. Вы можете купить готовые кубики в магазине или изготовить их своими руками. Для окрашивания кубиков используются 4 цвета: белый, желтый, синий, красный. Лучше для этого использовать заготовки деревянных кубиков. Некоторые грани нужно окрасить в один цвет, некоторые в 2. Для этого на грани кубика нужно заранее провести диагональ простым карандашом. Порядок окраски: • Передняя грань - белая • Задняя - желтая • Правая - синяя • Левая - красная • Верхняя - желто-синяя • Нижняя - красно-белая Лучше пользоваться нитрокрасками. Оттенки цвета подбирайте близкими к оттенкам схем узоров. Если у вас нет возможности купить деревянные заготовки, можете вырезать кубики из плотного картона и оклеить их бумагой. Конечно, качество будет несравнимо с деревянными. Для кубиков еще нужна картонная коробка 12,5x12,5x3. Крышка на коробку должна свободно надеваться, иначе ребенок не сможет самостоятельно ей пользоваться. С самого начала для игры с кубиками Никитина вам потребуются задания-узоры. Они разбиты по сериям: А, Б, В, Г, Д. Задания внутри серии идут по возрастания сложности. Все узоры рекомендуется разложить по сериям в отдельные пакеты и за один раз выдавать ребенку задания из одной серии. Как играть? Все маленькие дети копируют поведение старших. Во время игры нужно по-максимуму использовать эту особенность. Поэтому даже при выкладывании кубиков обращайте внимание на способы обращения с ними: не разбрасывайте кубики, а доставайте из коробки аккуратно по одному. Всегда помните, что ребенок все увидит и скопирует ваше поведение. За одно занятие нужно давать по несколько узоров. Вы должны научиться чувствовать своего ребенка и угадывать его настроение. Если малышу надоела игра, лучше предложить ее закончить раньше, чем малыш сам того пожелает, чтобы интерес к игрушке не пропал в самом начале обучения. Начинайте с простых узоров, затем переходите к более сложным. Каждое новое занятие стоит начинать с преодоления старых узоров и лишь потом давать новые. Не забывайте хвалить своего ребенка за успехи. Не стоит прямо указывать на ошибки. Попробуйте подсказать наводящими вопросами: "А ты уверен, что в первом ряду именно три кубика? Давай сравним с узором". Пускай малыш сам возьмет ряд кубиков и положит сверху на схему узора. Ошибка сразу же будет видна. Для этого на первых порах стоит распечатывать узоры в натуральную величину. Стоит поощрять самостоятельную игру. Во время самостоятельной игры ребенок учится принимать решения. Каждый новый шаг вперед будет заметен как взрослому, так и ребенку. Для разнообразия иногда можно устраивать соревнования между детьми. Раздайте всем одинаковые карточки со схемами и засекайте время, за которое каждый ребенок сможет сложить узор. Со временем игру можно усложнить: если на схеме сложен красно-белый узор, предложите ему собрать точно такой же, но желто-синий. По аналогии можно пересобрать все узоры, а затем переходите к следующему этапу. Рисование узоров Этот этап намного сложней предыдущего, поэтому заданий для этого этапа должно быть в 2-3 раза меньше, но их можно чередовать с заданиями с предыдущего этапа. Теперь кроме кубиков Никитина потребуются еще тетради, цветные карандаши и линейка. Требуется нарисовать ранее сложенный узор. Поначалу ребенку будет очень трудно рисовать прямые линии от руки и по линейке. Тут помогут тетради в клетку. У малыша может не получиться рисование с первого раза. Вы должны чувствовать, готов ли ваш малыш к такой работе. Начать лучше с маленьких одноцветных узоров. Прежде чем дать малышу задание на срисовку узора, выполните ряд подготовительных заданий: Поставьте несколько точек по центру клеток Поставьте несколько точек на пересечении прямых линий Проведите несколько прямых горизонтальных и вертикальных линий заданной длины по линейке Нарисуйте несколько кружочков и квадратиков Разделите квадрат размером 4x4 по диагонали и раскрасьте их разными цветами Разделите квадрат размером 4x4 на 4 равных квадрата и раскрасьте их разными цветами Придумываем узоры сами Третий этап - это творческая работа. После того, как ребенок овладеет узорами серии В, можно начинать сочинять схемы самостоятельно. Складывать новые узоры нетрудно, главное чтобы изображение было похоже на какой-нибудь предмет. Дети очень гордятся своими придуманными схемами. Когда будет придумано несколько узоров, можно сложить их в отдельную серию.
"Семицветик". Дефектолог - Логопед - Тифлопедагог
Кубики Никитина
Кубики Никитина - развивающая игрушка, придуманная еще в советские времена. Самые популярные игры с этими кубиками - "Сложи узор (СУ)" и "Уникуб (У)".
Никитины - одни из первых, кто начал говорить о том, что детям нужно раннее развитие. Способности к развитию у детей детсадовского возраста гораздо больше, чем у школьников. Этим непременно нужно воспользоваться для раскрытия потенциала ребенка. Огромное
значение Никитины уделяли играм. Игра - это основная деятельность
ребенка, а игрушки - средство развития и воспитания в руках общества.
Именно во время игры ребенок может усвоить много новой информации и
сделать много маленьких открытий. Поэтому игрушки должны отвечать
некоторым требованиям:
1. Игра должна представлять собой набор задач, которые посильно решить ребенку.
2. Задачи даются ребенку в различной форме и знакомят его с разными средствами передачи информации.
3.
Задачи в играх должны быть разного уровня сложности, чтобы пробуждать интерес и у детей, и у взрослых. Кроме того, задачи должны поступать ребенку в порядке "от просто к сложному", чтобы ребенок мог решать их самостоятельно.
4. До окончания игры нельзя подсказывать ребенку. Он должен научиться принимать решения САМ.
5. Нельзя требовать от ребенка решения задачи, которая ему пока не под силу.
6. Решение задачи должно представляться ребенку не в абстрактном виде, а виде реальных и осязаемых вещей.
7. Игра не должна исчерпать себя базовым набором заданий. Она должна предоставить широкие возможности для составления своих заданий, т. е. для творческой деятельности.
Конечно, многое зависит и от родителей. Нельзя просто дать ребенку кубики и ждать, когда он станет ученым. Этого не произойдет. Ваша задача, как родителя, увлечь ребенка развивающими играми, направлять и подталкивать его к обучению. В процессе обучения ребенка вы и сами научитесь сдерживаться, не торопить ребенка, наберетесь терпения.
Игры с кубиками Никитиных развивают способности к мыслительным операциям, конструкторской и творческой работе, пространственное мышление.
Сложи узор
Для игры вам потребуются 16
кубиков размером 3x3x3 см или немного больше. Кроме того, игра
предполагает наличие схем узоров для первого этапа.
Вы можете
купить готовые кубики в магазине или изготовить их своими руками. Для
окрашивания кубиков используются 4 цвета: белый, желтый, синий, красный.
Лучше для этого использовать заготовки деревянных кубиков. Некоторые
грани нужно окрасить в один цвет, некоторые в 2. Для этого на грани
кубика нужно заранее провести диагональ простым карандашом.
Порядок окраски:
• Передняя грань - белая
• Задняя - желтая
• Правая - синяя
• Левая - красная
• Верхняя - желто-синяя
• Нижняя - красно-белая
Лучше пользоваться нитрокрасками. Оттенки цвета подбирайте близкими к оттенкам схем узоров.
Если
у вас нет возможности купить деревянные заготовки, можете вырезать
кубики из плотного картона и оклеить их бумагой. Конечно, качество будет
несравнимо с деревянными.
Для кубиков еще нужна картонная коробка
12,5x12,5x3. Крышка на коробку должна свободно надеваться, иначе ребенок
не сможет самостоятельно ей пользоваться.
С самого начала для игры с
кубиками Никитина вам потребуются задания-узоры. Они разбиты по сериям:
А, Б, В, Г, Д. Задания внутри серии идут по возрастания сложности. Все
узоры рекомендуется разложить по сериям в отдельные пакеты и за один раз
выдавать ребенку задания из одной серии.
Как играть?
Все
маленькие дети копируют поведение старших. Во время игры нужно
по-максимуму использовать эту особенность. Поэтому даже при выкладывании
кубиков обращайте внимание на способы обращения с ними: не
разбрасывайте кубики, а доставайте из коробки аккуратно по одному.
Всегда помните, что ребенок все увидит и скопирует ваше поведение.
За
одно занятие нужно давать по несколько узоров. Вы должны научиться
чувствовать своего ребенка и угадывать его настроение. Если малышу
надоела игра, лучше предложить ее закончить раньше, чем малыш сам того
пожелает, чтобы интерес к игрушке не пропал в самом начале обучения.
Начинайте
с простых узоров, затем переходите к более сложным. Каждое новое
занятие стоит начинать с преодоления старых узоров и лишь потом давать
новые. Не забывайте хвалить своего ребенка за успехи.
Не стоит
прямо указывать на ошибки. Попробуйте подсказать наводящими вопросами:
"А ты уверен, что в первом ряду именно три кубика? Давай сравним с
узором". Пускай малыш сам возьмет ряд кубиков и положит сверху на схему
узора. Ошибка сразу же будет видна. Для этого на первых порах стоит
распечатывать узоры в натуральную величину.
Стоит поощрять
самостоятельную игру. Во время самостоятельной игры ребенок учится
принимать решения. Каждый новый шаг вперед будет заметен как взрослому,
так и ребенку.
Для разнообразия иногда можно устраивать
соревнования между детьми. Раздайте всем одинаковые карточки со схемами и
засекайте время, за которое каждый ребенок сможет сложить узор.
Со
временем игру можно усложнить: если на схеме сложен красно-белый узор,
предложите ему собрать точно такой же, но желто-синий. По аналогии можно
пересобрать все узоры, а затем переходите к следующему этапу.
Рисование узоров
Этот
этап намного сложней предыдущего, поэтому заданий для этого этапа
должно быть в 2-3 раза меньше, но их можно чередовать с заданиями с
предыдущего этапа. Теперь кроме кубиков Никитина потребуются еще
тетради, цветные карандаши и линейка.
Требуется нарисовать ранее
сложенный узор. Поначалу ребенку будет очень трудно рисовать прямые
линии от руки и по линейке. Тут помогут тетради в клетку. У малыша может
не получиться рисование с первого раза. Вы должны чувствовать, готов ли
ваш малыш к такой работе. Начать лучше с маленьких одноцветных узоров.
Прежде чем дать малышу задание на срисовку узора, выполните ряд подготовительных заданий:
Поставьте несколько точек по центру клеток
Поставьте несколько точек на пересечении прямых линий
Проведите несколько прямых горизонтальных и вертикальных линий заданной длины по линейке
Нарисуйте несколько кружочков и квадратиков
Разделите квадрат размером 4x4 по диагонали и раскрасьте их разными цветами
Разделите квадрат размером 4x4 на 4 равных квадрата и раскрасьте их разными цветами
Придумываем узоры сами
Третий
этап - это творческая работа. После того, как ребенок овладеет узорами
серии В, можно начинать сочинять схемы самостоятельно. Складывать новые
узоры нетрудно, главное чтобы изображение было похоже на какой-нибудь
предмет. Дети очень гордятся своими придуманными схемами. Когда будет
придумано несколько узоров, можно сложить их в отдельную серию.